Судебный акт
О выплате рыночной стоимости жилого помещения
Документ от 28.01.2020, опубликован на сайте 05.02.2020 под номером 86268, 2-я гражданская, об обязании предоставления альтернативного жилья, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Горбачева Т.Ю.                                                                          Дело № 33-276/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             28 января 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего ­­Мирясовой Н.Г.,

судей Калашниковой Е.В., Рыбалко В.И.,

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 15 октября 2019 года по делу № 2-200/2019, которым постановлено: 

исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Шульпина Михаила Михайловича и исковые требования Шульпиной Веры Аркадьевны к обществу с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» о взыскании рыночной стоимости жилого помещения, находящегося в санитарно-защитной зоне завода,  удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» в пользу Шульпина Михаила Михайловича, Шульпиной Веры Аркадьевны рыночную стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: ***, в размере 7 057 452 руб. 

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб. 

Заслушав доклад судьи Калашниковой Е.В., выслушав объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» Павлушкиной О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Шульпина М.М., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, прокурора Шибанова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

 

прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд в интересах Шульпина М.М. с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Сенгилеевский цементный завод» о взыскании рыночной стоимости жилого помещения, находящегося в санитарно-защитной зоне завода.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по выполнению ответчиком законодательства по расселению жителей п. *** из санитарно-защитной зоны. В ходе проверки установлено, что жилое помещение Шульпина М.М. находится в пределах трехсот метровой расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны завода, принадлежащего ООО «Сенгилеевский цементный завод». Администрацией ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является ответчик, утверждена программа переселения жителей из санитарно-защитной зоны предприятия. В график включено 46 домов, в том числе и жилой дом ***, в котором проживает Шульпин М.М. Срок расселения по программе – 2012-2013 годы. Вместе с тем, дом Шульпина М.М. до настоящего времени не расселен. В соответствии с положениями СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03                 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» размещение жилой застройки в санитарно-защитной зоне не допускается.

Просил суд, с учетом уточнений,  взыскать с ООО «Сенгилеевский цементный завод» в пользу истца и третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, рыночную стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: ***, в размере               7 057 452 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное учреждение администрация муниципального образования  «Сенгилеевский район» Ульяновской области, Федеральная служба  по надзору  в сфере  защиты  прав  потребителей и  благополучия  человека,  Федеральная  служба  по надзору  в сфере  защиты  прав  потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, ООО «Экологические системы»; в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования привлечена – Шульпина В.А., которой были предъявлены самостоятельные исковые требования, аналогичные иску прокурора. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней, ООО «Сенгилеевский цементный завод» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Полагает, что судом при разрешении спора необоснованно не были приняты во внимания положения части 13 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указывает, что для разрешения спора правовое значение имеет факт установления границ санитарно-защитной зоны предприятия. Не соглашается с выводом суда о том, что на ответчике лежит обязанность  расселить жилые застройки, попадающие в трехсотметровую зону от границы территории промплощадки по всем направлениям. Отмечает, что санитарно-защитная зона для предприятия не установлена. Действующим законодательством обязанность по переселению жителей из расчетной санитарно-защитной зоны не предусмотрена.

Полагает, что суд при разрешении спора не дал надлежащей оценки представленной в материалы дела Программе переселения из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью                1 200 000 тонн в год одной технологической линией» (программа переселения), согласно которой расселение жителей домов возможно только после подтверждения санитарно-защитной зоны мониторингом выбросов на работающем предприятии. В настоящее время программа переселения продлена до 17 мая 2020 года, срок ее реализации не наступил.

Не соглашается с выводом суда об отсутствии у истца возможности пользоваться и распоряжаться жилым помещением в связи с нахождением его в трехсотметровой санитарно-защитной зоне. Отмечает, что каких-либо ограничений в отношении принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения не установлено.

Полагает, что выводы суда о нарушении ответчиком прав граждан на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, не подтверждаются материалами дела. В соответствии с нормами действующего законодательства по заказу ответчика разработан проект санитарно защитной зоны предприятия, получивший положительное заключение негосударственной экспертизы. Проектом предусматривается установление санитарно-защитной зоны по границе промплощадки во всех направлениях – 0 м, поскольку уровни рисков для здоровья населения от воздействия выбросов предприятия ниже установленных пределов.

Не соглашается с выводами суда  о том, что 16 мая 2019 года Управлением Рспотребнадзора по Ульяновской области было отказано ответчику в выдаче  санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правила разработанного проекта санитарно защитной зоны предприятия.

Указывает, что предприятие не введено в установленном порядке в эксплуатацию, ведутся пуско-наладочные работы, разрешение на строительство продлено администрацией МО «Сенгилеевский район» до 17 мая 2020 года.

Считает, что при определении рыночной стоимости спорного домовладения суд руководствовался недопустимыми доказательствами по делу.

Кроме того, при принятии решения судом не был решен вопрос о переходе к ответчику права собственности на принадлежащее истцу жилое помещение.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия  человека  по Ульяновской области, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу муниципальное учреждение администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

В силу требований статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44, пунктом 2 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. В частности, такие зоны создаются вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 5 октября 2011 года администрацией МО «Сенгилеевский район» ООО «Сенгилеевский цементный завод» выдано разрешение на строительство завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год по адресу: ***.

Срок действия данного разрешения с учетом неоднократного продления определен до 17 мая 2020 года.

До настоящего времени предприятие в эксплуатацию не введено, ведутся пуско-наладочные работы.

При этом предприятие начало осуществлять выпуск продукции (пока не на предельных мощностях), производственный процесс ведется в несколько смен, укомплектован штат работников более 350 человек.

При проектировании строительства завода в 2009 году администрацией                   ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является ООО «Сенгилеевский цементный завод», была утверждена программа переселения жителей из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией».

Согласно данной программе жители домов, подпадающие в границы расчетно-санитарной зоны подлежат расселению после подтверждения санитарно-защитной зоны мониторингом выбросов на работающем предприятии.

В рамках указанной программы переселения между ООО «Сенгилеевский цементный завод» и администрацией МО «Сенгилеевский район» 13 августа 2009 года было заключено соглашение, по условиям которого ООО «Сенгилеевский цементный завод» приняло на себя обязательства нести материальные, финансовые и иные затраты, связанные с переселением жителей и переносу объектов социального культурного назначения, подпадающих под размещение в проектируемой санитарно-защитной зоне.

Согласно приложению к программе переселения жилой д. *** включен в список домов, подлежащих переселению из санитарно-защитной зоны предприятия, со сроком переселения – 2012-2013 годы.

В настоящее время срок программы продлен до 17 мая 2020 года.

Из экспертного заключения № *** от 21 июня 2010 года, утвержденного главным врачом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, следует, что проектируемый цементный завод относится к предприятиям II класса опасности, санитарно-защитная зона предварительно установлена в 300 м.

Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области выдано санитарно – эпидемиологическое заключение от 29 июня 2017 года на проект обоснования расчетной (предварительной) санитарно – защитной зоны для завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1,2 млн. тонн в год одной технологической линией размером 300 метров от границы территории промплощадки по всем направлениям для ООО «Сенгилеевский цементный завод», по адресу: ***.

Шульпину М.М., Шульпиной В.А., на праве собственности принадлежит жилой  дом, расположенный по адресу: ***.

Указывая на нарушение прав Шульпина М.М. в связи с нахождением принадлежащего ему жилья в расчетной санитарно-защитной зоне                                    ООО «Сенгилеевский цементный завод», прокурор обратился в суд в его интересах с настоящим иском. Аналогичные иску прокурора, самостоятельные исковые требования были предъявлены и Шульпиной В.А.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах      Шульпина М.М. и Шульпиной В.А., суд первой инстанции ссылаясь на положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», указал, что на ООО «Сенгилеевский цементный завод» лежит обязанность расселить жилые застройки, попадающие в расчетную (предварительную) трехсотметровую зону от границы территории промплощадки по всем направлениям, установленную проектом обоснования размера санитарно-защитной зоны для завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией от 2009 года.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года            № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – Правила).

Согласно пункту 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности                       по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или                      о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает Роспотребнадзор (пункт 3 Правил).

К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны (пункт 14 Правил).

Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 25 Правил).

В силу части 13 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года                        № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с                            1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до                  1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов.

До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

Как следует из материалов дела, на данный момент санитарно-защитная зона ООО «Сенгилеевский цементный завод» в предусмотренном законом порядке не установлена, определялась лишь расчетная (предварительная) зона.

Во исполнение действующего законодательства по заказу ответчика ООО «Экологические системы» (г. Ульяновск) в 2018 году разработан проект санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод», основной производственной площадки. Данный проект предусматривает установление санитарно-защитной зоны предприятия по границе промплощадки во всех направлениях – 0 м.

Ответчиком получено экспертное заключение ООО «Центр гигиены и эпидемиологии» (г. Чебоксары)  от 8 апреля 2019 года № *** о соответствии вышеуказанного проекта санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод» государственным санитарно-эпидемиологическим  правилам и нормам.

В настоящее время ведутся работы по согласованию границ санитарно-защитной зоны.

Принимая во внимание вышеприведенные положения законодательства, действующего на момент вынесения оспариваемого решения суда, учитывая, что до настоящего времени санитарно-защитная зона ООО «Сенгилеевский цементный завод» в предусмотренном законом порядке не установлена, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика о преждевременности заявленных в интересах Шульпина М.М. исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области и самостоятельных исковых требований третьего лица Шульпиной В.А. о взыскании стоимости жилого помещения, расположенного в санитарно-защитной зоне завода.  

При этом необходимо учесть, что законодателем предусмотрены и иные меры ответственности за несоблюдение санитарных норм и правил в части не установления санитарно-защитной зоны предприятия.

В соответствии с пунктом 4  части 1  статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового решения, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах Шульпина М.М., и в иске Шульпиной В.А. к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о взыскании рыночной стоимости жилого помещения, находящегося в санитарно-защитной зоне завода, следует отказать.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от                              15 октября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах Шульпина Михаила Михайловича, и исковых требований Шульпиной Веры Аркадьевны к обществу с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» о взыскании рыночной стоимости жилого помещения, находящегося в санитарно-защитной зоне завода, отказать.

 

Председательствующий                                    

 

Судьи