УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Горбачева Т.Ю.
Дело №33-275/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
28 января 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного
суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В., Рыбалко В.И.,
при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-202/2019 по апелляционной жалобе и дополнениям к жалобе общества с
ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» на решение
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 8 октября 2019 года, по
которому постановлено:
Исковые требования прокурора Сенгилеевского района
Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Савиной Марины
Геннадьевны к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о взыскании рыночной
стоимости жилого помещения, находящегося в санитарно – защитной зоне завода
(третьи лица, заявляющие самостоятельные требования Калашникова Анастасия
Викторовна, Савин Артем Сергеевич), удовлетворить.
Взыскать с ООО «Сенгилеевский цементный завод» в пользу
Савиной Марины Геннадьевны, Калашниковой Анастасии Викторовны, Савина Артема
Сергеевича рыночную стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: ***,
в размере 611 820 руб.
Взыскать с ООО «Сенгилеевский цементный завод»
государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения
представителя ООО «Сенгилеевский цементный завод» - Павлушкиной О.А.,
поддержавшей доводы апелляционной жалобы,
прокурора Шибанова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области в
интересах Савиной М.Г. обратился в суд с исковыми требованиями к обществу с
ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Сенгилеевский цементный завод» о
взыскании рыночной стоимости жилого помещения, находящегося в санитарно –
защитной зоне завода. В обоснование требований указал, что руководством ООО
«Ульяновскшифер», правопреемником которого является ООО «Сенгилеевский цементный
завод», утверждена Программа переселения
жителей из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по
сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год
одной технологической линией». В соответствии с указанной
Программой утвержден график
переселения жителей из санитарно-защитной зоны. В
график включено 46 домов, в том
числе многоквартирный дом, в котором расположена квартира,
принадлежащая на праве собственности Савиной М.Г. Срок
расселения жителей установлен 2012-2013 гг. В соответствии с
санитарно–эпидемиологическим заключением Управления Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской
области для завода установлена расчетная
санитарно – защитная зона в 300 м от границы территории промплощадки во всех
направлениях. Однако до настоящего
времени руководством ООО
«Сенгилеевский цементный завод»
не принято мер по переселению проживающей в санитарно-защитной
зоне Савиной М.Г. Непринятие мер по
переселению нарушает права Савиной М.Г.
на благоприятную окружающую среду. Просил суд обязать ООО «Сенгилеевский
цементный завод» выплатить истцу и привлеченным судом третьим лицам, заявляющим
самостоятельные требования, рыночную стоимость жилого помещения, расположенного
по адресу: ***, в размере 611 820 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельные требования привлечены администрация МО «Сенгилеевский район»
Ульяновской области, Федеральная служба
по надзору в сфере защиты
прав потребителей и
благополучия человека, Федеральная
служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека по
Ульяновской области, ООО «Экологические системы»; в качестве третьих лиц,
заявляющих самостоятельные требования: Калашникова А.В., действующая в своих
интересах и в интересах несовершеннолетнего Савина А.С., *** года рождения.
Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ООО «Сенгилеевский
цементный завод» не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять
по делу новое судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что судом при разрешении спора неправильно применены нормы
материального права. При этом ответчик ссылается на положения ч. 13 ст. 26
Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в
Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации», согласно которой до дня установления санитарно-защитной
зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей
объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования
настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной)
санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за
прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования
в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.
Санитарно-защитная зона для завода в установленном законом порядке не
определена, что истцом не оспаривалось,
однако суд не дал оценку данному обстоятельству. Кроме того, действующим
законодательством обязанность по переселению жителей из расчетной санитарно-защитной
зоны не предусмотрена. Полагает, что суд при разрешении спора не дал надлежащей
оценки представленной в материалы дела Программе переселения, сроки которой
продлены до 17 мая 2020 г. Не соглашается с выводом суда о том, что Савина М.Г.
не имеет возможности распоряжаться и использовать по назначению принадлежащее
ей на праве собственности жилое помещение по причине его расположения в 300
метровой зоне. Ограничение права собственников спорного жилого помещения в ходе
рассмотрения дела установлено не было. Кроме того, Савина М.Г., Калашникова
А.В., Савин А.С. в квартире не проживают, имеют в собственности иные жилые
помещения. Полагает, что вывод суда о нарушении заводом прав граждан на
благоприятную окружающую среду является необоснованным, поскольку на материалах
дела не основан.
В возражениях на апелляционную жалобу Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по Ульяновской области, МУ Администрация МО «Сенгилеевский
район» Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения,
апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников,
извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с п. 3 ст. 16
Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного
воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения
устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких
санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов
загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Согласно п. 3 ст. 44, п. 2
ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются
защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. В частности,
такие зоны создаются вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной
деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Установлено, что 5 октября 2011 года Администрацией МО
«Сенгилеевский район» выдано ответчику ООО «Сенгилеевский цементный завод»
разрешение на строительство завода по производству цемента по сухому способу
мощностью 1 200 000 тонн в год по адресу: ***.
Срок действия данного разрешения неоднократно продлевался
и действует до 17 мая 2020 года.
