Судебный акт
Об обеспечении ТСР
Документ от 24.12.2019, опубликован на сайте 31.12.2019 под номером 85868, 2-я гражданская, об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                                  Дело № 33-5343/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               24 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

с участием прокурора Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-3234/2019 по апелляционной жалобе Гришина Ивана Ивановича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 июля 2019 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований прокурора Павловского района Ульяновской области, действующего в интересах Гришина Ивана Ивановича к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя ГУ-УРО ФСС РФ Купчиной О.И., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Данилова Е.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Павловского района Ульяновской области, действуя в интересах Гришина И.И., обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.

В обоснование иска указал, что ответчик не исполнил свои обязательства по обеспечению инвалида первой группы Гришина И.И. указанными в индивидуальной программе реабилитации от 24.07.2018 техническими средствами реабилитации.

Просил обязать ответчика обеспечить Гришина И.И. а*** п***, п*** *** ш***), м*** д*** (1*** ш***), п*** д*** к*** и у*** (*** ш***), и*** с*** д*** о*** к*** ч*** к*** *** ш***), п***-г*** д*** з*** и в*** к*** в*** с*** (*** ш***), к*** з*** в т*** (*** ш***), п*** а*** в т*** (*** ш***), з*** п*** в ф*** с*** (*** ш***), н*** з*** в*** ф*** - *** мл (далее - технические средства реабилитации).

В апелляционной жалобе Гришин И.И. не соглашается с решением суда, считает его незаконным, просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что ему не выдали д*** д*** к*** в к*** 1*** ш***., к*** з*** в т***, в к*** *** ш***. По мнению автора жалобы, вызывает сомнение в действиях ответчика тот факт, что им написано заявление якобы от 26.03.2019 № *** ***, однако за данным номером было зарегистрировано его заявление от 14.01.2019, в связи с этим действия ответчика нельзя расценивать, как исполнение всех перед ним обязательств. Полагает, что в качестве прошлого периода следует считать 2018 год, поскольку дата как его обращения к ответчику (14.01.2019), в прокуратуру Павловского района (16.05.2019), так и прокурора Павловского района в суд (13.06.2019), относится к первому полугодию. Поясняет, что ответчик в первом полугодии 2019 года не исполнял свои обязательства должным образом и в настоящее время продолжает не исполнять их, ему пришлось доставать необходимые технические средства реабилитации согласно его реабилитационной программе через знакомых из других районов (регионов), которым выданы технические средства реабилитации в полном объеме на текущий год, для поддержания своего нормального состояния для жизни. Обращает внимание, что имея тяжелое заболевание, он продолжает помогать людям в лечении их заболеваний, находясь на должности врача.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ-УРО ФСС РФ просит оставить решение суда без изменения, а жалобу истца - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии истца, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия) (подп. «а» п. 3 Правил).

В силу абзаца 1 пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем 1 пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Гришин И.И. является и*** п*** г*** по о*** з***, инвалидность установлена на срок до 01.02.2020, в связи с чем он имеет право на получение технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, которой предусмотрен перечень технических средств реабилитации.

Из ИПР от 24.07.2018 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от 24.07.2018 № *** в разделе «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации» Гришину И.И. показано обеспечение на срок с 24.07.2018 до 01.02.2020 д*** д*** к*** в к*** с а*** п***, п***, м*** д*** – *** к***; п*** д*** к*** и у*** – *** ш***., и*** с*** д*** о*** к*** ч*** к*** – *** ш***., п***-г*** д*** з*** и в*** к*** в*** с*** – ***ш***.; к*** з*** в т*** – *** ш***.; п*** а*** в т*** - *** ш***.; з*** п*** в ф*** с*** н*** м*** *** ш***; о*** д*** к*** в ф*** с***к не м*** *** ш***.; н*** з*** в*** ф*** *** мл – *** шт.

14.01.2019 Гришин И.И. обратился в ГУ-УРО ФСС с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации и***. В 1 квартале 2019 года обеспечение ТСР не проводилось ввиду отсутствия заключенных контрактов на обеспечение рекомендованными ТСР.

Учитывая данные обстоятельства, прокурор обратился в суд в интересах Гришина И.И. с настоящим иском.

Отказывая прокурору в удовлетворении иска, суд первой инстанции сослался на приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации», указав, что выплата компенсации осуществляется только на заявительной основе, с приложением необходимых документов, включающих в себя в обязательном порядке документы, подтверждающие расходы по приобретению технического средства реабилитации, Гришин И.И. с соответствующим заявлением и приобщенными к нему документами, подтверждающими расходы по приобретению вышеуказанных технических средств реабилитации в ГУ-УРО ФСС не обращался.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, исходя из следующего.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

В соответствии с п. 3 Порядка, компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №2347-р и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 года № 214н, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

В соответствии с п. 4 Порядка, размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (п. 5 Порядка).

Согласно п. 7 Порядка определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в отношении оказания услуги по ремонту технического средства реабилитации), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

При этом в целях определения размера компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации уполномоченному органу необходимо установить на основании Классификации технических средств реабилитации аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного за собственный счет инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Для этого следует сопоставить наименование технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного за собственный счет инвалидом, и вид технического средства реабилитации, предусмотренного Классификацией технических средств реабилитации, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты от 24 мая 2013 года № 214н.

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.

При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине, либо выплата компенсации, исходя из нуждаемости в технических средствах реабилитации за период непредставления этих средств.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Гришин И.И. не обращался в ГУ-УРО ФСС РФ с заявлением о выплате денежной компенсации за самостоятельно приобретенные в 2019 году технические средства реабилитации, истцом не представлены документы, подтверждающие фактические расходы за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в 2019 году.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, как соответствующими вышеприведенным нормам материального права и обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при постановлении решения, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, произвел полную и всестороннюю оценку представленных по делу доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применил нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, и постановил законное и обоснованное решение при точном соблюдении гражданского процессуального законодательства.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения, поскольку аналогичны доводам, приведенным в обоснование иска, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в постановленном решении.

Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гришина Ивана Ивановича - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи