Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот
Документ от 14.01.2020, опубликован на сайте 04.02.2020 под номером 85924, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                        Дело № 33-160/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     14 января 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Чурбановой Е.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-4097/2019 по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 октября 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Шпатрова Станислава Андреевича удовлетворить частично.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области предоставить Шпатрову Станиславу Андреевичу благоустроенное жилое помещение специализированного  жилищного  фонда  по  договору   найма  специализированных   жилых помещений  на территории муниципального образования   «город Ульяновск».

В иске к Администрации города Ульяновска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Шпатрова С.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Шпатров С.А. обратился в суд с  иском к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, Администрации города Ульяновска о возложении обязанности обеспечить специализированным жилым помещением.

В обоснование иска указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилья по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени ему  жилое помещение не предоставлено.

Просил обязать ответчиков предоставить Шпатрову С.А. благоустроенное жилое помещение на территории города Ульяновска на основании договора найма специализированного жилого помещения.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство образования и науки Ульяновской области, Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что Министерство будет предоставлять детям-сиротам квартиры по договорам найма специализированных жилых помещений (в том числе и Шпатрову С.А.) после исполнения государственных контрактов и оформления права собственности на данные квартиры.

Дополняет, что в настоящее время предприняты все необходимые меры по реализации Федерального закона  от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Ульяновской области от 06.05.2006 №53-ФЗ «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области».

Кроме того считает, что предоставление Шпатрову С.А. первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает права других лиц, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков  Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, Администрации города Ульяновска, представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Министерства образования и науки Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Шпатров С.А., *** года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Барышского городского суда Ульяновской области от 09.08.2001 родители истца - Ш*** Н.С. и Ш***  А.Н. были лишены в отношении него родительских прав. Согласно представленным свидетельствам о смерти Ш*** Н.С.  умерла ***; Ш*** А.Н. – ***. 

Постановлением  Главы города Барыша Ульяновской области за № 388 от 06.09.2001 установлена опека над несовершеннолетним  Шпатровым С.А., опекуном назначена К*** В.Г. Жилое помещение  за Шпатровым С.А. не закреплялось.

Постановлением Главы города Барыша  Шпатров С.А. был помещен  в детское государственное учреждение для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Этим же постановлением за истцом и его братом  было закреплено жилое помещение по адресу: ***. На основании заключения комиссии от 03.07.2009  указанное жилое помещение было признано непригодным для проживания.

На основании постановления  администрации МО «Барышский район» № 375-А от 09.04.2012 Шпатров С.А. был поставлен на учет нуждающихся в обеспечении  жилым помещением.

Согласно представленной справки формы 8 Шпатров С.А. временно зарегистрирован по адресу  *** на период с 27.11.2017 по 25.11.2020.

Истец жилых помещений в собственности не имеет.

В 2014 Шпатров С.А. обращался в Министерство  семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области  с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области и решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних был включен в данный список 17 апреля 2014 года.

До настоящего времени Шпатров С.А. жилым помещением не обеспечен.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что исковые требования Шпатрова С.А. о возложении на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обязанности  предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного  жилищного  фонда  по  договору   найма  специализированных   жилых помещений  на территории муниципального образования   «город Ульяновск»  подлежат удовлетворению, данный вывод мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года              N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истица, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Право истца на компенсацию расходов за поднаем жилья в размере 4000 руб. в месяц, не лишает его права на обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого помещения в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 октября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: