Судебный акт
Оспаривание тарифа на тепловую энергию
Документ от 20.12.2019, опубликован на сайте 09.01.2020 под номером 85816, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-353/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

20 декабря 2019 года                                                                 город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.

при секретаре Семагиной Н.Г.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» о признании недействующим приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 22 октября 2019г. № 06-203 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Обществом с ограниченной ответственностью «Альфаресурс», 

 

У С Т А Н О В И Л :

 

22 октября 2019 г. Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области (далее также Министерство) принят приказ № 06-203 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Обществом с ограниченной ответственностью «Альфаресурс», на 2019 год.  (далее также Приказ).

Указанным Приказом установлен одноставочный тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Альфаресурс», на период с 28 октября 2019 года по 31 декабря 2019 года включительно, в размере 1540,83 руб. /Гкал.

Текст Приказа опубликован 29 октября 2019 г. в газете «Ульяновская правда»  № 82.

Общество с ограниченной ответственностью «Альфаресурс»» обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании недействующим со дня принятия указанного приказа и возложении на Министерство обязанности по изданию заменяющего нормативного акта.

Истец считает, что тариф установлен в нарушение положений Федерального закона «О теплоснабжении» и Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, размер тарифа является явно заниженным и экономически необоснованным, что приведет к банкротству организации, как и предыдущей теплоснабжающей организации.

Общество не согласно с применением Министерством размера полезной тепловой мощности 8000 Гкал, в то время, как реальный объем полезной тепловой мощности составляет 6000 Гкал в год.

Считает необоснованным отклонение затрат общества на компенсацию потерь тепловой энергии в размере 670 Гкал.

Министерство необоснованно отклонило в полном размере затраты общества на оплату услуг по передаче тепловой энергии в сумме 1 441 000 руб., рассчитанные обществом исходя из ранее установленного для теплосетевой организации ООО «Интер-Энерго-Траст» тарифа на передачу тепловой энергии, а также с учетом полезной тепловой мощности в размере 6000 Гкал в год. Включение данных затрат в тариф на тепловую энергию является обязательным, поскольку тепловая энергия поставляется обществом с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» потребителям по тепловым сетям, находящимся в собственности ООО «Интер-Энерго-Траст».

Необоснованно отклонены Министерством  в полной сумме затраты истца на ремонт основных средств в сумме 1 600 000 руб.

Министерство в полном объеме отклонило затраты общества в сумме 1 200 000 руб. на техническое обслуживание газового оборудования специализированной организацией, а также работы в сумме 414 000 руб.  по замене газового счетчика, включая его стоимость. На необходимость замены газового счетчика с указанием  конкретной модели для установки было указано ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» прежней теплоснабжающей организации – ООО «Прометей-теплолайн». 

Не согласно общество с отклонением Министерством в полном размере расходов в сумме 1 637 000 руб. на оплату аренды газовой котельной. Данные расходы являются объективно необходимыми, поскольку общество арендует котельную у её собственника – ООО «Интер-Энерго-Траст».

Министерство более, чем в 2 раза уменьшило расходы общества на оплату труда, соответственно, уменьшены расходы общества по обязательным отчислениям из заработной платы. Не учтены затраты общества на премирование работников.

Считает необоснованным отклонение в полном объеме затрат общества на оплату юридических услуг в сумме 600 000 руб., а также на оплату агентских услуг в сумме 440 000 руб. по договорам, заключенным с ООО  «Интер-Энерго-Траст».

Министерство полностью исключило затраты на амортизацию в сумме 2 076 690 руб.

Не определены экспертным путем затраты истца по уплате налогов по упрощенной системе налогообложения.

Не установлен минимальный 5% размер прибыли, подлежащий включению в необходимую валовую выручку (далее также НВВ). 

Необоснованно уменьшены на 203 250 руб. затраты общества на оплату электроэнергии.

Министерство полностью отклонило затраты общества на приобретение канцтоваров на сумму 22 500 руб. 

В связи с  этим ООО «Альфаресурс» просило суд признать недействующим приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 22 октября 2019 г. № 06-203 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Обществом с ограниченной ответственностью «Альфаресурс», на 2019 год, обязать Министерство принять заменяющий нормативный правовой акт, которым пересмотреть тариф, включив в него все планируемые обществом и необходимые затраты на производство тепловой энергии в заявленных истцом величинах; в случае превышения величины нового тарифа сверх размеров, подлежащих  к применению к различным категориям потребителей, исходя из максимальной ежегодной индексации, предусмотреть льготный тариф для потребителей с определением для общества возмещения разницы между тарифом, рассчитанным по методу экономически обоснованных затрат и льготным тарифом за счет средств регулятора и средств субъекта РФ – Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области. 

В судебном заседании представители административного истца       Жукович А.С. и Платонов С.В. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Дополнили, что на основании обращения общества в администрацию г.Ульяновска в схему теплоснабжения были внесены изменения в части объема отпуска тепловой энергии по котельной ООО «Альфаресурс» (ранее ООО «Прометей-теплолайн») - 6700 Гкал, потери – 600 Гкал, начиная с 2018 года.

Также просили учесть фактическое годовое потребление  электроэнергии  квартальной газовой котельной по адресу: ул. Луначарского-24 в объеме 195 840 кВт, что в стоимостном выражении в ценах 2019 года составляет 1 462 924,80 руб.

Представитель Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области Катрачева С.И. просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемый приказ был принят Министерством в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленных законом процедур принятия и опубликования. Полагает, что приказ соответствует нормативным правовым актам в сфере теплоснабжения, имеющим большую юридическую силу, не противоречит и прав административного истца не нарушает.

Представитель заинтересованного лица - Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве на иск считает требования истца не подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, подлинник тарифного дела ООО «Альфаресурс», подлинник тарифного дела ООО «Прометей теплолайн», выслушав пояснения специалиста Бутиной И.В., заслушав заключение прокурора  Федечко Ф.И., полагавшего исковые требования общества подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

22 октября 2019 года Министерством цифровой экономики и конкуренции  Ульяновской области принят приказ № 06-203 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Обществом с ограниченной ответственностью «Альфаресурс», на 2019 год».  Указанным приказом обществу  установлен одноставочный тариф в размере 1540,83 руб./Гкал на период с 28 октября по 31 декабря 2019 года включительно.

Текст приказа опубликован 29 октября 2019 г. в газете «Ульяновская правда»  № 82.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. № 136-ЗО 
«О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (
www.pravo.gov.ru).

В соответствии с подпунктом 36 пункта 2.6 Положения «О Министерстве цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области», утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 N 8/125-П, Министерство устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (за исключением ценовых зон теплоснабжения).

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 июля 2013 г. № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

Таким образом, оспариваемый         приказ принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», а также Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания), утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня    2013 г. № 760-э.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является, в том числе, метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Частью 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении установлено, что срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не предусмотрено федеральными законами и решениями Правительства Российской Федерации.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что тарифы могут быть введены на срок менее  1 финансового года решениями органов регулирования об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).

Из материалов дела следует, что ООО «Альфаресурс», является единой теплоснабжающей организацией, которая осуществляет  выработку и поставку тепловой энергии в многоквартирные жилые дома №10, 12, 16/26А, 18, 20, 22, 26, а также в здания № 2-Б, 8  по ул. Луначарского в г.Ульяновске.  

Тепловая энергия производится на квартальной газовой котельной, принадлежащей ООО «Интер-Энерго-Траст» и арендуемой ООО «Альфаресурс». Передача тепловой энергии потребителям  производится через тепловые сети, принадлежащие ООО «Интер-Энерго-Траст».

1 августа 2019 общество впервые обратилось в орган регулирования – Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области (далее Министерство) с заявлением об открытии дела по установлению тарифа на производство тепловой энергии на 2019 год, приложив пакет обосновывающих материалов. ООО «Альфаресурс» просило установить тариф с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

По заявлению ООО «Альфаресурс» Министерством было открыто дело об установлении тарифа на тепловую энергию (письмо от 6 сентября 2019 года). Министерство запросило у ООО «Альфаресурс» документы в соответствии с п. 14 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного Приказом ФСТ России от 07 июня 2013 года № 163.

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения Министерством принято решение об использовании в отношении ООО «Альфаресурс» при установлении тарифа на тепловую энергию метода экономически обоснованных затрат.

Специалистами Министерства  проведена экспертиза представленных обществом документов. По результатам произведенной экспертизы предложений по установлению тарифа рассчитан одноставочный тариф на тепловую энергию, поставляемую Обществом потребителям, на период с 28 октября по 31 декабря 2019 года включительно, в размере 1540,83 руб./Гкал.

Решение об установлении тарифов было принято на заседании Правления Министерства от 22 октября 2019,  о чем свидетельствует протокол заседания правления № 42-Т.

