Судебный акт
Об обеспечении лекарственным препаратом
Документ от 24.12.2019, опубликован на сайте 26.12.2019 под номером 85660, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                          Дело № 33-5382/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    24 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-3553/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 сентября 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора  Заволжского    района города Ульяновска, действующего в интересах Климовой Елены  Владимировны -  удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Климову Елену Владимировну бесплатно лекарственным  препаратами по  рецептам:

22.11.2018  - L*** в объеме *** мг/мл *** мл № *** в количестве *** е***;

14.01.2019 - A*** u*** в объеме *** мг №*** в количестве *** е***;

14.01.2019 – B*** в объеме *** мг №*** в количестве *** е***;

22.02.2019 - A*** u*** в объеме  *** мг №*** в количестве *** е***;

22.02.2019 - С*** в объеме *** мл №*** в количестве *** е***;

22.02.2019 – F*** в объеме *** мг №*** в количестве *** е***;

27.03.2019 - С*** в объеме *** мл №*** в количестве *** е***;

28.05.2019 -  P*** в объеме *** мг №*** в количестве *** е***;

28.05.2019 - L*** в объеме *** мг/мл *** №*** в количестве *** е***;

24.06.2019 - L*** в объеме *** мг/мл *** №*** в количестве *** е***.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор   Заволжского   района г.Ульяновска в интересах Климовой Е.В.  обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области  о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами. В обоснование иска указал, что Климова Е.В., *** года рождения, является и***   в*** г***, состоит на учете в государственном учреждении здравоохранения (далее – ГУЗ) «Городская поликлиника № 6», в связи с имеющимися заболеваниями нуждается в приеме лекарственных препаратов, на которые  ей лечащим врачом были выписаны льготные рецепты:

22.11.2018 - L*** в объеме *** мг/мл*** мл №*** в количестве *** е***;

22.11.2018 – A*** u*** в объеме  *** мг №*** в количестве *** е***;

14.01.2019 - A*** u*** в объеме  *** мг №*** в количестве *** е***;

14.01.2019 – B*** в объеме *** мг №*** в количестве *** е***;

22.02.2019 - A*** u*** в объеме  *** мг №*** в количестве 2 е***;

22.02.2019 - A*** u*** в объеме  *** мг №*** в количестве *** е***;

22.02.2019 - С***   в объеме *** мл №*** в количестве *** е***;

22.02.2019 – F*** в объеме *** мг №*** в количестве *** е***;

27.03.2019 - С***   в объеме *** мл №*** в количестве *** е***;

26.04.2019 - С***   в объеме *** мл №*** в количестве *** е***;

28.05.2019 -  P*** в объеме *** мг №*** в количестве *** е***;

28.05.2019 - L*** в объеме *** мг/мл***   №*** в количестве *** е***;

24.06.2019 - L*** в объеме *** мг/мл***   №*** в количестве *** е***.

Однако названными лекарственными препаратами истец не обеспечена. Прокурор просил  обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Климову Е.В. лекарственными  препаратами по указанным льготным рецептам лечащего врача. 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Просит учесть, что дальнейшее обеспечение Климовой Е.В. лекарственным препаратом «Б***», «П***», «У*** к***» Министерством осуществляется. Полагает, что необеспечение Климовой Е.В. лекарственными препаратами по рецептам 2018 года возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по условиям государственного контракта. Обращает внимание, что рецепты действительны в течение 30 дней со дня оформления, по истечении которых обеспечение лекарственными препаратами по таким рецептам невозможно. Считает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, медицинские показания могут измениться, и Климова Е.В., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Просит учесть, что Министерство не имеет возможности обеспечить рецепты 2018 года в связи с завершением данного финансового года.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Климова Е.В. является и*** в*** г***, наблюдается в государственном учреждении здравоохранения «Городская поликлиника № 6» с рядом заболеваний    .

Климовой Е.В. лечащим врачом были выписаны льготные рецепты на лекарственные препараты: A*** u*** – 22.11.2018, 14.01.2019, 22.02.2019; L*** – 22.11.2018, 28.05.2019, 24.06.2019; B*** - 14.01.2019; С*** – 22.02.209, 27.03.2019, 26.04.2019; F*** – 22.02.2019.

Однако, Климова Е.В.  указанными  лекарственными  препаратами по названным льготным рецептам обеспечена не была в связи с их отсутствием в аптечной сети.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению Климовой Е.В. лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми  лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Необходимые истцу лекарственные препараты включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 2738-р, а ранее были включены в аналогичный Перечень на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 №2323-р.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

К числу льготной категории граждан данным постановлением отнесены инвалиды второй группы, которые подлежат обеспечению бесплатно всеми лекарственными препаратами.

Пунктом 4 названного выше постановления Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

Таким образом, при разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Климовой Е.В. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными  препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства о том, что в части обеспечения истца лекарственными препаратами по рецептам 2018 года Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 №14/275-П утверждено действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 названного Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П, вступившим в силу с 01.01.2019, Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья (п. 1.1).

Согласно разделу 2 Положения от 16.11.2018 Министерство в сфере управления здравоохранением:

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (пункт 20);

организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации (пункт 21);

организовывает обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 48);

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Климова Е.В.

Довод ответчика о том, что в 2018 году Министерством был заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Климовой Е.В. в спорных лекарственных препаратах носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Климову Е.В. лекарственными препаратами по рецептам 2018 года в связи с окончанием 2018 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение лекарственными препаратами должно осуществляться только на основании рецептов лечащего врача, также не могут быть приняты во внимание, поскольку оспариваемым судебным решением на Министерство возложена обязанность обеспечить истца лекарственными препаратами исключительно по конкретным рецептам врача.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 сентября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи