УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дементьева
Н.В. Дело №
12-42/2020 (12-304/2019)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск 30 января 2020 года
Судья Ульяновского
областного суда Лифанова З.А.,
рассмотрев в открытом
судебном заседании дело по жалобе генерального директора Управляющей
организации общества с ограниченной ответственностью «Зарубежнефть-добыча
Самара» Мифтахова Р.Т. на постановление судьи Новоспасского районного суда
Ульяновской области от 15 ноября 2019 года,
установила:
постановлением судьи
Новоспасского районного суда Ульяновской области от 15.11.2019 общество с
ограниченной ответственностью «Ульяновскнефтегаз» (далее – ООО
«Ульяновскнефтегаз») признано виновным в совершении административного
правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде
административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, генеральный директор УО ООО
«Зарубежнефть-добыча Самара» - Мифтахов Р.Т. не соглашается с вынесенным
постановлением судьи, полагает его подлежащим отмене, производство по делу –
прекращению.
В обоснование жалобы
указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. При
рассмотрении дела об административном правонарушении не учтен год строительства
объектов – нефтедобывающих скважин Сулакского месторождения, их перечень
(наименования), год ввода в эксплуатацию. Не исследовались обстоятельства,
свидетельствующие об отнесении указанного объекта к вновь строящимся или
реконструируемым объектам или объектам капитального строительства,
соответствовали ли указанные объекты ранее действовавшим требованиям. Между
тем, ООО «Ульяновскнефтегаз» приступило к осуществлению деятельности 28.09.2007,
основным видом его деятельности является добыча сырой нефти и нефтяного
(попутного) газа. Вновь строящиеся или реконструируемые объекты на Сулакском
месторождении отсутствуют. Ссылается на программу производственного
экологического контроля 2018 года, которая выполняется Обществом в полном
объеме. Результаты лабораторных испытаний предоставляются в Управление
Росприроднадзора по Ульяновской области в установленные сроки. Согласно
результатам лабораторных исследований, проведенным ФГБУ «Центр лабораторного
анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу», нормы
предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух по источникам выбросов ООО
«Ульяновскнефтегаз» не превышены, в том числе по показателю «сероводород».
Технические устройства соответствуют требованиям промышленной безопасности и не
создают угрозы жизни и здоровью населения, уровень загрязнения воздуха не
превышает предельно допустимые нормы.
Указывает на
процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении.
Протокол подписан не генеральным директором ООО «Зарубежнефть-добыча Самара», а
иным лицом, расшифровка подписи и должности которого отсутствует. Данные о том,
что объяснения истребованы у законного представителя Общества, действующего на
основании доверенности, отсутствуют. Реквизиты доверенности и срок действия
полномочий не указаны.
Подробно позиция
Мифтахова Р.Т. изложена в жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, извещались о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы жалобы
и материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, полагаю,
что вмененное ООО «Ульяновскнефтегаз» нарушение верно квалифицировано по ст.6.3
КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства в
области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических
нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических
мероприятий.
В силу ст.ст. 11, 39
Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» соблюдение санитарно-эпидемиологических требований
является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц.
В случае если у
юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за
нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации
предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты
все зависящие от него меры по их соблюдению, то в силу части 2 статьи 2.1
указанного Кодекса такое юридическое лицо подлежит привлечению к
административной ответственности.
Из материалов дела
следует и установлено судом, что 28.05.2019 ООО «Ульяновскнефтегаз»,
осуществляющее деятельность по добыче сырой нефти и нефтяного (попутного) газа
(ОКВЭД 06.10), в нарушение п.1.1, пп. «б» п.2.4, п.2.6, пп. «а» п. 4.1 СП
1.1.1058-01.1.1 «Общие вопросы. Организация и проведение производственного
контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 13.07.2001 №18 (далее - СП 1.1.1058-01) и раздела 5 СанПиН 2.1.6.1032-01 «2.1.6.
Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха.
Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных
мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 17.05.2001 № 14 (далее - СанПиН 2.1.6.1032-01) осуществляло свою
деятельность с программой производственного контроля за соблюдением санитарных
правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий от 2017 года, которая не предусматривает осуществление (организацию)
лабораторных исследований и испытаний на границе санитарно-защитной зоны и в
зоне влияния предприятия.
Кроме того,
представленный проект обоснования размера санитарно-защитной зоны Сулакского
месторождения нефти, имеющий санитарно-эпидемиологическое заключение Управления
Роспотребнадзора, разработан и утвержден в 2009 году, однако он не содержит
исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или)
биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и не
представлен в срок не более одного года в Федеральную службу по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека, что является нарушением
пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная
классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 25.09.2007 № 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) и пунктов 2, 14 и 16
Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков,
расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 03.03.2018 № 222.
