Судебный акт
О возложении обязанности создать условия для обеспечения жителей р.п. Сурское Ульяновской области услугами бытового (банного) обслуживания
Документ от 14.01.2020, опубликован на сайте 24.01.2020 под номером 85948, 2-я гражданская, о возложении обязанности создать условия для обеспечения жителей р.п. Сурское Ульяновской области услугами бытового (банного) обслуживания, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мельникова О.В.                                                              Дело № 33-361/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           14 января 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Камаловой Е.Я., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Голышевой К.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО «Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 16 октября 2019 года по делу №2-2-209/2019, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области, поданные на основании ст.45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц  к администрации муниципального образования   «Сурский район» Ульяновской области о возложении обязанности создать условия для обеспечения жителей р.п.Сурское Ульяновской области услугами бытового (банного) обслуживания, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области создать условия для обеспечения жителей р.п. Сурское Ульяновской области услугами бытового (банного) обслуживания в течение  шести месяцев  со дня  вступления решения  суда  в законную  силу.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., пояснения представителя  администрации МО «Сурский район» Ульяновской области  Патрикеевой Ю.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Прокуратуры Ульяновской области  Федечко Ф.И.,  полагавшего решение, не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Сурского района Ульяновской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области о возложении обязанности создать условия для обеспечения жителей р.п. Сурское Ульяновской области услугами бытового (банного) обслуживания. В обоснование требований указал, что прокуратурой Сурского района Ульяновской области проведена проверка по обращению жителя р.п. Сурское по вопросу отсутствия в поселке общественной бани, в ходе которой установлено, что в р.п. Сурское Ульяновской области по состоянию на 01.01.2019 проживает 6208 жителей, то есть для потребности населения необходимо наличие бани с количеством помывочных мест не менее 31. Отсутствие общественной бани в р.п. Сурское Ульяновской области нарушает права жителей поселка. Просил обязать администрацию муниципального образования «Сурский район» создать условия для обеспечения жителей р.п. Сурское Ульяновской области услугами бытового (банного) обслуживания в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Сурский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает его незаконным, необоснованным. Указывает, что из оспариваемого решение не усматривается, от имени какого муниципального образования, то есть за счет какого бюджета администрация МО «Сурский район» должна будет исполнять решение суда, поскольку администрация МО «Сурский район» исполняет полномочия администрации МО Сурского городского поселения и администрации МО «Сурский район». Кроме этого, в решении суда не указано, какими санитарными правилами установлена обязанность по созданию условий для бытового, и конкретно, банного обслуживания. При вынесении решения судом не учтено, что представитель ответчика указывал на отсутствие необходимости у жителей р.п.Сурское в наличии общественной бани, поскольку в поселке имеется горячее водоснабжение, бани и возможность получения помывочных услуг в ООО «ТФ «Электрон». Считает, что дело должно было рассматриваться в порядке административного судопроизводства. Суд руководствовался  СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, которые утратили силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 30.12.2016 №1034/пр, и не привел нормы закона, возлагающего на ответчика  полномочия по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами банного обслуживания. Суд не обосновал нормами  закона обязанность органов местного самоуправления по обеспечению нарушенных прав граждан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны жизни и здоровья и благоприятных и безопасных условий проживания.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу решения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические  принципы организации местного самоуправления в Российской  Федерации и гарантии его осуществления определены  Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Законом № 131-ФЗ).

Согласно п.10 ч.1 ст. 14  Закона № 131-ФЗ к вопросам   местного значения городского поселения относятся, в  том  числе, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В соответствии с "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст,  услугам, предоставляемым баням, присвоен код 96.04.10.

Распоряжением Правительства РФ  от 24 ноября 2016 года №2496-р определен  перечень кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам. Данный перечень содержит код 96.04.10, что свидетельствует об отнесении банных услуг к бытовым услугам.

Соответственно, создание условий для обеспечения жителей поселения  такими услугами бытового обслуживания, как банные услуги, относится к вопросам   местного значения городского поселения.

На основании п.18  ч.1  ст.13 Устава муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области (новая редакция) (принят решением Совета депутатов муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области от 01.11.2006 N 38/92) (ред. от 22.08.2018) к вопросам местного значения Сурского района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав Сурского района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

На основании ч.1.1 ст.41 Устава администрация Сурского района исполняет полномочия Администрации муниципального образования "Сурское городское поселение" Сурского района Ульяновской области в полном объеме в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Приказом Минстроя России от 30.12.2016 №1034\пр утвержден «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (далее- Свод правил),  направленный на обеспечение градостроительными средствами безопасности и устойчивости развития муниципальных образований, охрану здоровья населения, рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, сохранение памятников истории и культуры, защиту территорий поселений от неблагоприятных воздействий природного и техногенного характера, а также на создание условий для реализации определенных законодательством Российской Федерации социальных гарантий граждан, включая маломобильные группы населения (МГН), в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры и благоустройства.

