Судебный акт
Оспаривание кадастровой стоимости
Документ от 15.01.2020, опубликован на сайте 21.01.2020 под номером 85905, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

 

Дело № 3а-15/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

15 января 2020 года                                                                      г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению  Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ульяновской области» к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области  об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, 

 

у с т а н о в и л :

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ульяновской области» (далее также ФГБУ «Управление «Ульяновскмелиоводхоз») обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.

Требования мотивировало тем, что указанный земельный участок принадлежит ему на праве бессрочного пользования.

Кадастровая стоимость земельного участка определена на основании Постановления Правительства Ульяновской области № 21-П от 18 января 2012г. по состоянию на 1 января 2011г.  в размере 9 666 555 руб. 64 коп.

Согласно отчету ООО «Центр судебной экспертизы № 79/19 от 24 сентября 2019г. рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2011г. составляет 2 497 837 руб. 

Результаты  определения кадастровой стоимости объекта недвижимости застрагивают права учреждения в сфере налогообложения.

В связи с этим административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере  его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года в сумме 2 497 837 руб.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г.Ульяновска.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.  Просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г. в размере, определенном заключением судебной экспертизы. Также просил восстановить срок для обращения в суд с иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

Представители ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра по Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, администрации города Ульяновска в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

ФГБУ «ФКП Росреестра» в письменном отзыве на административный иск указало, что Учреждение прав истца своими действиями не нарушало. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в ЕГРН  1 марта 2012 г. в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области № 21-П от 18 января 2012г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов». Кадастровая стоимость определена по состоянию на 1 января 2011г.  ФГБУ «ФКП Росреестра» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку участия в проведении и утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель не принимало. Надлежащим ответчиком по делу является орган государственной власти, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости.

Управление Росреестра по Ульяновской области в письменном отзыве на иск указало на то, что Управление право истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не оспаривает. Своими действиями прав и законных интересов истца не нарушало, в связи с чем считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.

Заслушав пояснения представителя истца Куприянова А.Ю., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что ФГБУ «Управление «Ульяновскмелиоводхоз» на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком с кадастровым номером ***, расположенным по адресу: ***.

Из выписки из ЕГРН следует, что кадастровая стоимость земельного участка определена на основании Постановления Правительства Ульяновской области № 21-П от 18 января 2012 г.  по состоянию на 1 января 2011 г.  в размере 9 666 555 руб. 64 коп.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в ЕГРН 1 марта 2012 года, следовательно, предусмотренный законом пятилетний срок для оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости на момент обращения административного истца с настоящим иском (5 ноября 2019г.)  истек.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельного участка, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка земель Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу между рыночной стоимостью земельного участка,  определенной на основании представленного истцом отчета об оценке, и его кадастровой стоимостью, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению эксперта № 242/030-2019 названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером  ***, расположенного по адресу: г***, по состоянию на 1 января 2011 г. составляет 3 342 000 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Административным истцом, представителями административных ответчиков и заинтересованного лица заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что уточненные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Досудебный порядок урегулирования спора истцом соблюден.  8 октября 2019г. Истец обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области, которая 11 октября 2019г. уведомила его о невозможности принятия заявления о пересмотре кадастровой стоимости к рассмотрению в связи с пропуском срока на обращение в Комиссию. 

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ульяновской области» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г.  в размере 3 342 000 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 8 октября 2019г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                  Трифонова Т.П.