Вина ООО
«Ульяновскнефтегаз» в совершении указанного правонарушения подтверждаются
собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их
относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении
дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего
анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые
обстоятельства совершения административного правонарушения.
Вопреки доводам
жалобы все обстоятельства дела с достаточной полнотой учтены и исследованы
судьей районного суда.
Так, в вину
юридическому лицу наряду с нарушением санитарных правил, установленных СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03, должностным лицом административного органа вменено
нарушение п.2 Постановления Правительства РФ № 222 от 03.03.2018, а также
нарушение п.п. 14 и 16 Правил установления санитарно-защитных зон и
использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных
зон, утвержденных данным Постановлением Правительства РФ № 222 от 03.03.2018
(далее Постановление Правительства РФ № 222 и Правила установления
санитарно-защитных зон №
222, соответственно).
Указанные акты
вступили в силу 15.03.2018, что свидетельствует о том, что Правительство
Российской Федерации с указанной даты установило правовое регулирование в
отношении санитарно-защитных зон вокруг уже действующих объектов.
При этом согласно п.2
Постановления Правительства РФ № 222 правообладатели объектов капитального
строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего
постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные
зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней
физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за
контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление
об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов,
предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в
срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
В силу п.14 и п.16
Правил установления санитарно-защитных зон № 222 к заявлению об установлении
или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной
зоны, экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической
экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны. При этом проект
санитарно-защитной зоны должен содержать сведения о размерах санитарно-защитной
зоны, сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования
административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения
границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе
координат, используемой для ведения Единого государственного реестра
недвижимости, в том числе в электронном виде), обоснование размеров и границ
санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в
области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том
числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки
риска для здоровья человека.
Таким образом,
непредставление программы производственного контроля, вмененное Обществу,
является правомерным, поскольку юридическое лицо обязано установить
санитарно-защитную зону и, как следствие, проводить лабораторные исследования и
испытания на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия.
Доводы заявителя о
том, что протокол об административном правонарушении подписан не директором УО
ООО «Зарубежнефть-добыча Самара» - Мифтаховым Р.Т., а иным лицом, при этом
отсутствуют ссылки на реквизиты доверенности, основанием для признания данного
доказательства недопустимым не являются.
Так, ООО
«Ульяновскнефтегаз» было надлежащим образом извещено о месте и времени
составления протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствует
повестка от 29.05.2019 и почтовое уведомление о ее вручении адресату 03.06.2019
(том 1 л.д.18).
Протокол №*** от
10.06.2019 составлен в присутствии представителя юридического лица – Геберлейн
Е.Н., действующей на основании доверенности, при этом ей разъяснены права и
обязанности как представителю
юридического лица, в связи с чем ссылка заявителя жалобы на не разъяснении ст.51
Конституции РФ, является несостоятельной.
Тот факт, что в
протоколе не указаны дата и номер доверенности, на основании которой
действовала Геберлейн Е.Н., не влечет недействительность протокола, поскольку
указанное требование не предусмотрено ст.28.2 КоАП РФ.
Копия доверенности
Геберлейн Е.Н. от 14.01.2019 №*** сроком действия до 31.12.2019, выданная
генеральным директором УО ООО «Зарубежнефть-добыча Самара» - Мифтаховым Р.Т.,
на представление интересов ООО «Ульяновскнефтегаз» приобщена к протоколу и иным
материалам производства по делу об административном правонарушении (том 1 л.д.
80), равно как и данные ею (Геберлейн Е.Н.) при составлении протокола
объяснения (том 1 л.д. 79). В протоколе об административном правонарушении представителем
юридического лица - Геберлейн Е.Н. собственноручно указано, что объяснения
прилагаются.
Таким образом, права
юридического лица при составлении протокола административном правонарушении не
нарушены.
Срок давности и
порядок привлечения администрации к административной ответственности не
нарушены.
Положения ст.4.1
КоАП РФ при назначении наказания соблюдены, наказание назначено с учетом
обстоятельств дела в соответствии с санкцией ст.6.3 КоАП РФ.
Нарушений норм
материального и процессуального закона при рассмотрении дела об
административном правонарушении не допущено.
При таких
обстоятельствах состоявшееся по делу постановление сомнений в своей законности
не вызывает, оснований для его отмены не нахожу.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи
Новоспасского районного суда Ульяновской области от 15 ноября 2019 года
оставить без изменения, жалобу генерального директора Управляющей организации
общества с ограниченной ответственностью «Зарубежнефть-добыча Самара» Мифтахова
Р.Т. – без удовлетворения.
Судья
З.А. Лифанова