Судебный акт
Об отказе в пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости
Документ от 16.01.2020, опубликован на сайте 31.01.2020 под номером 86020, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

 

Дело № 3а-47/2020 (№ 3а-401/2019)

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

16 января 2020 года                                                                       г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Кезиной О.А.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению  общества с ограниченной ответственностью  «СтройХолдинг» к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления в отношении него рыночной стоимости,

 

у с т а н о в и л :

 

ООО «СтройХолдинг» обратилось в суд с иском о пересмотре кадастровой стоимости здания с кадастровым номером  ***, находящегося по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

В обоснование требований указало, что данный объект недвижимости принадлежит ему на праве собственности.

Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости утверждена в размере 103 579 024 руб. 35 коп.

Согласно отчету независимого оценщика ООО «Многопрофильный деловой центр» от 1 ноября 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 17 ноября 2011 года составляет 29 547 647 руб. 05 коп. 

Указанное несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку повышает налоговые выплаты.

Судом к участию в деле привлечено Министерство финансов Ульяновской области.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «СтройХолдинг» Горгиладзе С.Н. требование административного иска поддержала. Дополнительно пояснила, что значительное превышение кадастровой стоимости над рыночной стоимостью создает  административному истцу препятствия в осуществлении права на отчуждение указанного объекта недвижимости.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что орган регистрации прав не принимал участия  в проведении и утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, прав административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что разрешение заявленных требований по существу оставляет на усмотрение суда, не оспаривая права административного истца на пересмотр   кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Представители Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, администрации города Ульяновска в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом извещены.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей административного истца, суд приходит к следующему.

Статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года     № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Из выписки из ЕГРН об объекте недвижимости следует, что объект недвижимости – нежилое производственное здание, площадью 5665,5 кв, с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***, на праве собственности принадлежит ООО «СтройХолдинг».

Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 17 ноября 2011 года установлена в размере 103 579 024 руб. 35 коп.

Из представленного ООО «СтройХолдинг» отчета об оценке недвижимости от 1 ноября 2019 года, выполненного ООО «Многопрофильный деловой центр», следует, что рыночная стоимость данного объекта по состоянию на 17 ноября 2011 года составляет 29 547 647 руб. 05 коп.

Как следует из административного искового заявления, указанное несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости влечет повышение налоговых выплат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций  устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Кодекса (пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как указано в пункте 1 статьи 373 НК РФ, налогоплательщиками налога  признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Согласно статье 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 375 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

В силу статьи 1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 г. №99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» настоящий Закон устанавливает и вводит в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определяет особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговую ставку налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусматривает налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно статье 1.1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2018 г. № 99-ЗО налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров;

2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии, что площадь указанных нежилых помещений составляет 150 и более квадратных метров;

3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области принят приказ № 157-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».

Приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 27 ноября 2018 года № 167-ПОД утвержден аналогичный перечень на 2019 год.

Указанными приказами определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.

Объект недвижимости с кадастровым номером *** в приведенных перечнях отсутствует.

При таких обстоятельствах кадастровая стоимость объекта не затрагивает права ООО «СтройХолдинг»  как налогоплательщика, поскольку в настоящее время кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не используется в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организации, доказательств обратного суду не представлено.

Доводы представителя административного истца, высказанные в суде апелляционной инстанции, о том, что размер установленной кадастровой стоимости создает препятствия в реализации ООО «СтройХолдинг» права на отчуждение данного объекта недвижимости физическим лицам, поскольку налоговые платежи на недвижимое имущество, принадлежащее физическому лицу, в силу закона подлежат исчислению из  кадастровой стоимости, не могут являться основанием к удовлетворению административного иска. В данном случае установленной кадастровой стоимостью затрагиваются права и законные интересы не административного истца – продавца, а физического лица – покупателя, который вправе самостоятельно обратиться в суд с иском о защите нарушенного права, в том числе и о пересмотре кадастровой стоимости приобретенного объекта недвижимости.  В этой связи представленная копия предварительного договора купли-продажи от 28 июня 2019 года, сама по себе, не свидетельствует о нарушении права административного истца установленной кадастровой стоимостью объекта недвижимости.

Ввиду того, что кадастровая оценка не порождает в данном случае прямо предусмотренных законом правовых последствий в отношении возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей  административного истца, суд приходит к выводу о том, что его права в сфере гражданских правоотношений установленной кадастровой стоимостью не нарушены и не затрагиваются.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что у ООО «СтройХолдинг» отсутствует нарушенное субъективное право или законный интерес подлежащие судебной защите.

Само по себе несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости основанием для удовлетворения административного иска не является.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью  «СтройХолдинг» к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                      О.Е.Кинчарова