Судебный акт
Об обязании предоставления альтернативного жилья
Документ от 24.12.2019, опубликован на сайте 30.12.2019 под номером 85781, 2-я гражданская, об обязании предоставления альтернативного жилья, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Горбачева Т.Ю.                                                                   Дело № 33-5250/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      24 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего ­­Мирясовой Н.Г.,

судей Калашниковой Е.В., Рыбалко В.И.,

при секретарях Шумеевой Е.Ю., Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 16 сентября 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 14 октября 2019 года по делу № 2-197/2019, которым постановлено:

исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Иловой Галины Николаевны к обществу с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский  цементный  завод»  об обязании предоставления  жилого помещения удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский  цементный  завод» предоставить Иловой Галине Николаевне в собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 23,7 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте муниципального образования «Сенгилеевское городское поселение».

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб. 

Заслушав доклад судьи Калашниковой Е.В., выслушав объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» Павлушкиной О.А., Боровиковой Е.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области, действуя в интересах Иловой Г.Н., обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по выполнению ответчиком законодательства по расселению жителей п. Цемзавод из санитарно-защитной зоны. В ходе проверки установлено, что жилое помещение Иловой Г.Н. находится в пределах трехсот метровой расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны завода, принадлежащего ООО «Сенгилеевский цементный завод». Администрацией ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является ответчик, утверждена программа переселения жителей из санитарно-защитной зоны предприятия. В график включено 46 домов, в том числе и многоквартирный д. ***, в котором Илова Г.Н. имеет на праве собственности жилое помещение. Срок расселения по программе – 2012-2013 годы. Вместе с тем, дом Иловой Г.Н. до настоящего времени не расселен. В соответствии с положениями СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» размещение жилой застройки в санитарно-защитной зоне не допускается.

Просил суд возложить на ООО «Сенгилеевский цементный завод» обязать предоставить Иловой Г.Н. жилое помещение общей площадью не менее 23,7 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте муниципального образования «Сенгилеевское городское поселение».

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное учреждение администрация муниципального образования  «Сенгилеевский район» Ульяновской области (администрация МО «Сенгилеевский район»), Федеральная  служба  по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и  благополучия человека по Ульяновской области (Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области), общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Экологические системы».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное  выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «Сенгилеевский цементный завод» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Отмечает, что ранее прокурором в интересах истца  заявлялись аналогичные требования (дело № 2-243/2018), которые были оставлены судом без удовлетворения, в связи с их преждевременностью.                                         

Полагает, что судом при разрешении спора необоснованно не были приняты во внимания положения части 13 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указывает, что для разрешения спора правовое значение имеет факт установления границ санитарно-защитной зоны предприятия. Не соглашается с выводом суда о том, что на ответчике лежит обязанность  расселить жилые застройки, попадающие в трехсотметровую зону от границы территории промплощадки по всем направлениям. Отмечает, что санитарно-защитная зона для предприятия не установлена. Действующим законодательством обязанность по переселению жителей из расчетной санитарно-защитной зоны не предусмотрена.

Полагает, что суд при разрешении спора не дал надлежащей оценки представленной в материалы дела Программе переселения из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью                1 200 000 тонн в год одной технологической линией» (программа переселения), согласно которой расселение жителей домов возможно только после подтверждения санитарно-защитной зоны мониторингом выбросов на работающем предприятии. В настоящее время программа переселения продлена до 17 мая           2020 года, срок ее реализации не наступил.

Не соглашается с выводом суда об отсутствии у истицы возможности пользоваться и распоряжаться жилым помещением в связи с нахождением его в трехсотметровой санитарно-защитной зоне. Отмечает, что каких-либо ограничений в отношении принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения не установлено.

Полагает, что выводы суда о нарушении ответчиком прав граждан на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, не подтверждаются материалами дела. В соответствии с нормами действующего законодательства по заказу ответчика разработан проект санитарно защитной зоны предприятия, получивший положительное заключение негосударственной экспертизы. Проектом предусматривается установление санитарно-защитной зоны по границе промплощадки во всех направлениях – 0 м, поскольку уровни рисков для здоровья населения от воздействия выбросов предприятия ниже установленных пределов.

Не соглашается с выводами суда  о том, что 16 мая 2019 года Управлением Рспотребнадзора по Ульяновской области было отказано ответчику в выдаче  санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правила разработанного проекта санитарно защитной зоны предприятия.

Указывает, что предприятие не введено в установленном порядке в эксплуатацию, ведутся пуско-наладочные работы, разрешение на строительство продлено администрацией МО «Сенгилеевский район» до 17 мая 2020 года.

Кроме того, при принятии решения судом не был решен вопрос о переходе к ответчику права собственности на принадлежащее истцу жилое помещение.

В возражениях на апелляционную жалобу Роспотребнадзор и Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В силу требований статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44, пунктом 2 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. В частности, такие зоны создаются вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 5 октября 2011 года администрацией МО «Сенгилеевский район» ООО «Сенгилеевский цементный завод» выдано разрешение на строительство завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год по адресу: ***.

Срок действия данного разрешения с учетом неоднократного продления определен до 17 мая 2020 года.

До настоящего времени предприятие в эксплуатацию не введено, ведутся пуско-наладочные работы.

При этом предприятие начало осуществлять выпуск продукции (пока не на предельных мощностях), производственный процесс ведется в несколько смен, укомплектован штат работников более 350 человек.

При проектировании строительства завода в 2009 году администрацией ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является ООО «Сенгилеевский цементный завод», была утверждена  программа переселения жителей из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией».

Согласно данной программе жители домов, подпадающие в границы расчетно-санитарной зоны подлежат расселению после подтверждения санитарно-защитной зоны мониторингом выбросов на работающем предприятии.

В рамках указанной программы переселения между ООО «Сенгилеевский цементный завод» и администрацией МО «Сенгилеевский район» 13 августа      2009 года было заключено соглашение, по условиям которого ООО «Сенгилеевский цементный завод» приняло на себя обязательства нести материальные, финансовые и иные затраты, связанные с переселением жителей и переносу объектов социального культурного назначения, подпадающих под размещение в проектируемой санитарно-защитной зоне.

Согласно приложению к программе переселения жилой д.*** включен в список домов, подлежащих переселению из санитарно-защитной зоны предприятия, со сроком переселения – 2012-2013 годы.

В настоящее время срок программы продлен до 17 мая 2020 года.

Из экспертного заключения от 21 июня 2010 года ***, утвержденного главным врачом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, следует, что проектируемый цементный завод относится к предприятиям II класса опасности, санитарно-защитная зона предварительно установлена в 300 м.

Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области выдано санитарно – эпидемиологическое заключение от 29 июня 2017 года на проект обоснования расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны для завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1,2 млн. тонн в год одной технологической линией размером 300 метров от границы территории промплощадки по всем направлениям для ООО «Сенгилеевский цементный завод», по адресу: ***.

Иловой Г.Н. на праве собственности принадлежит квартира, общей площадью 23,7 кв.м, расположенная по адресу: ***.

Указывая на нарушение прав Иловой Г.Н. в связи с нахождением принадлежащего ей жилья в расчетной санитарно-защитной зоне ООО «Сенгилеевский цементный завод», прокурор обратился в суд в ее интересах с настоящим иском.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах      Иловой Г.Н., суд первой инстанции ссылаясь на положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», указал, что на ООО «Сенгилеевский цементный завод» лежит обязанность расселить жилые застройки, попадающие в расчетную (предварительную) трехсотметровую зону от границы территории промплощадки по всем направлениям, установленную проектом обоснования размера санитарно- защитной зоны для завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией от 2009 года.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – Правила).

Согласно пункту 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности                       по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или                      о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает Роспотребнадзор (пункт 3 Правил).

К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны (пункт 14 Правил).

Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости                 (пункт 25 Правил).

В силу части 13 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года           № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до                  1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов.

До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

Как следует из материалов дела, на данный момент санитарно-защитная зона ООО «Сенгилеевский цементный завод» в предусмотренном законом порядке не установлена, определялась лишь расчетная (предварительная) зона.

Во исполнение действующего законодательства по заказу ответчика ООО «Экологические системы» (г. Ульяновск) в 2018 году разработан проект санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод», основной производственной площадки. Данный проект предусматривает установление санитарно-защитной зоны предприятия по границе промплощадки во всех направлениях – 0 м.

Ответчиком получено экспертное заключение ООО «Центр гигиены и эпидемиологии»   (г. Чебоксары)  от 8 апреля 2019 года № *** о соответствии вышеуказанного проекта санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод» государственным санитарно-эпидемиологическим  правилам и нормам.

В настоящее время ведутся работы по согласованию границ санитарно-защитной зоны.

Принимая во внимание вышеприведенные положения законодательства, действующего на момент принятия оспариваемого решения суда, учитывая, что до настоящего времени санитарно-защитная зона ООО «Сенгилеевский цементный завод» в предусмотренном законом порядке не установлена, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика о преждевременности заявленных в интересах Иловой Г.Н. исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по основаниям, приведенным в иске.  

В соответствии с пунктом 4  части 1  статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит решение  суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового решения, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах Иловой Г.Н. к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить  жилое помещение следует отказать.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от                 16 сентября 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 14 октября 2019 года, отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах Иловой Галины Николаевны к обществу с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский  цементный  завод»  о возложении обязанности предоставить  жилое помещение отказать.

 

Председательствующий                                    

 

Судьи