Судебный акт
О пеерраспредлеении земельных участков
Документ от 21.01.2020, опубликован на сайте 30.01.2020 под номером 86113, 2-я гражданская, о возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земельного участка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Сычева О.А.                                                                Дело № 33а-442/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                 21 января 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Камаловой Е.Я., Васильевой Е.В.,

при секретаре Голышевой К.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мезитовой Зякии Зайнулловны на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 4 октября 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 22 ноября 2019 года по делу №2а-2180/2019, по которому постановлено:

в удовлетворении административного иска Мезитовой Зякии Зайнулловны к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ***, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я.,  пояснения представителя Мезитовой З.З. – Жигулевой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Мезитова З.З. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения.

В обоснование административных исковых требований указала, что 06.06.2019 она обратилась в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области с заявлением о перераспределении земель и земельного участка с кадастровым номером ***, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В ответ  ею получен отказ со ссылкой на то, что образуемый путем перераспределения земельный участок расположен на территории транспортно-инженерных коммуникаций. Полагала отказ от 02.07.2019 № 1966 незаконным, поскольку согласно проекту внесения изменений в Генеральный план  г.Ульяновска данный участок относится к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж1. Градостроительными регламентами данной зоны вид разрешенного использования «для жилищного строительства» отнесен к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.  Указала, что испрашиваемый земельный участок в установленном порядке не изъят для городских нужд, обозначенная на Генеральном плане дорога не имеет конкретных координат, масштаб карты имеет погрешность.  Испрашиваемый участок примыкает к участку, находящемуся в  ее собственности с 2006 года. Просила суд  удовлетворить ее требования.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области, Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, администрацию города Ульяновска, ФГБУ ФКП Росреестра по Ульяновской области, Департамент по распоряжению земельными участками Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Мезитова З.З. не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование  доводов жалобы указывает, что несовпадение между Правилами землепользования и застройки и Генеральным планом города Ульяновска не может являться основанием возникновения неблагоприятных последствий для гражданина. При рассмотрении дела  ее представитель указывала на невозможность рассмотрения дела в отсутствие представителей заинтересованных лиц, но суд не учел ее мнение. Фрагмент Генерального плана города Ульяновска имеющийся в материалах дела не проверен и не подтвержден дополнительными документами, а сам Генеральный план не может быть доказательством того, что по спорному земельному участку проходит дорога, поскольку на нем не отмечены красные линии. Градостроительный план и проект планировки территории города Ульяновска должны содержать красные линии, но они не были представлены в ходе судебного разбирательства. 

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной  жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации  земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу  п. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4  настоящего Кодекса.

В  п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации  перечислены случаи и основания, при которых допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. К ним относятся:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 2 указанной статьи перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

Пунктом  3 данной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В соответствии с п. 1 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.

Исходя из п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Судом установлено, что Мезитовой З.З. принадлежит земельный участок площадью 679,2 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: *** (участок № *** по генплану) в Железнодорожном районе, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, а также жилой дом по адресу: ***.

06.06.2019 Мезитова З.З. обратилась  в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области  с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Письмом от 02.07.2019 № 1966 Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области  отказало истцу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером *** со ссылкой на то обстоятельство, что схема расположения земельного участка выполнена без учета Генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской  Думы от 27.06.2007 №83. Образуемый земельный участок по сведениям Управления архитектуры  и градостроительства г. Ульяновска расположен на территории  транспортно-инженерных объектов и коммуникаций.

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции указал, что отказ  административного ответчика  в перераспределении земельных участков  в связи с расположением   образуемого земельного участка в зоне  транспортно-инженерных коммуникаций соответствует положениям действующего законодательства, с чем судебная коллегия соглашается. 

В соответствии с Генеральным планом г.Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, спорный участок расположен   в зоне транспортно-инженерных коммуникаций.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3 статьи 11.2); ограничиваются в обороте находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения. (подпункт 7 пункта 5 статьи 27).

Согласно п. п. 112 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Учитывая, что в результате перераспределения земельных участков в собственность истца подлежит передача земельного участка, расположенного в зоне транспортно-инженерных объектов и коммуникаций, отказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в перераспределении земельных участков на основании заявления  Мезитовой З.З.  является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что до утверждения Генерального плана г.Ульяновска спорный земельный участок находился в зоне застройки индивидуальными жилыми домами  и об отсутствии на Генеральном плане  красных линий, обозначающих дороги, выводов суда по делу не опровергают.

В соответствии с частями 1-3  статьи 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации;

2) документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В силу  п.2 ч.1 ст. 18 Градостроительного  кодекса РФ  генеральный план  городского округа является документом территориального планирования муниципальных образований.

Генеральный план г.Ульяновска утвержден Решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 №83 «Об утверждении Генерального плана города Ульяновска», является действующим правовым актом, который в установленном порядке не отменен и не признан незаконным.

Статьей 23 Градостроительного кодекса РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа. Проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий, которые могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Соответственно, генеральный план городского округа определяет назначение территорий в целом, и предусматривает возможность ориентировочного изображения на нем автомагистрали.

Градостроительный план  земельного участка Мезитовой З.З. предметом спора не являлся,  в связи с чем ее доводы об отсутствии в нем красных линий  не могут быть приняты во внимание.

Как следует из дела, заинтересованные лица, привлеченные для участия в деле, были извещены судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, предоставили свои отзывы на  административные исковые требования.

Поскольку отложение судебного разбирательства, в силу положений статьи 152 КАС РФ, является правом  суда, а не обязанностью, он правомерно рассмотрел дело в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц.

Принятое по делу решение является правильным. Оснований, влекущих в силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 4 октября 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 22 ноября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мезитовой Зякии Зайнулловны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: