Судебный акт
Об установлении административного надзора
Документ от 19.11.2019, опубликован на сайте 26.12.2019 под номером 85710, 2-я гражданская, об установлении административного надзора Большакова В.П., решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Макеев И.А.                                                                        Дело № 33а-5013/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                19 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Большакова Владимира Павловича на решение Заволжского районного суда гльяновска от 6 сентября 2019 года по административному делу № 2а-3391/2019, по которому постановлено:

Административное исковое заявление ФКУ «Исправительная колония № 9 УФСИН России по Ульяновской области» об установлении административного надзора в отношении Большакова Владимира Павловича, *** года рождения, удовлетворить.

Установить административный надзор в отношении Большакова Владимира Павловича на срок 8 лет, который подлежит исчислению со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытию наказания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

При административном надзоре в отношении Большакова Владимира Павловича установить следующие административные ограничения:

1) запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера, а также отдельные публичные мероприятия, проводимых по месту жительства или пребывания поднадзорного лица и участия в указанных мероприятиях;

2) запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 23 часов 00 минут до 6 часов 00 минут;

3) запретить выезжать за пределы территории муниципального образования  «город Димитровград Ульяновской области»;

4) четыре раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Заслушав доклад председательствующего, заключение прокурора                 Сальникова А.А., полагавшего решением законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области» (ФКУ «ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области») обратилось в суд с административным иском к Большакову В.П. об установлении административного надзора.

В обоснование иска было указано, что приговором Димитровградского городского суда Ульяновской области от 19 октября 2017 года Большаков В.П.  осужден по пункту «з» части 2 статьи 112 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам 6 месяцам лишения свободы. С учетом присоединения неотбытой части наказания по приговору Мелекесского районного суда Ульяновской области от 28 октября 2013 года на основании статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации окончательно Большакову В.П. назначено наказание в виде 2 лет 1 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

По приговору Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 июля 2010 года Большаков В.П. признан виновным в совершении тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.

За время отбывания наказания Большаков В.П. допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, имеет несколько поощрений, в настоящее время не трудоустроен.

В иске содержалась просьба об установлении в отношении                      Большакова В.П. административного надзора на срок, установленный законодательством, с установлением следующих административных ограничений:  запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера, а также отдельные публичные мероприятия, проводимых по месту жительства или пребывания поднадзорного лица и участия в указанных мероприятиях; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 23.00 часов до 6.00 часов; запретить выезжать за пределы территории муниципального образования «город Димитровград Ульяновской области»; четыре раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Рассмотрев  заявленные требования по существу, суд постановил решение, приведенное выше.

В апелляционной жалобе Большаков В.П. просит об отмене решения.

Жалобу мотивирует тем, что приговором Димитровградского городского суда Ульяновской области от 19 октября 2017 года суд установил в его действиях рецидив, а не опасный рецидив преступлений.

Указывает, что судом неправильно установлены обстоятельства дела, а именно частичное признание им вины по вышеуказанному приговору, тогда как он признал вину полностью, сам сообщил о преступлении.

Судом не учтено, что, отбывая наказание, он работал в туберкулезном отделении больница, ухаживал за тяжело больными и заслужил 7 поощрений.

Обращает внимание, что не допускал нарушение установленного порядка отбывания наказания.

Представитель ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, Большаков В.П. в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не просили об отложении слушания дела, не представляли доказательств уважительности неявки в судебное заседание, что дает основание для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что приговором Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 июля 2010 года Большаков В.П. был осужден по части 2 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, с применением статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой к назначенному наказанию было частично присоединено неотбытое наказание по приговору мирового судьи судебного участка № 4 гимитровграда Ульяновской области от 9 февраля 2019 года и окончательно было назначено наказание в виде лишения свободы сроком 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Данным приговором в действиях Большакова В.П. установлен опасный рецидив.

Приговором Мелекесского районного суда Ульяновской области от                                    28 октября 2013 года Большаков В.П. осужден по части 2 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 годам 5 месяцам лишения свободы. В соответствии со статьей 70 Уголовного кодекса Российской Федерации к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 июля 2010 года и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок                3 года 8 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. 

Данным приговором было установлено наличие в действиях                      Большакова В.П. опасного рецидива преступлений.

Приговором Димитровградского городского суда Ульяновской области от  19 октября 2017 года, с учетом апелляционного постановления Ульяновского областного суда от 6 декабря 2017 года Большаков В.П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «з» части 2 статьи 112 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком 2 года. На основании статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации к назначенному наказанию присоединена неотбытая часть наказания по приговору Мелекесского районного суда Ульяновской области от             28 октября 2013 года. Окончательно к отбытию наказания Большакову В.П. назначено 2 года 1 месяц лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

В связи с тем, что Большаков В.П. был осужден за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, исправительное учреждение обратилось в суд с настоящим административным иском.

Разрешая данные требования, районный суд пришел к выводу о наличии оснований для установления в отношении Большакова В.П. административного надзора.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается.

Согласно части 1 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.

Статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 3 названного Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение преступления при рецидиве преступлений.

Частью 3 данной статьи определены основания для установления административного надзора лицам, указанным в части 1 этой статьи.

Вместе с тем, пункт 2 части 2 этой же статьи предусматривает, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

В связи с тем, что Большаков В.П. освобождается из мест лишения свободы и имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжких преступлений при опасном рецидиве по приговорам суда, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия оснований для установления в отношении него административного надзора.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, обстоятельства дела судом определены правильно, в том числе и в части наличия в действиях                    Большакова В.П. опасного рецидива, поскольку он отбывал наказание по совокупности приговоров за совершение ряда преступлений, в том числе при опасном рецидиве, установленном вышеназванными приговорами от                                  22 июля 2010 года и 28 октября 2013 года, судимость за которые не погашена.

Сам по себе факт указания исправительным учреждением в административном иске на частичное признание вины Большаковым В.П. в совершенном преступлении по приговору, что отражено в решение суда, тогда как из приговора следует полное признание им своей вины, на правильность выводов суда о наличии оснований для установления административного надзора повлиять не может, поскольку суд, устанавливая административный надзор, на эти обстоятельства не ссылался, учитывал сведения, содержащиеся в приговоре.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться со сроком административного надзора, определенным районным судом в 8 лет, полагает вывод суда в этой части неправильным, не соответствующим нормам материального права, что в силу пункта 2 статьи 309, пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет изменение решения в данной части.

Согласно части 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания;

В связи с тем, что Большаков В.П. был осужден к лишению свободы за  тяжкие преступления при опасном рецидиве по приговорам от 22 июля 2010 года и от 28 октября 2013 года, с учетом положений пункта «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, действующих на момент совершения этих преступлений, срок административного надзора должен быть определен  в 6 лет.

С учетом установленных по делу обстоятельств, тяжести совершенных административным ответчиком преступлений, его личности, характеризующего материала на него, наличия как дисциплинарных взысканий, так и поощрений, оснований для уменьшения данного срока административного надзора, как и установленных административных ограничений, судебная коллегия не усматривает.

Судебная коллегия полагает, что характер административных ограничений определен судом правильно, их объем соответствует закону и является необходимым, за исключением территории, за пределы которой суд запретил выезжать административному ответчику.

Административное ограничение в виде запрета на выезд за пределы определенной территории, что предусмотрено пунктом 4 части 1 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы», имеет своей целью обеспечение более эффективного контроля за поднадзорными лицами, освободившимися из мест лишения свободы, который может быть реализован в пределах территории, подведомственной соответствующему органу внутренних дел, но не предполагает воспрепятствование осуществлению этим лицом жизненно и социально необходимых прав.

Установив Большакову В.П., имеющему регистрацию в гимитровграде Ульяновской области, запрет на выезд за пределы территории только этого города, суд тем самым существенно ограничил его права, в том числе на выбор места жительства, работы на территории Ульяновской области.

Судебная коллегия полагает, что такого вида административное ограничение возможно установить в виде запрета на выезд за пределы территории Ульяновской области, что также будет способствовать исправлению поднадзорного лица и обеспечит контроль над ним, в связи с чем решение суда первой инстанции в этой части также подлежит изменению.

Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы согласуется с нормой частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.

Судебная коллегия обращает внимание, что в силу части 2 статьи 9  Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы», разъяснений, данных в пунктах 28, 31 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017           № 15 суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора досрочно прекратить административный надзор.

Таким образом, Большаков В.П. не лишен права в установленном законом порядке обратиться за решением вопроса, как об отмене каких-либо административных ограничений, так и о досрочном прекращении административного надзора.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

определила:

Решение Заволжского районного суда гльяновска от 6 сентября 2019 года в части срока административного надзора, установленного Большакову Владимиру Павловичу, и административного ограничения в виде запрета на выезд за пределы муниципального образования изменить.

Установить Большакову Владимиру Павловичу административный надзор на срок 6 лет.

Запретить Большакову Владимиру Павловичу выезд за пределы территории Ульяновской области.

Дополнить решение указанием на частичное удовлетворение административного иска          Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области.

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Большакова Владимира Павловича – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                            

 

Судьи