Из протокола заседания правления Министерства от 22 октября 2019 года  следует, что при расчете тарифа Министерством в полном объеме отклонены заявленные обществом в составе НВВ: расходы на ремонт основных средств в сумме 1 600 000 руб.; расходы на оплату иных работ производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, в сумме 1 614 000 руб., из которых 1 200 000 руб. – расходы на техническое обслуживание котельной, 414 000 руб. – расходы на выполнение работ; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, в сумме 1 040 000 руб., из которых 600 000 руб. –  расходы на оплату юридических услуг, 440 000 руб. – расходы на оплату агентских услуг; расходы в сумме 1 600 000 руб. на оплату аренды газовой котельной; другие расходы, в том числе канцтовары в сумме 22 514 руб., амортизация основных средств в сумме 2 076 690 руб.;  снижены расходы на приобретение электроэнергии с 1 254 000 руб. до 1 050 760 руб., на оплату труда с 7 777 000 руб. до 3 313 930 руб., соответственно, отчисления из заработной платы на социальные нужды. Не учтены в составе НВВ расходы общества по уплате налога, предпринимательская прибыль. При расчете тарифа применен объем полезного отпуска тепловой энергии в размере 7 999,01 Гкал, потери тепловой энергии в размере 0,90 Гкал.

При оценке законности принятого Министерством приказа об установлении тарифа суд исходит из следующего.

Обращаясь в Министерство по вопросу установления тарифа на тепловую энергию общество просил учесть объем полезного отпуска тепловой энергии в размере 6000 Гкал, потери в размере 670 Гкал.

Министерством при расчете тарифа были приняты во внимание сведения об объеме полезной мощности котельной в размере  999 Гкал, содержащиеся в актуализированной на 2019 года схеме теплоснабжения г.Ульяновска.

Суд соглашается с позицией Министерства по данному вопросу.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (пункт 1 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении), который применяется, в том числе в случае, если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) (подпункт «а» пункта 17 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования при расчете тарифов указанным методом НВВ регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ ценообразования.

Согласно п. 33 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа.

Согласно пунктам 13, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

Согласно абзацу 2 статьи 32 Методических указаний объем плановых (расчетных) расходов определяется исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг). При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в соответствии с пунктами 28 - 31 Основ ценообразования.

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

В силу пункта 33 Правил регулирования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

При обращении за установлением тарифа ООО «Альфаресурс» просило учесть при расчете объем полезной тепловой мощности в размере 6000 Гкал в год. В подтверждение данных показателей общество представило письмо прежней теплоснабжающей организации ООО «Прометей-Теплолайн» от            5 августа 2019 года в адрес ООО «Альфаресурс» об уменьшении объема полезной мощности котельной,  баланс теплоснабжения, утвержденный и.о. начальника управления ЖКХ и благоустройства Нефедовым И.Ю., заключение экспертизы ТПП № 022765 от 26 октября 2018 года об обоснованность компенсации выпадающих доходов услуг теплоснабжения ООО «Прометей-Теплолайн» г.Ульяновск. 

Согласно вышеприведенных положений пункта 22 Основ ценообразования приоритетной формой определения расчетного полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования являются сведения схемы теплоснабжения.  И только в случае отсутствия указанных сведений в схеме теплоснабжения, расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года (п. 22(1) Основ ценообразования).

При этом фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.

Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года (п. 22(1) основ ценообразования).

В данном случае актуализированная на 2019 год схема теплоснабжения содержала сведения об объеме полезного отпуска тепловой энергии по котельной на ул. Луначарского, 24 в г.Ульяновске (ранее зона действия теплоснабжающей организации ООО «Прометей-Теплолайн») в размере  7999,01 Гкал.  

Возможности определения объема отпуска полезной тепловой энергии расчетным путем у Министерства не имелось ввиду отсутствия статистических данных за последние 3 года по прежней теплоснабжающей организации ООО «Прометей-Теплолайн».

Экспертное заключение № 022876 ТПП не содержит вывода об объеме полезной мощности тепловой энергии в размере 6000 Гкал. Данное экспертное заключение лишь отражает расчет обоснованности компенсации выпадающих доходов услуг теплоснабжения ООО «Прометей-Теплолайн». При этом расчеты произведены на основании данных, предоставленных самой организацией за 2017 год.

Из выводов данной экспертизы следует, что на предприятии ООО «Прометей-Теплолайн» и у его потребителей отсутствует количественный учет отпускаемой тепловой энергии. Указанный вывод экспертизы также подтверждает доводы Министерства о невозможности определения объема полезного отпуска тепловой энергии по газовой котельной на ул. Луначарского, 24 расчетным путем. 

С учетом вышеприведенных положений законодательства предоставленный обществом с ограниченной ответственностью  баланс теплоснабжения на 2020 год, утвержденный И.О. начальника управления ЖКХ и благоустройства ***, в котором указан объем полезного отпуска тепловой энергии в размере 6000 Гкал, соответственно, отпуск в сеть – 6670 Гкал и потери в размере 670, не мог быть принят во внимание Министерством при расчете тарифа, как не предусмотренный Основами ценообразования.

Суд соглашается с позицией Министерства в части невключения в состав НВВ расходов общества в сумме 1 600 000 руб. на ремонт основных средств на основании договора от 1 августа 2019 года, заключенного обществом с ООО «АСТ Сервис».

По общему правилу (подпункт 5 пункта 33 Основ ценообразования) расходы на ремонт основных средств включаются в необходимую валовую выручку как расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

Согласно п. 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

В качестве подтверждения необходимости проведения ремонта основных средств ООО «Альфаресурс» представило договор аренды котельной от 1 июля 2019 года, заключенный с ООО «Интер-Энерго-Траст». Договор заключен на срок до 31 декабря 2020 года. В договоре указано, что сдаваемое в аренду имущество полностью исправно, находится в рабочем состоянии. Начиная с 2019 года, требуется проведение планово-предупредительных работ и работ по капитальному ремонту котельной.  Также на арендатора возложена обязанность по производству всех видов ремонтов, включая ежегодный планово-предупредительный ремонт и капитальный ремонт с даты заключения договора в размере 15% в год от общего объема стоимости капитального ремонта. Капитальный ремонт должен быть окончен до 2025 года. Арендатор имеет право производить амортизационные отчисления на капитальный ремонт и полное восстановление указанного имущества за счет уменьшения налогооблагаемой базы.

Также в обоснование проведения планово-предупредительных работ обществом был представлена дефектная ведомость от 1 августа 2019 года, согласно которой все инженерное оборудование котельной – 37 позиций, требует замены по причине истечения нормативного срока эксплуатации.

Кроме того, обществом был представлен локальный расчет стоимости капитального ремонта на сумму  18  612 794 руб. 40 коп.

Согласно договору от 1 августа 2019 года, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью «АСТ-Сервис», указанная организация обязалась производить выполнение капитального ремонта и планово-предупредительных работ.  При этом планово-предупредительные работы и работы по капитальному ремонту квартальной газовой котельной производятся по заявке заказчика. Конкретный перечень и объем работ определяется совместно с заказчиком. По каждому укрупненному виду работ подрядчиком составляется смета, утверждаемая сторонами.

В договоре объем планово-предупредительных работ и работ по капитальному ремонту котельной не разделены между собой. Стоимость работ по планово-предупредительному ремонту составляет 1 600 000 руб. в год и является твердой суммой. Стоимость работ по капитальному ремонту составляет 15% в год (2 791 919 руб.) от общего объема и стоимости работ по капитальному ремонту (18 612 794 руб. 40 коп.).

Из указанного договора невозможно определить, какие работы относятся  к планово-предупредительным работам, их объем и периодичность проведения.  Ежегодная стоимость указанных работ в размере 1 600 000 руб. ничем не обоснована. Таким образом, экономическое обоснование объема и стоимости планово-предупредительных ремонтных работ отсутствует.

Кроме того, обществом не представлено доказательств соблюдения положений подпункта «б» пункта 28 Основ ценообразования, то есть заключение договора в результате проведения торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Довод истца о том, что положения данного закона не применимы к ООО «Альфаресурс» ввиду отсутствия в его уставном капитале доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, основаны на неверной трактовке законодательства.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» указанный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, перечислены в качестве самостоятельного субъекта, подпадающего под действие указанного закона, вне зависимости от наличия в их уставных капиталах доли государства, субъекта РФ или муниципального образования. 

В силу пункта 1 части 2.1 ст. 1 указанного Федерального закона его действие (за исключением случаев, указанных в части 5 настоящей статьи) не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно: на субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, действие указанного закона не распространяется на организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности,  при наличии одновременно двух условий: в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, и если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ООО «Альфаресурс» не подпадает под данные критерии.

Суд соглашается с позицией Министерства в части невключения в состав необходимой валовой выручки расходов общества на оплату иных работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, на сумму 1 614 000 руб., из которых 1 200 000 руб.- расходы на техническое обслуживание котельного оборудования на основании договора с ООО «АСТ-Сервис» от 1 августа 2019 года,  и в сумме 414 000 руб. на основании договора от 1 августа 2019 года с этой же организацией на замену существующего узла учета газа.

Истцом не предоставлено в Министерство доказательств заключения указанных договоров в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 28 основ ценообразования.

Кроме того, истцом не были представлены в Министерство документы, основывающие необходимость замены узла учета газа. Данные документы были представлены только в ходе рассмотрения дела (акт проверки узла учета газа обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз  Ульяновск», которым установлен факт  истечения срока  эксплуатации узла учета газа).

Согласно п. 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Обращаясь в Министерство по вопросу установления тарифа, общество включило в НВВ расходы на оплату труда в размере 7 777 000 руб.  При исчислении расходов на оплату труда общество исходило из штатной численности работников общества в количестве 19 человек, из которых 8 штатных единиц – обслуживающий персонал (4 штатных единицы диспетчеров, по 1 штатной единицы контролер КПУ и ИПУ; уборщик производственных помещений, слесарь по ремонту и обслуживанию тепло-газового оборудования, электрик) и 11 штатных единиц администрация (управляющий директор, заместитель управляющего директора, главный бухгалтер, экономист, оператор ПК по обязательной статистической отчетности и закупкам, инженер по охране труда и технике безопасности, главный инженер, инспектор по кадрам, секретарь, менеджер по работе с абонентами).

Судебная коллегия соглашается с позицией Министерства, которое при расчете численности работников ООО «Альфаресурс» руководствовалось приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. № 65 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства» (далее - рекомендации Госстроя России № 65) и Приказом Госстроя России от 12 октября 1999 г. № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий» (далее - рекомендации Госстрой России N 74).

При применении указанных нормативных правовых актов штатная численность  работников котельной составила 9,249 штатных единиц.

Согласно таблице 1 пункта 2.1.1 рекомендаций Госстроя России N 74 при среднесписочной численности работников до 150 человек нормативная численность административно-управленческого аппарата, осуществляющего общие функции управления, составляет 11 (13) человек.

Поскольку численность работников организации составляет 9, 249 штатных единицы,  используя метод интерполяции, Министерством обоснованно принята нормативная численность административно-управленческого аппарата руководителей, специалистов и служащих в размере 1,053925.

Сокращение фонда оплаты труда в расчетах Министерства произошло ввиду уменьшения численности административного аппарата. Соответственно, уменьшились отчисления их фонда оплаты труда.

Данный расчет, по мнению суда, является экономически обоснованным и соответствует положениям действующего законодательства.

В соответствии с п. 32, 33, 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг) (п. 44).

Суд соглашается с позицией Министерства в части невключения в состав НВВ расходов ООО «Альфаресурс» на оплату юридических услуг на основании договора с ООО «Интер-Энерго-Траст» в сумме 600 000 руб., поскольку в нарушение подпункта «б» пункта 28 Основ обществом не представлены сведения о заключении указанного договора в результате проведения торгов. 

Правомерно не включены Министерством в состав НВВ расходы общества в сумме 440 000 руб. на оказание агентских услуг на основании договора с ООО «Интер-Энерго-Траст».

В соответствии с п. 10 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э, при установлении цен (тарифов) также не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491

Не допускается учет расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Ссылку истца на то, что в настоящее время договоры на поставку тепловой энергии заключены напрямую с жителями многоквартирных жилых домов, суд находит несостоятельной.

По общему правилу жильцы многоквартирных жилых домов вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, которая, в свою очередь, производит оплату оказанных коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации (пункты 6.2, 7 ст. 155 ЖК РФ). При этом управляющая организация осуществляет  обеспечение  жильцов многоквартирных  домов платежными документам, в которых отражаются сведения о размере платы за коммунальные услуги.

Заключение ресурсоснабжающей  организацией договоров о предоставлении коммунальной услуги непосредственно с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, возможно в строго оговоренных законом случаях – ст. 157.2 ЖК РФ.

Одним из таких случаев является  прекращении заключенного  между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом и ресурсоснабжающей организацией договора ресурсоснабжения ввиду одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения указанного договора при наличии у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения.

В данном случае ООО «Альфаресурс» указывает на то, что оно как и предыдущая ресурсоснабжающая организация, перешедшая на прямые  взаиморасчеты за потребленную тепловую энергию непосредственно с собственниками жилых помещений  через ООО «РИЦ» из-за просроченной задолженности за поставленную тепловую энергию, также будет поставлять тепловую энергию непосредственно  потребителям – собственникам жилых помещений в многоквартирных домах.

Вместе с тем ООО «Альфаресурс» не является правопреемником предыдущей теплоснабжающей организации. На нее в полной мере распространяются положения Жилищного кодекса РФ. В связи с этим переход на прямые  взаиморасчеты за потребленную тепловую энергию непосредственно с собственниками жилых помещений  может быть произведен только с соблюдение предусмотренных ЖК РФ условий и процедуры.

Кроме того, обществом не представлено доказательств соблюдения при заключении с ООО «Интер-Энерго-Траст» агентского договора требований пункта «б» п. 28 Основ ценообразования (то есть заключение договора в результате проведения торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

Министерство полностью отклонило расходы общества на амортизацию основных средств в сумме 2 076 690 руб. Суд соглашается с позицией Министерства по данному вопросу.

Расчет амортизации был произведен обществом следующим образом.

Согласно экспертному заключению № 032/07 от 02.08.2019 ООО «Оценочная компания Безпятко» рыночная стоимость котельной по состоянию на 30.07.2019 составила 14 536 800 руб. Договором аренды газовой котельной предусмотрено, что амортизацию на капитальный ремонт и полное восстановление котельной производит арендатор. Учитывая, что капитальный  ремонт котельной планируется завершить к 2025 году (то есть за 7 лет), размер амортизации установлен в сумме 2 076 690 руб. (14 536 800 руб. : 7 лет).

В соответствии с п. 43 Основ ценообразования сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01». Согласно п. 7 указанного Положения  основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п.8 Положения).

Согласно п. 14 Положения стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных настоящим и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, а также капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя.

В данном случае амортизация могла быть исчислена не из рыночной стоимости котельной (общество не является собственником котельной, на бухгалтерском балансе общества указанная котельная не стоит, амортизация исчисляется по общему правилу из первоначальной стоимости имущества), а из размера капитальных вложений в предоставленную в аренду котельную. 

Вместе с тем возможности рассчитать амортизацию из размера капитальных вложений общества в котельную у Министерства не имелось ввиду отсутствия достоверных доказательств размера капитальных вложений общества в котельную.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 48, пунктом 49 Основ ценообразования к числу расходов, учитываемых в НВВ регулируемой организации, относятся расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами.

Согласно пункту 8 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 410, инвестиционная программа включает в частности перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения, а также краткое описание мероприятий инвестиционной программы, в том числе обоснование их необходимости, расходы на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию каждого из объектов системы централизованного теплоснабжения в прогнозных ценах соответствующего года, оцененных с использованием прогнозных индексов цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, описание и место расположения строящихся, реконструируемых и модернизируемых объектов системы централизованного теплоснабжения, обеспечивающие однозначную идентификацию таких объектов, основные технические характеристики таких объектов до и после реализации мероприятия.

В материалах тарифного дела инвестиционная программа ООО «Альфаресур» отсутствует. Договор на производство капитального ремонта и планово-предупредительных ремонтных работ, заключенный ООО «Альфаресурс» с АСТ Сервис, а также дефектная ведомость и локальный сметный расчет не являются надлежащими документами, подтверждающими размер капитальных вложений общества в арендуемую им до 31 декабря 2020 года котельную. 

Обоснованно не включена Министерством в состав НВВ расчетная предпринимательская прибыль.

В соответствии со ст. 48(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов объема включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах 2 - 8 пункта 33 настоящего документа, за исключением расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).

Согласно пунктам 13, 15 и 16 Правил регулирования цен представление документов и материалов, обосновывающих размер необходимой валовой выручки, осуществляется регулируемой организацией.

Исходя из понятия расчетной предпринимательской прибыли как величины, учитываемой при определении необходимой валовой выручки, и требований пункта 16 Правил регулирования цен о подтверждении размера необходимой валовой выручки расчетами, суд полагает,  что расчет и размер расчетной предпринимательской прибыли должны быть определены и направлены организацией в регулирующий орган. В данном случае такой расчет прибыли Обществом представлен в Министерство не был. В связи с этим у тарифного органа обязанность по самостоятельному начислению указанной прибыли и включению её в НВВ отсутствовала.

Кроме того, в соответствии с п. 48 (2) Основ ценообразования при установлении (корректировке) тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации не устанавливается для регулируемой организации, владеющей объектом (объектами) теплоснабжения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет. В данном случае договор аренды котельной от 01.07.2019 заключен истцом с ООО «Интер-Энерго-Траст» до 31 декабря 2020 года, то есть на срок менее 3 лет.

Налог также обоснованно не был включен Министерством в НВВ, поскольку само общество при обращении в Министерство за установлением тарифа не включило налог в состав НВВ. Оснований для самостоятельного исчисления налога и включения его в состав НВВ у Министерства не имелось.

Суд соглашается с доводами истца о необоснованности невключения в НВВ при расчете тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Альфаресурс»,  расходов общества на оплату услуг по передаче тепловой энергии.

Согласно п. 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.

Согласно подпункту 3 пункта 33 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят, в том числе,  из оплаты услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 93 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, рассчитываются как сумма следующих составляющих:

а) средневзвешенная стоимость производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности);

б) удельная стоимость оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии;

в) предусмотренные законодательством Российской Федерации расходы регулируемой организации по сомнительным долгам, определяемые в соответствии с подпунктом «а» пункта 47 настоящего документа, расходы на осуществление деятельности по сбыту тепловой энергии и теплоносителя, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

В данном случае истцу были установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям.

Учитывая, что ООО «Альфаресурс» производит выработку тепловой энергии на котельной, расположенной на ул. Луначарского,24, и поставляет её жителям многоквартирных жилых домов по указанной улице по тепловым сетям, находящимся в собственности ООО «Интер-Энерго-Траст», следовательно, оно несет затраты по оплате обществу с ограниченной ответственностью услуг по передаче тепловой энергии.  В материалы тарифного дела общество представило договор, заключенный с ООО «Интер-Энерго-Траст», на передачу тепловой энергии.

То обстоятельство, что указанные виды расходов ООО «Альфаресурс» при обращении в Министерство общество указало в графе  1.16 – расходы на транспортировку тепловой энергии, а не в графе 1.10- расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, не может являться основанием для отказа во включении указанных расходов в состав НВВ.

Расчет указанных расходов должен быть произведен Министерством в соответствии с п. 39 Основ ценообразования - как произведение цен (тарифов), установленных для таких организаций органами регулирования, и расчетных объемов приобретаемых услуг при осуществлении регулируемых видов деятельности.

Тариф на передачу тепловой энергии был установлен ООО «Интер-Энерго-Траст»  приказом Министерства № 06-555 от 27 декабря 2018 года «Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст», на 2019 года». Указанный приказ  был признан недействующим с момента его принятия решением Ульяновского областного суда от 22 июля 2019 года (дело № 3а-189/2019).  На Министерство возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт. Заменяющий нормативный правовой акт –приказ № 06-224 был принят Министерством 26 ноября 2019 года. Указанным приказом ООО «Интер-Энерго-Траст» установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя на период с 1 января по 30 июня 2019 года в сумме 159,11 руб. Гкал, на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года – в размере 167,80 руб. /Гкал.

Довод Министерства о том, что общество обратилось с заявлением об установлении тарифа только на производство тепловой энергии, является несостоятельными, поскольку, как было указано выше, обществу был установлен тариф на тепловую энергию.

Суд считает необоснованным исключение в полном размере из НВВ расходов общества на аренду газовой котельной. 

Согласно п. 45 Основ ценообразования арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. В случае если договором аренды предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

В данном случае общество в составе НВВ заявило расходы на арену газовой котельной в сумме 1 637 000 руб. Данный размер арендной платы определен экспертным заключением об определении рыночной стоимости арендной платы, рассчитанной исходя из рыночной стоимости котельной.

Подобный расчет арендной платы не соответствует вышеприведенным положениям Основ ценообразования. Вместе с тем Министерство обязано было экспертным путем определить экономически обоснованный размер арендной платы с применением критериев, установленных п. 28 Основ ценообразования, поскольку расходы общества по арендной плате являются объективно необходимыми. Общество не является собственником котельной и арендует её у ООО «Интер-Энерго-Траст».

При этом суд отмечает, что при  расчете тарифа для прежней теплоснабжающей организации (ООО «Прометей-Теплолайн»), у которой газовая котельная также находилась в аренде, Министерство включило в состав НВВ расходы по аренде на 2019 год в сумме 85,52 тыс. руб.

При обращении за установлением тарифа общество включило в состав НВВ расходы на приобретение канцтоваров и офисной оргтехники в сумме 22 514 руб.

В соответствии со ст. 33, 44 Основ ценообразования расходы на оплату канцтоваров относятся к группе прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемых в необходимую валовую выручку.

Министерство отказало во включении указанных расходов в НВВ со ссылкой на непредоставление перечня товаров, прайс-листа и цен.

Суд не может согласиться с данной позицией Министерства.

В подтверждение указанных расходов общество представило договор поставки канцтоваров  и офисной оргтехники от 5 августа 2019 года на сумму 22 514 руб., в приложении к которому содержался перечень приобретенных товаров с указанием их наименования, количества приобретенного товара по каждой позиции и общей стоимости каждого наименования товара. Таким образом, цена каждого товара могла быть определена Министерством путем деления общей суммы за товар одного наименование на его количество. 

Приобретение указанных канцтоваров вызвано необходимостью ведения делопроизводства в процессе работы общества.

Суд соглашается с доводами истца о необоснованности произведенного Министерством расчета расходов общества на оплату электроэнергии.

В соответствии с п.38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Согласно п. 27. Методических рекомендаций расходы на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РРi, рассчитываются по формуле:

 

 (тыс. руб.), (5)

 

где:

Vi,z - объем потребления z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый с учетом фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования;

ЦРi,z - плановая (расчетная) стоимость покупки единицы z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования.

Расчет расходов на электроэнергию произведен Министерством следующим образом: средневзвешенная цена электрической энергии на 2019 год определена на основе анализа фактических показателей за 2018 год ПАОЭЭ Ульяновской области «Ульяновскэнерго» по данным сайта https://www.ulenergo.ru. Данные при расчете соответствуют первой ценовой категории (для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период) для низкого уровня напряжения для потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств менее 670 кВт.  С учетом прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2024 года цена электрической энергии на 2018 год принята в размере 7,30 руб./кВтч.  Экономически обоснованная сумма затрат составила 1 050,76 тыс. руб. (7,30 руб. /кВтч х 18 х 7999,1).

Суд не может согласиться с примененным Министерством значением объема потребленной электроэнергии. В данном случае Министерство при расчете использовало средний показатель  объема потребленной электроэнергии (18).

Как было указано выше, объем потребления энергетического ресурса в расчетном периоде регулирования определяется с учетом фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования.

Ранее услуги по теплоснабжению на квартальной газовой котельной по ул.Луначарского, 24 в г.Ульяновске осуществляло ООО «Прометей-Теплолайн». Министерство при определении тарифа на тепловую энергию для данного общества включило в состав необходимой валовой выручки расходы общества на электрическую энергию в сумме   1204,42 тыс. руб.  Данная сумма была рассчитана путем умножения стоимости  покупки единицы электроэнергии  на фактический объем потребленной электроэнергии.

Учитывая, что ООО «Альфаресурс» оказывает услуги по теплоснабжению на той же котельной, электроэнергию поставляет одна и та же организации, объем потребленной электроэнергии и её стоимость для расчета расходов ООО «Альфаресурс» на электроэнергию должны соответствовать показаниям, принятым для расчета тарифа прежней организации (ООО «Прометей-теплолайн»).

Отклонение в полном объеме тарифным органом расходов общества на передачу тепловой энергии, канцелярских расходов, расходов на аренду газовой котельной, неверный подсчет расходов на электроэнергию влияют на итоговую величину необходимой валовой выручки и размер тарифа, следовательно, дают основание полагать об экономической необоснованности установленного тарифа на передачу тепловой энергии.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует действующему федеральному законодательству.

В связи с этим у суда имеются основания для удовлетворения заявленного административным истцом требования о признании недействующим приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от                   22 октября 2019 года № 06-203  «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Обществом с ограниченной ответственностью «Альфаресурс», на 2019 год. 

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемый административным истцом приказ следует признать недействующим с момента его принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ на Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области следует возложить обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

При этом суд отмечает, что на основании обращения ООО «Альфаресурс» в администрацию г.Ульяновска в схему теплоснабжения на 2020 год были внесены изменения в части объема полезного отпуска тепловой энергии по котельной ООО «Альфаресурс» (ранее ООО «Прометей-теплолайн») - 6700 Гкал, потери – 600 Гкал, начиная с 2018 года, что подлежит учету при принятии Министерством заменяющего нормативного правового акта.

 

Требования истца о возложении на Министерство обязанности предусмотреть льготный тариф для потребителей в случае превышения величины нового тарифа сверх размеров, подлежащих  к применению к различным категориям потребителей, исходя из максимальной ежегодной индексации, с определением для общества возмещения за счет средств регулятора и средств субъекта РФ – Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области не подлежат оценке судом, поскольку выходят за рамки иска об оспаривании нормативного правового акта.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» о признании недействующим нормативного правого акта удовлетворить. 

Признать недействующим со дня принятия приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 22 октября 2019 года № 06-203 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Обществом с ограниченной ответственностью «Альфаресурс», на 2019 год».

Возложить на Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта  в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете  «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья:                                                                      Трифонова Т.П.