Приложением «Д» к   указанному   Своду  правил предусмотрены   нормы  расчета учреждений и предприятий обслуживания и размеры их  земельных участков, в  соответствие  с  которым    для городских поселений определено количество мест в  банях – не  менее  5 на 1000 человек.

Судом установлено, что проведенной прокуратурой Сурского района Ульяновской области проверкой на  основании поступившего в Законодательное   Собрание  Ульяновской области обращения жителя р.п. Сурское по вопросу отсутствия в поселке общественной бани, выявлен факт нарушения  прав жителей  р.п. Сурское в сфере  обеспечения  бытового обслуживания.

В р.п. Сурское по состоянию на 01.09.2019 проживает 5778 жителей,  что в соответствии  с  нормативами, установленными Сводом  правил, требует наличие бани  с  количеством мест не менее  28-ми, вместе с тем,  услуги  общественной бани на  территории   поселка  не  оказываются.

Отсутствие в р.п. Сурское общественной бани свидетельствует о том, что администрацией МО «Сурский район» не принимаются меры к организации бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани, что влечет нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ), санитарно-эпидемиологического благополучие, права на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу об обоснованности  заявленных прокурором в интересах неопределенного круга лиц  требований к администрации муниципального образования МО «Сурский район» о возложении обязанности по созданию условий для обеспечения жителей р.п.Сурское Ульяновской области услугами бытового (банного) обслуживания.

Судебная коллегия согласна с указанными выводами.

Учитывая полномочия органа местного самоуправления городского поселения, предусмотренные Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части создания условий для обеспечения жителей  р.п.Сурское услугами бытового обслуживания,  а также делегирование указанных полномочий на основании Устава муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области полномочий администрации муниципального образования "Сурское городское поселение" Сурского района Ульяновской области в полном объеме, суд обоснованно возложил на администрацию муниципального образования МО «Сурский район» обязанность по устранению выявленных в рассматриваемой сфере нарушений прав граждан.

Срок исполнения вышеуказанной обязанности установлен судом с учетом установленных по делу конкретных обстоятельств.

Довод  апелляционной жалобы о наличии  у жителей  р.п. Сурское собственного  горячего водоснабжения, бань, а также   возможности получить  банные  услуги в гостинице  ООО  «ТФ» «Электрон», материалами дела не подтверждается и не исключает обязанность  местной администрации по созданию условий для обеспечения жителей р.п. Сурское Ульяновской области услугами бытового (банного) обслуживания.

Из  имеющихся в деле сведений, предоставленных ООО «ТФ» «Электрон», следует, что данная организация  банных услуг населению не предоставляет.  Данный вид услуг предоставляется только проживающим непосредственно в  гостиничном комплексе лицам. В бане имеется 1 парная и 2 душевых. Услуги не могут предоставляться  всему населению р.п.Сурское из-за их недостаточности.

Из материалов дела следует, что  441 домовладение  в  р.п. Сурское не  имеет собственных бань.

Довод администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области о несоблюдении установленного для данной категории дел порядка рассмотрения не служит основанием для отмены судебного решения, поскольку в силу положений ч.6 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.

В данном конкретном случае рассмотрение требований прокурора в порядке гражданского судопроизводства не повлекло нарушения прав и интересов ответчика и никак не отразилось на процессуальных правах сторон.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в решении  указания  на  уровень бюджета, за счет которого подлежит исполнению решение суда, не свидетельствуют о наличии оснований для его отмены.

На основании п.1 ч.1.1. ст.43 Устава МО «Сурский район» Ульяновской области администрация Сурского района Ульяновской области выполняет следующие полномочия Администрации муниципального образования "Сурское городское поселение" Сурского района Ульяновской области, а именно:  разработку проекта бюджета поселения и исполнение бюджета поселения, нормативных правил, программ развития и других документов, утверждаемых Советом депутатов поселения.

Соответственно, административный ответчик, в пределах возложенных на него полномочий, вправе предусмотреть необходимые расходы на исполнение судебного акта как в бюджете  муниципального образования «Сурский район», так и в бюджете Сурского городского поселения.

То обстоятельство, что суд первой инстанции в своем решении сослался на  Свод правил Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89. СП 42.13330.2011, который в настоящее время отменен, выводов суда по делу не опровергает, поскольку  указанный Свод правил  предусматривал те же нормы  расчета количества  мест в банях для городских поселений  – не  менее  5 на 1000 человек, что и ныне действующий.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии законодательно возложенной на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению нарушенных прав граждан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны жизни и здоровья и благоприятных и безопасных условий проживания в виде создания условий для обеспечения жителей р.п. Сурское Ульяновской области услугами бытового (банного) обслуживания  не является основанием для отмены состоявшегося по делу решения.

Обязанность органов местного самоуправления по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания  предусмотрена  ФЗ РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Принятое по делу решение является правильным, основано на полной и объективной оценке представленных в дело доказательств, верном применении материального закона, регулирующего спорные правоотношения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 16 октября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО «Сурский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий  

 

Судьи