Судебный акт
Перерассчет пенсии по случаюю потери кормильца
Документ от 24.12.2019, опубликован на сайте 26.12.2019 под номером 85715, 2-я гражданская, о взыскании недополученной пенсии по случаю потери кормильца, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                           Дело № 33-5393/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    24 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-3968/2019 по апелляционной жалобе представителя Федораевой Веры Павловны – Дегтярева Анатолия Васильевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 сентября 2019 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Федораевой Веры Павловны к Государственному Учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области и Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонному)  о взыскании  недополученных сумм  по ежемесячным выплатам  за период с 17.10.2014 по 31.05.2019  в сумме 205 199,46 руб. отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истицы Федораевой В.П. – Дегтярева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Федораева В.П. обратилась в суд  с иском к ГУ - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ГУ- ОПФ РФ по Ульяновской области) и Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонному)  (далее – ГУ УПФ РФ в Инзенском районе) о взыскании  недополученных сумм.

В  обоснование иска указала, что её муж Ф*** В*** В***, *** года рождения, как военнообязанный в период с 30.07.1988 по 14.12.1988 выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии непосредственно на объекте «Укрытие» Чернобыльской АЭС. Решением экспертного совета ФГУ «ГБ МСЭ Ульяновской области» Ф*** В.В. была установлена *** группа инвалидности с причинной связью: «Заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», что подтверждено справкой МСЭ от 22.09.2010  Сер. МСЭ-2009 № ***.  В связи с чем, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Сурском районе Ульяновской области (далее - ГУ УПФ РФ в Сурском районе) Ф*** В.В. была назначена вторая пенсия по инвалидности вследствие военной травмы, в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». ***  Ф*** В.В. умер.  На момент смерти  Ф*** В.В. являлся получателем двух пенсий: страховой пенсии по старости и пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, в соответствии со статьей 29 Закона № 1244-1 и Закона № 166-ФЗ о государственном пенсионном обеспечении.

Решением Санкт-Петербургского межведомственного экспертного совета ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М.Никифорова МЧС России от 09.04.2015 № 1089 по установленным ранее диагнозам Ф*** В.В. (***) установлено, что причина смерти связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

На день смерти мужа, Федораева В.П., *** года рождения, являлась получателем страховой пенсии по старости  бессрочно.

В октябре 2014 года Федораева В.П. обратилась с письменным заявлением с приложением документов в ГУ - УПФ РФ в Сурском районе о назначении ей государственной пенсии по случаю потери кормильца. С ***  (со дня смерти мужа) - бессрочно, ГУ УПФ РФ в Сурском районе Федораевой В.П. была назначена государственная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с ст. 10 и 17 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в размере - 125 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 указанного закона.

Федораева В.П. полагает, что пенсия по случаю потери кормильца в данном размере ответчиком была назначена не законно, поскольку указанная  пенсия ей должна была быть назначена с 17.10.2014  в размере - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 4 статьи 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении».

Федораева В.П. неоднократно с 2014 года по 2017 год обращалась в устной форме в ГУ - УПФ РФ в Сурском районе по вопросу  назначения ей пенсии по случаю потери кормильца с 17.10.2014 в размере - 200 процентов размера социальной пенсии, однако в этом ей было отказано.

29.12.2017 ГУ УПФ в Сурском районе - ликвидирован, путем реорганизации в форме присоединения к ГУ УПФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное). В 2018 году истица так же обращалась в устной форме в ГУ УПФ РФ в Инзенском районе о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца в размере - 200 процентов размера социальной пенсии. Ответчик отказал истице в назначении данной пенсии, мотивируя тем, что оснований не имеется. 

По заявлению истицы, ФКУ «ГБ МСЭ Ульяновской области» заключением № 3.18.73/2019 от 22.05.2019 подтвердило, что смерть инвалида Ф*** В*** В*** *** года рождения, связана с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на ЧАЭС.

28.05.2019 истица представила ответчику заключение МСЭ № *** от 22.05.2019. На основании данного заключения  ГУ УПФ в Инзенском районе пенсия по случаю потери кормильца назначенная с 17.10.2014 исходя из размера - 125 процентов размера социальной пенсии Федораевой В.П. была пересмотрена и назначена исходя из размера - 200 процентов размера социальной пенсии, в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении».

Однако, пенсия по случаю потери кормильца исходя из размера - 200 процентов размера социальной пенсии, ответчиком была назначена только с 01.06.2019 (с 1 числа следующего месяца получения ответчиком заключение МСЭ). С таким решением ответчика Федораева В.П. была не согласна и обратилась с жалобой в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Письмом от 19.07.2019г. № *** Государственное Учреждение -Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области в назначении пенсии по случаю потери кормильца в размере - 200 процентов размера социальной пенсии за период с 17.10.2014 - со дня первичного обращения за данной пенсией до 01.06.2019г. (до дня назначения данной пенсии ) - отказало, мотивируя тем, что  срок назначения пенсии по нормам военной травмы с 01.06.2019  истице ответчиком определен правомерно.

С учетом уточнения Федораева В.П. просила суд признать за ней право на получение государственной пенсии по случаю потери кормильца с 17.10.2014 в размере - 200 процентов размера социальной пенсии, в соответствии с пунктом 4 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», взыскать с ОПФ РФ по Ульяновской области и ГУ УПФ РФ в Инзенском районе в её пользу недополученную сумму по ежемесячным выплатам государственной пенсии по случаю потери кормильца за период с 17.10.2014 по 31.05.2019  в сумме 205 199 руб. 46 коп. в соответствии с действующим законодательством.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе представитель Федораевой В.П. – Дегтярев А.В. просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Отмечает, что пенсия по случаю потери кормильца должна была быть назначена истице с 17.10.2014 в размере 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в п.п. 1 п. 4 ст.15 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», поскольку  еще при жизни Ф*** В.В. была установлена связь имеющихся у него заболеваний с последствиями военной травмы (получены при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС). Однако суд первой инстанции не произвёл перерасчёт пенсии (при переходе с одного вида пенсии на другой), что, как указывает автор жалобы, не соответствует заявленным исковым требованиям и противоречит действующему законодательству.

Считает несостоятельным вывод суда о прекращении выплаты истице пенсии по случаю потери кормильца, которая была назначена ответчиком бессрочно, ссылаясь в обоснование данного довода на справку, выданную Пенсионным фондом, согласно которой выплата пенсии по случаю потери кормильца не приостановлена, до настоящего времени начисляется на счёт истицы. 

Дело рассмотрено в отсутствии истицы Федораевой В.П., представителей ответчиков ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное),  ГУ – Отделения Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и  надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Из материалов дела следует, что Федораева В.П. является вдовой Ф*** В.В.

Ф*** В.В., *** года рождения,  в период с 30.07.1988 по 14.12.1988 выполнял  обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии  на объекте «укрытие» Чернобыльской АЭС.  01.11.2010  Ф*** В.В. была повторно установлена *** группа инвалидности. Решением Санкт-Петербургского межведомственного экспертного совета ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова  МЧС России от 20.01.2010 по установленным  ранее Ф*** В.В. диагнозам установлено, что инвалидность связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

По установленным диагнозам межведомственного экспертного совета от 20.01.2010, ФГУ «ГБ МСЭ Ульяновской области» установлена с 22.09.2010 бессрочно Ф*** В.В. *** группа инвалидности с причинной связью – «заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС».

***  Ф*** В.В. умер. На момент смерти  являлся получателем двух пенсий: страховой пенсии по старости и пенсии по инвалидности  вследствие военной травмы, в соответствии со ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся  воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,

На день смерти мужа  истица  достигла возраста 56 лет, являлась нетрудоспособной, получателем страховой пенсии по старости. 

Согласно документам выплатного дела (оформленного по месту жительства истицы) с 17.10.2014г. как вдова участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС являлась получателем двух пенсий: страховой пенсии по старости и государственной пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной статьями 10 и 17 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Размер государственной пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной статьями 10 и 17 Федерального закона « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» составляет 125 процентов размера социальной пенсии, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 указанного закона. Для назначения данной пенсии причина смерти кормильца значения не имеет. В данном случае определяющим фактором для права на пенсию является то, что умерший участник ликвидации относился к категории лиц, указанных в подпунктах 1.2 и 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Это граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждане,  принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

С учетом пункта 3 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» вдове, умершего (погибшего) вследствие чернобыльской катастрофы участника ликвидации последствии катастрофы на ЧАЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой предусмотрено назначение пенсии по случаю потери кормильца по нормам военной травмы. В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» размер такой пенсии составляет 200 процентов размера социальной пенсии, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 указанного закона.

В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» , данная пенсия также может быть назначена и выплачиваться одновременно со страховой пенсией по старости.

Для назначения данного вида пенсии требуется подтверждение причиной связи смерти кормильца с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с катастрофой на ЧАЭС. Указанная причина смерти должна быть подтверждена заключением федерального учреждения медико - социальной экспертизы.

28.05.2019 Федораева В.П. обратилась в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное)   с заявлением об установлении государственной пенсии по случаю потери кормильца вследствие военным травмы, представив заключение от 22.05.2019г. N ***, выданное бюро N 18-филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», которым подтверждается, что смерть мужа истицы - Ф*** В*** В*** связана с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы и связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Решением ГУ - УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) с 01.06.2019  Федораевой В.П. была установлена  пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная ч. 4 ст. 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Не согласившись с данным решением пенсионного органа в части даты установления указанной пенсии, Федораева В.П. обратилась в суд с настоящим  иском, полагая, что имеет право на выплату ей пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», т.е. в размере 200% от размера социальной пенсии 17.10.2014.

Рассмотрев по существу заявленные требования,  правильно применив закон, подлежащий применению и дав верную правовую оценку представленным доказательствам, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Федораевой В.П. исковых требований.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», установление пенсии производится по заявлению гражданина. Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.

На основании ч. 11 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» и ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перевод с одного вида пенсии на другой производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой.

В силу  п.1 ст.23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» закреплено, что пенсия, предусмотренная данным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. При этом право на пенсию в любом случае возникает не ранее дня прекращения выплаты получаемой ранее пенсии.

Из системного толкования вышеприведенных норм закона следует, что  назначение пенсии носит заявительный характер. Соответственно, пенсия не может быть назначена ранее, чем со дня, когда органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о назначении пенсии и все необходимые документы.

Для установления государственной пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы, предусмотренной статьями 10 и 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», требуется подтверждение причинной связи смерти кормильца с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с катастрофой на ЧАЭС.

При этом, согласно п. 95 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, причина смерти должна подтверждаться заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии.

Как следует из представленных документов,  заключение  ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области»  об установлении связи смерти инвалида Ф*** В.В. с заболеванием  полученным  при исполнении иных обязанностей военной службы связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС было получено истицей 22.05.2019 и приложено к заявлению об установлении пенсии по потере кормильца вследствие военной травмы 28.05.2019.

Таким образом, данная пенсия была правомерно назначена истице с 01.06.2019.

Поскольку до 22.05.2019 причинная связь смерти мужа истицы с военной травмой не была установлена и Федораева В.П. с соответствующим заявлением до 28.05.2019 в пенсионный орган не обращалась, соответственно у ответчика отсутствовали какие-либо основания для назначения ей пенсии по потере кормильца в связи с военной травмой,  т.е. в размере 200% от размера социальной пенсии.

Исходя из вышеизложенного, отсутствуют также  правовые основания для перерасчета выплаченной истице пенсии по потере кормильца и взыскания суммы недоплаты за период с 17.04.2014 по 31.05.2019.

Доводы апелляционной жалобы  о том, что для назначения Федораевой  В.П. пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы по ст.ст. 10 и 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»  с 17.04.2014 достаточно было  для подтверждения причинной связи  смерти кормильца с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на ЧАЭС заключения межведомственного экспертного совета не основаны на нормах закона.

Как указывалось выше, законодательно определен перечень документов. которыми подтверждается  причина смерти, для установления  пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы. К таким документам отнесены  заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии. Возможность подтверждения причины смерти кормильца с военной травмой иными документами законом не предусмотрена.

Таким образом, решения Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (ФГУЗ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова» Министерства Российской Федерации по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) от 20.01.2010 о связи инвалидности Ф*** В,В. с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и от 09.04.2015 о связи причины смерти  Ф*** В.В. с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, основанием для назначении  истице пенсии по случаю потери кормильца в связи с военной травмой  не являлись.

С 17.10.2014  Федораева В.П., как вдова участника ликвидации последствий катастрофы  на Чернобыльской АЭС, являлась получателем двух пенсий: страховой пенсии по старости и государственной  пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной статьями 10 и 17 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Обратившись в мае 2019 года и предоставив заключение ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» от 22.05.2019 о наличии причинной связи смерти Ф*** В.В. с заболеванием, полученным  при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС, истица приобрела право на выплату пенсии по случаю потери кормильца в связи с военной травмой, предусмотренной статьями 10 и 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Таким образом, суд верно сделал вывод о том, что в связи с этим ответчик правомерно прекратил выплату истице пенсию по случаю потери кормильца как вдове участника  ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и назначил ей другой вид пенсии – пенсию по случаю  потери кормильца  в связи с военной травмой.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы в данной части являются несостоятельными и основанием к отмене судебного решения не являются.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 сентября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Федораевой Веры Павловны – Дегтярева Анатолия Васильевича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: