УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Бирюкова О.В. Дело № 33-5477/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
17 декабря 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-3770/2019
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 сентября 2019 года,
по которому постановлено:
Исковые требования Сосновиковой Марины Геннадьевны
удовлетворить.
Признать
за Сосновиковой Мариной Геннадьевной право на обеспечение лекарственными
препаратами: *** в количестве 16 *** в месяц. Годовая потребность – 192 ***; ***
– 2 флакона по 500 мл в год за счет средств субъекта РФ – Ульяновской области.
Обязать
Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Сосновикову Марину
Геннадьевну лекарственными препаратами, рекомендованными по жизненным
показаниям на основании решения врачебной комиссии: *** в количестве 16 *** в
месяц, 192 *** в год, для использования в домашних условиях; *** из расчета 20
МК/кг массы тела в/в струйно медленно или в виде кратковременной внутривенной
инфузии в условиях стационара. Годовая потребность составляет – 2 флакона по
500 мл.
Решение
суда в части обеспечения Сосновиковой Марины Геннадьевны лекарственными
препаратами обратить к немедленному
исполнению.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Сосновикова М.Г. обратилась в суд
с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении
обязанности по обеспечению лекарственными препаратами.
В обоснование иска указала, что
она имеет редкое (орфанное) врожденное заболевание – ***. Протоколом заседания
врачебной подкомиссии № 128/1350 от 26.06.2019 ГУЗ Городская больница №3 в отношении истицы
принято решение о необходимости назначения ей лекарственных препаратов: по
жизненным показаниям, при первых признаках развития отека, показано немедленное
введение концентрата *** из расчета 20 МЕ/кг массы тела (2 фл) в/в медленно. По
жизненным показаниям для самостоятельного использования в домашних условиях в
данной ситуации показано введение *** 30 мг подкожно (1 ***). Учитывая частоту
возникновения отеков, пациентке необходимо иметь при себе 2 *** на 1 приступ
(16 ***).
Препарат *** следует использовать
только в условиях стационара под контролем врача, так как пациент не обучен
технике внутривенного введения.
Таким образом, истица должна быть
обеспечена и тем и другим препаратом.
Истица имеет медицинское заключение ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия
Рогачева» Минздрава России, подтверждающее диагноз и необходимость лечения.
Истица обратилась к ответчику с требованием об обеспечении ее лекарственными
препаратами.
Ответчиком отказано Сосновиковой
М.Г. в удовлетворении требований пациента в части обеспечения
жизненно-необходимыми лекарственными препаратами (***) ссылаясь на отсутствие
препарата в Перечне лекарственных препаратов, подлежащих отпуску отдельным
категориям граждан за счет средств областного бюджета, а также в Перечне
необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Просила признать за ней право на
обеспечение лекарственными препаратами: *** в количестве 16 *** в месяц.
Годовая потребность – 192 ***; *** – 2 флакона по 500 мл в год за счет средств
субъекта РФ – Ульяновской области. Обязать Министерство здравоохранения
Ульяновской области обеспечить Сосновикову Марину Геннадьевну лекарственными
препаратами, рекомендованными по жизненным показаниям на основании решения
врачебной комиссии: *** в количестве 16 *** в месяц, 192 *** в год, для
использования в домашних условиях; *** из расчета 20 МК/кг массы тела в/в
струйно медленно или в виде кратковременной внутривенной инфузии в условиях
стационара. Годовая потребность составляет – 2 флакона по 500 мл. Обратить
решение суда к немедленному исполнению. Взыскать с ответчика в свою пользу
государственную пошлину в размере 600 руб.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области просит отменить
решение суда.
В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание
лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от
14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов,
форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления
указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития
заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний.
Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения
медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и суд не могут
решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой
лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Так же дополняет,
что спорные лекарственные препараты не входят в перечень льготных лекарственных
препаратов, соответственно, их закупка за счёт средств регионального бюджета не
предусмотрена.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников,
извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК
РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации
каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь
в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.11.2011 №
323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее -
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) организация обеспечения лиц, больных
редкими (орфанными) заболеваниями, лекарственными препаратами по перечню,
утверждаемому Правительством РФ, входит в перечень полномочий, которые
Российская Федерация передает субъектам Российской Федерации, при этом средства
на осуществление этих полномочий предусматриваются в виде субвенций из
федерального бюджета.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011
№ 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской
Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация обеспечения граждан
лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень
жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний,
приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
В соответствии с ч. 4 ст. 44 Федерального закона «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях обеспечения граждан,
страдающих орфанными заболеваниями, лекарственными препаратами осуществляется
ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими
прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению
продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403
утвержден порядок ведения регистра, а также Перечень жизнеугрожающих и
хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к
сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в который
включено заболевание «дефект в системе комплемента» (п. 6).
Согласно ч. 9 ст. 83 Федерального закона «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение граждан
зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации
лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень
жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний,
приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его
инвалидности, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации.
Постановлением Правительства Ульяновской области от
16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области»
утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области,
которым предусмотрено, что Министерство
здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по
обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами
лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц,
страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения,
предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и
специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний,
включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких
(орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни
гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих
право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от
получения социальной услуги, предусмотренной пунктом
1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского
применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Из материалов дела следует, что Сосновикова М.Г. наблюдается в ГУЗ Горбольница №3 с диагнозом:
***.
Указанный диагноз и необходимость лечения установлены
медицинским заключением ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России.
Указанное заболевание включено в перечень жизнеугрожающих и
хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к
сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности.
На сегодняшний день не существует
стандарта и порядка оказания медицинской помощи по профилю НАО, поэтому
назначение и применение лекарственного препарата для лечения НАО происходит на
основании решения врачебной комиссии, что следует из ч.5 ст. 37 ФЗ-323.
Протоколом заседания врачебной
подкомиссии № 128/1350 от 26.06.2019г. ГУЗ
Городская больница №3 в отношении истицы принято решение о необходимости
назначения ей лекарственных препаратов: по жизненным показаниям, при первых
признаках развития отека, показано немедленное введение концентрата *** из
расчета 20 МЕ/кг массы тела (2 фл) в/в медленно. По жизненным показаниям для
самостоятельного использования в домашних условиях в данной ситуации показано
введение селективного *** 30 мг подкожно (1 ***). Учитывая частоту
возникновения отеков, пациентке необходимо иметь при себе *** на 1 приступ (16 ***
в месяц). Препарат *** следует использовать только в условиях стационара под
контролем врача, так как пациент не обучен технике внутривенного введения.
Таким образом, истица имеет право на обеспечение
лекарственными препаратами *** и *** в рекомендованном врачебной комиссией
объеме.
На основании вышеприведенных норм действующего
законодательства, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд
первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных
требований Сосновиковой М.Г., поскольку заболевание истицы включено в Перечень
жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний,
утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 26.04.2012 № 403, ее постоянная нуждаемость в указанных
лекарственных препаратах подтверждена в установленном законом порядке - комиссионно, препарат требуется ей по
жизненным показаниям.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется, в силу
чего доводы апелляционной жалобы Министерства не могут быть приняты судебной
коллегией.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 сентября 2019 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: