Судебный акт
Об обеспечении лекарственным препаратом
Документ от 21.01.2020, опубликован на сайте 05.02.2020 под номером 86177, 2-я гражданская, об обеспечении медицинскими изделиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                 Дело №33-172/2020 (№33-5634/2019)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    21 января 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-4408/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 сентября 2019 года,  по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах  Дыдыкиной Любови  Николаевны  удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения  Ульяновской области по необеспечению  Дыдыкиной Любови  Николаевны  и***  о*** д*** ш***-р*** *** *** мм № *** в количестве *** штук по рецептам серии  *** № *** от 25.03.2019, серии  *** № *** от 26.04.2019, серии  *** № *** от 25.06.2019. 

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить  Дыдыкину Любовь  Николаевну  и***  о*** д*** ш***-р*** *** *** №*** в общем количестве ***  ш***  по рецептам серии *** № *** от 25.03.2019, серии *** № *** от 26.04.2019, серии *** № *** от 25.06.2019. 

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Засвияжского  района г. Ульяновска в интересах Дыдыкиной  Л.Н. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами. В обоснование иска указал, что Дыдыкина  Л.Н., *** года рождения, является и*** в*** г***, наблюдается в государственном учреждении здравоохранения (далее – ГУЗ) «Городская поликлиника  № 4»  с диагнозом: с*** д*** в*** т*** с о*** в в***  д*** с*** п***, м***, а*** п***  а***. В связи с имеющимися заболеваниями истец нуждается  в обеспечении  изделиями  медицинского назначения - и*** о*** д*** ш***-р*** *** № ***. Однако, названными медицинскими изделиями по выписанным льготным рецептам от 25.03.2019,  26.04.2019, 25.06.2019 истец не обеспечена. Просил  признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся  в необеспечении Дыдыкиной  Л.Н.  медицинскими изделиями,  обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить  истца   и*** о*** д*** ш***-р*** в количестве *** штук  по выписанным рецептам от 25.03.2019, 26.04.2019, 25.06.2019.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, акционерное общество «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника № 4» и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется только лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний.  Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Считает, что обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Обращает внимание, что рецепты имеют срок годности – один месяц, по истечении которого Министерство не имеет возможности выдать медицинские изделия. Кроме того, медицинские показания могут измениться, и Дыдыкина Л.Н. возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями. Просит учесть, что медицинские изделия, лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок.

В возражениях на жалобу прокурор Засвияжского района г. Ульяновска просит решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Дыдкина Л.Н., *** года рождения, является и*** в*** г***, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с диагнозом: с*** д*** в*** т***, н*** и***.

В связи с имеющимся заболеванием Дыдыкина Л.Н. нуждается в изделиях медицинского назначения – и*** о*** д*** ш***-р***, на которые ей лечащим врачом 25.03.2019, 26.04.2019, 25.06.2019 были выписаны льготные рецепты.

Однако указанными медицинскими изделиями по названным выше рецептам истец обеспечена не была.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Дыдыкиной Л.Н. медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

К числу льготной категории граждан данным постановлением отнесены инвалиды второй группы, а также лица, страдающие таким заболеванием как «диабет».

Пунктом 4 названного выше постановления Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Дыдкиной Л.Н. бесплатно на период лечения медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах и медицинских изделиях.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Дыдыкину Л.Н. медицинскими изделиями по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Дыдыкиной Л.Н. в спорных медицинских изделиях носит постоянный характер.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 сентября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи