Судебный акт
Ч.1 ст.20.4 КоАП РФ
Документ от 19.12.2019, опубликован на сайте 09.01.2020 под номером 85602, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 20.4 ч.1, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецова Э.Р.                                                     Дело № 7-804/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                 19 декабря 2019 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе индивидуального предпринимателя Тарасова Александра Александровича на решение судьи Заволжского районного суда г. Ульяновска от 14 октября 2019 года,

 

установил:

 

постановлением заместителя Главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору от 19.08.2019 индивидуальный предприниматель Тарасов А.А. (далее – ИП Тарасов А.А.) привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 24 000 рублей.

 

Решением судьи Заволжского районного суда г. Ульяновска от 14.10.2019 указанное постановление изменено, исключен вывод о нарушении ППР РФ п.«б» п.36 о размещении между маршами лестницы 2-го типа на уровне первого этажа перед эвакуационным выходом оборудования (банкомат) – пункт 30.

 

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, ИП Тарасов А.А. не соглашается с вынесенным решением судьи, полагает его подлежащим отмене, производство по делу – прекращению. 

В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В пункте 10 Распоряжения на проведение плановой проверки в отношении индивидуального предпринимателя обязательные требования пожарной безопасности, подлежащие проверке, не указаны.

Полагает, что требования ч.ч.2 и 3 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ разделяют требования пожарной безопасности на обязательные и требования, соблюдение которых подлежат исполнению на добровольной основе. Однако в п.10 Распоряжения о проведении проверки не указаны обязательные требования, подлежащие проверке. То есть судом не была исследована и опровергнута правовая позиция индивидуального предпринимателя о том, что в п.10 Распоряжения №226 от 26.06.2019 о проведении плановой проверки не указаны обязательные требования федеральных законов и нормативно-правовых актов, подлежащие проверке.   

Проверочный лист, используемый должностным лицом надзорного органа при проведении плановой проверки, не является законным правовым источником обязательных требований пожарной безопасности. Кроме того, в пункте 10 Распоряжения реквизиты проверочного листа указаны не были, что является нарушением типовой формы распоряжения.

Полнота выполнения нормативных документов по пожарной безопасности, указанная в качестве условия выполнения технических требований пожарной безопасности в п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона №123-ФЗ, напрямую связана с добровольным декларированием этих требований.

Административный регламент, утверждённый Приказом МЧС России, обязывает должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора при проведении плановой проверки осуществлять анализ сведений, содержащихся, в том числе и в декларации пожарной безопасности. Акт проверки не содержит какой-либо информации о документарной проверке (анализе) сведений декларации. Таким образом, проверка полноты сведений декларации пожарной безопасности при осуществлении мероприятий по контролю (проверке документов и осмотру здания) в ходе плановой проверки проведена не была, что является нарушением прав лица привлекаемого к административной ответственности на добровольное применение требований нормативных документов по пожарной безопасности.

Кроме того, должностное лицо органа федерального государственного пожарного надзора при проведении проверки обязано было руководствоваться защитным правовым принципом презумпции добросовестности, однако указанный правовой принцип при проведении проверки не применялся.

Указывает на отсутствие полномочий у должностного лица надзорного органа, проводившего проверку, осуществлять мероприятия по контролю в виде «замеров» и «измерений», поскольку указанные мероприятия по контролю не включены в п.11 Распоряжения №226 от 26.06.2019. Проверяя требования пожарной безопасности для добровольного применения в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора, которые не являются обязательными для применения и исполнения требованиями, и незаконно считая их обязательными требованиями, должностное лицо надзорного органа незаконно получило и использовало доказательства о совершении ИП Тарасовым А.А. административного правонарушения.

Нарушения требований пожарной безопасности, содержащиеся в СП, а также в СНиП и НПБ не являются противоправными, поскольку требования данных нормативных документов не являются обязательными для исполнения неопределенным кругом лиц. Проверка требований нормативных документов не предусмотрена проверочным листом, не разрешена п.10 Распоряжения №226 от 26.06.2019 и прямо запрещена п.1.1 ст.15 Федерального закона №294-ФЗ.        

Подробно позиция ИП Тарасова А.А. изложена в жалобе и поддержана им в судебном заседании.

 

В возражениях относительно жалобы, заместитель начальника Главного управления – начальник Управления Идиатуллов Р.М. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

 

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, заслушав ИП Тарасова А.А. и его защитника Пчелкина В.Л., поддержавшего и дополнившего доводы  жалобы, специалиста П*** А.Г., прихожу к следующему.

 

Совершенное ИП Тарасовым А.А. деяние квалифицировано по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

 

Из материалов дела следует, что в вину ИП Тарасову А.А. вменено то, что 08.08.2019 при проведении плановой проверки по соблюдению требований пожарной безопасности индивидуальным предпринимателем  Тарасовым А.А. на  объекте защиты -  здании торгового центра «Ветер» по адресу: Ульяновская область, город Ульяновск, ул. Врача Михайлова, 32, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, подробно указанные в акте проверки №226 от 08.08.2019, постановлении о привлечении к административной ответственности и решении судьи.

 

Рассмотрев жалобу, судья районного суда вынес оспариваемое решение.

 

При этом в данном решении правомерно указано на то, что проверка проведена на основании Распоряжения Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области № 226 от 26.06.2019 о проведении плановой проверки, вынесенного  по основаниям, установленным Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон №294-ФЗ).

 

При этом вопреки доводам жалобы, в рассматриваемом Распоряжении отражены сведения, предусмотренные  ст.14 Федерального закона №294-ФЗ, о предмете проверки, о проводимых мероприятиях и о подлежащих проверке обязательных требованиях, а также указана ссылка на нормативные реквизиты проверочного листа (Приказ МЧС России от 28.06.2018 № 261), о необходимости использования которого сказано в ст. 30 Постановления Правительства от 12.04.2012 года №290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».

 

Согласно данной норме, предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов). При этом проверочные листы, используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

В п. 1 проверочного листа установлено, что проверке подлежит соблюдение положений ст.4-6, 48-96 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ, а также Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ППР), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года №390 «О противопожарном режиме».

 

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абз. 4 ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).

 

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Федеральный закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч. 1 ст. 1).

 

Согласно п.п. 2 и 3 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

 

В силу ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: либо когда в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом, либо когда в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

 

Вмененные ИП Тарасову А.А. нарушения СП, СНиП и иных актов, разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона N 123-ФЗ, являются нормативными документами по пожарной безопасности и устанавливают нормы и основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации.

 

Таким образом, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты индивидуальный предприниматель обязан в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом N 123-ФЗ и нормативными документами по пожарной безопасности.

 

В то же время, как указано в  п. 3 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона на добровольной основе.

 

При этом в силу ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной по рассматриваемому делу при условии, что в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности, поскольку п. 3 указанной статьи установлено, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

 

В соответствии с ч.1 ст.144 Федерального закона № 123-ФЗ оценка соответствия объектов защиты, организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов эксплуатации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", нормативными документами по пожарной безопасности, проводится в различных формах, в том числе в форме декларирования пожарной безопасности, осуществления федерального государственного пожарного надзора и др.

 

Ст. 145 данного закона установлено, что подтверждение соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности на территории Российской Федерации осуществляется в добровольном или обязательном порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.1).

При этом добровольное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности осуществляется в форме добровольной сертификации (ч.2), тогда как обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации (ч.3).

 

Из ч.12 ст. 146 Федерального закона №  123-ФЗ следует, что декларирование соответствия продукции требованиям пожарной безопасности проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Согласно ч. 4 ст. 64 Федерального закона № 123-ФЗ при составлении декларации пожарной безопасности в соответствии с ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи в отношении объектов защиты, для которых установлены требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается перечень статей (частей, пунктов) указанных документов, требования которых установлены и выполнены для соответствующего объекта защиты.

 

В соответствии с ч.  6 ст. 24 Федерального закона N 184-ФЗ  "О техническом регулировании" оформленная заявителем декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия.

Заявитель обязан представить декларацию о соответствии либо регистрационный номер декларации о соответствии и доказательственные материалы по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

 

Из материалов дела следует, что на исследуемый объект защиты
ИП Тарасовым А.А. разработана декларация, в которой содержится перечень статей (частей, пунктов) документов, требования которых установлены для соответствующего объекта защиты. Данная декларация зарегистрирована надзорным органом.

Однако ни административным органом, ни судом не проверены доводы жалобы и, соответственно, не дана оценка указанным доводам в части соответствия  действий должностных лиц органа государственного пожарного надзора положениям п.1.1 ст. 15 Федерального закона N 294-ФЗ при осуществлении проверки выполнения требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом нормативных документов, применяемых ИП Тарасовым А.А. на добровольной основе, и указанных им в декларации о соответствии, которую он был обязан и мог представить по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора.

На момент проведения проверки  оценка соответствия объекта защиты при эксплуатации здания требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности, осуществлялась в форме государственного пожарного надзора. При этом каких-либо выводов о применении иной формы оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности с исследованием соответствующих документов, в том числе декларации пожарной безопасности, материалы дела не содержат. Данному обстоятельству мотивированная, основанная на законе оценка не дана.

При указанных обстоятельствах, в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ решение судьи Заволжского районного суда г. Ульяновска от 14.10.2019 подлежит отмене, а дело - возвращению в тот же суд на новое рассмотрение.

 

Руководствуясь ст.ст.30.1–30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

решение судьи Заволжского районного суда г. Ульяновска от 14 октября 2019 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

 

Судья                                                                                     Буделеев В.Г.