До настоящего времени предприятие не введено в
эксплуатацию, на нем ведутся пуско-наладочные работы. При этом предприятие
осуществляет выпуск продукции, производственный процесс ведется в три смены,
штат работников составляет более 350 человек.
Из экспертного заключения № ***
от 21 июня 2010 года, утвержденного главным врачом ФГУЗ «Федеральный центр
гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, следует, что проектируемый цементный
завод относится к предприятиям II класса опасности, санитарно-защитная зона
предварительно установлена в 300 м.
По заказу ответчика ООО «Экологические системы» (г.
Ульяновск) в 2018 году
разработан Проект санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод»,
основной производственной площадки. Данный проект предусматривает установление
санитарно-защитной зоны предприятия по границе промплощадки во всех
направлениях – 0 м.
Ответчиком получено экспертное заключение ООО «Центр гигиены
и эпидемиологии» (г. Чебоксары) № *** от 8 апреля 2019 года о соответствии
вышеуказанного Проекта санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный
завод» государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
В 2009 году администрацией ООО «Ульяновскшифер»,
правопреемником которого является ООО «Сенгилеевский цементный завод», была
утверждена Программа переселения жителей
из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу
мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией».
В рамках указанной Программы переселения между ООО
«Сенгилеевский цементный завод» и администрацией МО «Сенгилеевский район» 13
августа 2009 года было заключено соглашение, по условиям которого ООО
«Сенгилеевский цементный завод» приняло на себя обязательства нести
материальные, финансовые и иные затраты, связанные с переселением жителей и
переносу объектов социального культурного назначения, подпадающих под
размещение в проектируемой санитарно-защитной зоне.
Согласно Приложению к Программе переселения жилой дом ***
включен в список домов, подлежащих переселению из санитарно-защитной зоны
предприятия, со сроком переселения - 2012-2013 годы.
Савиной М.Г., Калашниковой А.В., Савину А.С. на праве общей
долевой собственности (по 1/3 доли за каждым) принадлежит квартира, общей
площадью 33,3 кв.м, расположенная по адресу: ***.
С целью переселения Савиной М.Г. из расчетной
санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод» прокурор обратился
в суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований
прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в
интересах Савиной
М.Г. и третьих лиц, заявивших самостоятельные требования на предмет
спора, - Калашникова А.В., Савина А.С., суд первой инстанции ссылаясь на
положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная
классификация предприятий, сооружений и иных объектов», указал, что на ООО
«Сенгилеевский цементный завод» лежит обязанность расселить жилые застройки,
попадающие в трехсотметровую зону от границы территории промплощадки по всем
направлениям, установленную Проектом обоснования размера санитарно- защитной
зоны для завода по производству цемента по сухому способу мощностью
1 200 000 тонн в год одной технологической линией от 2009 года.
Между тем, с выводами суда первой инстанции судебная
коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3
марта 2018 года № 222 (п. 1) утверждены Правила установления санитарно-защитных
зон и использования земельных участков, расположенных в границах
санитарно-защитных зон (далее – Правила).
Согласно п. 1 Правил санитарно-защитные зоны
устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству,
реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками
химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека
(далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического,
физического и (или) биологического воздействия, превышающего
санитарно-эпидемиологические требования.
Решение об установлении, изменении или о прекращении
существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса
опасности по
результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении
существования санитарно-защитной зоны принимает Роспотребнадзор (п. 3 Правил).
К заявлению об установлении или изменении
санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное
заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении
проекта санитарно-защитной зоны (п. 14 Правил).
Санитарно-защитная зона и ограничения использования
земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со
дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр
недвижимости (п. 25
Правил).
В силу ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018
года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января
2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают
существование, а ограничения использования земельных участков в них не
действуют.
Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были
определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные
зоны, до 1 октября 2019
года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на
принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об
установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования
ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с
приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
Органы государственной власти, органы местного
самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных
полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных)
санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти,
уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с
заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении
существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных
зон с приложением необходимых документов.
До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение
убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в
связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального
закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны,
выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные
участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным
использованием не осуществляются.
Принимая во внимание, что до настоящего времени
санитарно-защитная зона ООО «Сенгилеевский цементный завод» в предусмотренном
законом порядке не установлена, судебная коллегия считает исковые требования
прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, заявленных в
интересах Савиной М.Г., а также
третьих лиц - Калашниковой А.В., Савина А.С., не подлежащими удовлетворению
ввиду их преждевременности.
В соответствии с п. 4
ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием
для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является
нарушение или неправильное применение норм материального права.
Применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив
собранные по делу доказательства, судебная коллегия считает необходимым решение
суда отменить. Принять по делу новое
решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского
района Ульяновской области в интересах Савиной М.Г., а также Калашниковой А.В.,
Савина А.С., к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о взыскании рыночной
стоимости жилого помещения отказать.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от
8 октября 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области о взыскании с общества с ограниченной
ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» в пользу Савиной Марины Геннадьевны,
Калашниковой Анастасии Викторовны, Савина Артема Сергеевича рыночной стоимости
жилого помещения отказать.
Председательствующий
Судьи: