Судебный акт
О возложении обязанности поставить на кадастровый учет жилой дом и выдать кадастровый паспорт
Документ от 28.01.2020, опубликован на сайте 06.02.2020 под номером 86287, 2-я гражданская, о возложении обязанности поставить на кадастровый учет жилой дом и выдать кадастровый паспорт, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Кузнецова М.С.                                            Дело № 33-348/2020 (33-5834/2019)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       28 января 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Буделеева В.Г., Грудкиной Т.М.,

при секретаре Скала П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1261/2019  по апелляционной жалобе Чихирева Виктора Васильевича на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 23 октября 2019 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Чихирева Виктора Васильевича к администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, акционерному обществу «Имущественная Корпорация Ульяновской области (Ульяновское областное БТИ)» об обязании поставить жилой дом на кадастровый учет и выдать кадастровый паспорт отказать.

Заслушав доклад судьи Буделеева В.Г., судебная коллегия

 

установила:

 

Чихирев В.В. обратился в Сенгилеевский районный суд Ульяновской области с иском к администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области (далее – администрация МО «Тереньгульский район»), акционерному обществу «Имущественная Корпорация Ульяновской области (Ульяновское областное БТИ)» (далее - АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области») об обязании поставить жилой дом на кадастровый учет и выдать кадастровый паспорт.

В обоснование исковых требований указал, что вступившим в законную силу решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 25 декабря 2018 года за ним признано право собственности в порядке приобретательной давности на квартиру № ***

После вступления решения суда в законную силу истец обратился в Управление Росреестра по Ульяновской области, которое своим постановлением от 22 марта 2019 года приостановило действия по государственной регистрации права и предложило ему устранить недостатки, а именно: представить доказательства, свидетельствующие о том, что данный дом значится в едином государственном реестре.  В последующем ему было предложено написать заявление о приостановлении срока государственной регистрации.

28 мая 2019 года администрация МО «Тереньгульский район» Ульяновской области ему предоставила выписку за № *** из реестра, о том что квартира № *** в двухквартирном доме № *** поставлена на баланс администрации. Однако дом в государственный реестр внесен не был.

Просил суд обязать администрацию МО «Тереньгульский район» Ульяновской области и АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области» поставить на кадастровый учет в ЕГРН дом № *** и выдать кадастровый паспорт на данный дом.  

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация МО «Ясашноташлинское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, Управление Росреестра по Ульяновской области, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Чихирев В.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на незаконность решения суда, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование доводов жалобы приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО «Тереньгульский район» Ульяновской области и АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области» полагают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

Из материалов дела следует, что решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 25 декабря 2018 года за Чихиревым В.В. признано право собственности на квартиру № *** Решение суда вступило в законную силу 29 января 2019 года.

11 марта 2019 года Чихирев В.В. обратился в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру.

По результатам рассмотрения заявления 22 марта 2019 года государственная регистрация прав приостановлена в связи с отсутствием документов, подтверждающих постановку указанного объекта недвижимости на кадастровый учет. Чихиреву В.В. предложено предоставить документы, позволяющие поставить данный объект недвижимости на кадастровый учет. 

Во исполнение указаний регистрирующего органа Чихирев В.В. обратился в АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области», которое 28 мая 2019 года выдало истцу изготовленный по его заказу технический паспорт на квартиру. Данный технический паспорт Чихирев В.В. предоставил в Управление Росреестра по Ульяновской области.

В то же время 19 июня 2019 года по заявлению самого истца осуществление государственной регистрации права собственности на квартиру было вновь приостановлено по причине необходимости предоставления дополнительных документов.

С целью реализации права на государственную регистрацию права собственности 12 сентября 2019 года Чихирев В.В. обратился в Сенгилеевский районный суд Ульяновской области с вышеуказанными требованиями к администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области и АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В силу положений частей 3 и 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Как следует из статей 14, 15 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав могут осуществляются либо одновременно, либо, при указанных в данном законе обстоятельствах, самостоятельно. При этом государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав носят заявительный характер, при предоставлении заявителем необходимых документов, в частности вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения в частности, о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ). В техническом плане указываются в том числе новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).

Таким образом, для постановки на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства, в состав которого входят помещения - квартиры в орган регистрации прав необходимо представить заявление от лиц, предусмотренных статьей 15 Закона N 218-ФЗ с приложением предусмотренных статьей 18 данного закона документов, в том числе технического плана, подготовленного кадастровым инженером в соответствии с Приказом № 953 от 18 декабря 2015 года «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также Формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ. Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного федерального закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 Закона N 218-ФЗ).

К таким основаниям в силу пунктов 5 и 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ отнесено непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Из материалов дела усматривается, что технический план на объект недвижимости  истцом в орган регистрации прав не представлялся, тогда как технический паспорт на квартиру N 2 составлен в отношении помещения, находящегося в жилом доме, при том что часть 7 статьи 41 Закона N 218-ФЗ запрещает осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на помещение или помещения, в том числе жилые, в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении.

Вопреки приведенным выше нормативным положениям и установленным обстоятельствам, Чихирев В.В. обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском  к администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области об обязании поставить жилой дом на кадастровый учет и акционерному обществу «Имущественная Корпорация Ульяновской области об обязании выдать кадастровый паспорт.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает верными выводы суда первой инстанции о том, что требования Чихирева В.В. к данным ответчикам не основаны на законе.   

В соответствии со ст. 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, таким органом является Управление Росреестра.

Кроме того, согласно части 4 статьи 3 данного закона отдельные полномочия органа регистрации прав на основании решения указанного федерального органа исполнительной власти вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.

Таким органом является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Из материалов дела следует, что 15 апреля 2019 года Чихирев В.В. обращался в АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области» с заявлением об оказании услуг по выполнению первичной технической инвентаризации и изготовлению технического паспорта на квартиру по адресу: *** При этом истец не обращался к указанному ответчику за изготовлением технического плана и, соответственно, не представлял ему указанных в Приложении № 2 к приказу Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953 документов, необходимых для изготовления такого плана. Техническая инвентаризация всего здания по рассматриваемому адресу данным ответчиком не осуществлялась, технический паспорт на вышеназванное здание не изготавливался, поскольку для этого необходимо выполнение кадастровых работ в отношении всего здания. Однако с таким ходатайством истец также к указанному ответчику не обращался.

Более того, АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области» не наделено полномочиями по выдаче кадастровых паспортов, в связи с чем требования к указанному ответчику о выдаче кадастрового паспорта не основаны на законе.

По вышеприведенным основаниям не основанными на законе являются и требования истца  к администрации МО «Тереньгульский район» о постановке спорного жилого дома на кадастровый учет, поскольку непосредственно постановку объектов недвижимости на кадастровый учет осуществляет  уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила :

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 23 октября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чихирева Виктора Васильевича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи