Судебный акт
Обеспечение лекарствами орфанное заболевание
Документ от 17.12.2019, опубликован на сайте 26.12.2019 под номером 85593, 2-я гражданская, об обеспечении жизненно-необходимыми лекарственными средствами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                        Дело № 33-5477/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   17 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-3770/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 сентября 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Сосновиковой Марины Геннадьевны удовлетворить.

Признать за Сосновиковой Мариной Геннадьевной право на обеспечение лекарственными препаратами: *** в количестве 16 *** в месяц. Годовая потребность – 192 ***; *** – 2 флакона по 500 мл в год за счет средств субъекта РФ – Ульяновской области.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Сосновикову Марину Геннадьевну лекарственными препаратами, рекомендованными по жизненным показаниям на основании решения врачебной комиссии: *** в количестве 16 *** в месяц, 192 *** в год, для использования в домашних условиях; *** из расчета 20 МК/кг массы тела в/в струйно медленно или в виде кратковременной внутривенной инфузии в условиях стационара. Годовая потребность составляет – 2 флакона по 500 мл.     

Решение суда в части обеспечения Сосновиковой Марины Геннадьевны лекарственными препаратами  обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Сосновикова М.Г. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами.

В обоснование иска указала, что она имеет редкое (орфанное) врожденное заболевание – ***. Протоколом заседания врачебной подкомиссии № 128/1350 от 26.06.2019 ГУЗ  Городская больница №3 в отношении истицы принято решение о необходимости назначения ей лекарственных препаратов: по жизненным показаниям, при первых признаках развития отека, показано немедленное введение концентрата *** из расчета 20 МЕ/кг массы тела (2 фл) в/в медленно. По жизненным показаниям для самостоятельного использования в домашних условиях в данной ситуации показано введение *** 30 мг подкожно (1 ***). Учитывая частоту возникновения отеков, пациентке необходимо иметь при себе 2 *** на 1 приступ (16 ***).

Препарат *** следует использовать только в условиях стационара под контролем врача, так как пациент не обучен технике внутривенного введения.    

Таким образом, истица должна быть обеспечена и тем и другим препаратом.  Истица имеет медицинское заключение ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России, подтверждающее диагноз и необходимость лечения. Истица обратилась к ответчику с требованием об обеспечении ее лекарственными препаратами.

Ответчиком отказано Сосновиковой М.Г. в удовлетворении требований пациента в части обеспечения жизненно-необходимыми лекарственными препаратами (***) ссылаясь на отсутствие препарата в Перечне лекарственных препаратов, подлежащих отпуску отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета, а также в Перечне необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Просила признать за ней право на обеспечение лекарственными препаратами: *** в количестве 16 *** в месяц. Годовая потребность – 192 ***; *** – 2 флакона по 500 мл в год за счет средств субъекта РФ – Ульяновской области. Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Сосновикову Марину Геннадьевну лекарственными препаратами, рекомендованными по жизненным показаниям на основании решения врачебной комиссии: *** в количестве 16 *** в месяц, 192 *** в год, для использования в домашних условиях; *** из расчета 20 МК/кг массы тела в/в струйно медленно или в виде кратковременной внутривенной инфузии в условиях стационара. Годовая потребность составляет – 2 флакона по 500 мл. Обратить решение суда к немедленному исполнению. Взыскать с ответчика в свою пользу государственную пошлину в размере 600 руб.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Так же дополняет, что спорные лекарственные препараты не входят в перечень льготных лекарственных препаратов, соответственно, их закупка за счёт средств регионального бюджета не предусмотрена. 

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) организация обеспечения лиц, больных редкими (орфанными) заболеваниями, лекарственными препаратами по перечню, утверждаемому Правительством РФ, входит в перечень полномочий, которые Российская Федерация передает субъектам Российской Федерации, при этом средства на осуществление этих полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.

В соответствии с ч. 4 ст. 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях обеспечения граждан, страдающих орфанными заболеваниями, лекарственными препаратами осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403 утвержден порядок ведения регистра, а также Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в который включено заболевание «дефект в системе комплемента» (п. 6).

Согласно ч. 9 ст. 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Из материалов дела следует, что Сосновикова М.Г.  наблюдается в ГУЗ Горбольница №3 с диагнозом: ***. 

Указанный диагноз и необходимость лечения установлены медицинским заключением ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России.

Указанное заболевание включено в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности.

На сегодняшний день не существует стандарта и порядка оказания медицинской помощи по профилю НАО, поэтому назначение и применение лекарственного препарата для лечения НАО происходит на основании решения врачебной комиссии, что следует из ч.5 ст. 37 ФЗ-323.

Протоколом заседания врачебной подкомиссии № 128/1350 от 26.06.2019г. ГУЗ  Городская больница №3 в отношении истицы принято решение о необходимости назначения ей лекарственных препаратов: по жизненным показаниям, при первых признаках развития отека, показано немедленное введение концентрата *** из расчета 20 МЕ/кг массы тела (2 фл) в/в медленно. По жизненным показаниям для самостоятельного использования в домашних условиях в данной ситуации показано введение селективного *** 30 мг подкожно (1 ***). Учитывая частоту возникновения отеков, пациентке необходимо иметь при себе *** на 1 приступ (16 *** в месяц). Препарат *** следует использовать только в условиях стационара под контролем врача, так как пациент не обучен технике внутривенного введения.

Таким  образом, истица имеет право на обеспечение лекарственными препаратами *** и *** в рекомендованном врачебной комиссией объеме.

На основании вышеприведенных норм действующего законодательства, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований Сосновиковой М.Г., поскольку заболевание истицы включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403, ее постоянная нуждаемость в указанных лекарственных препаратах подтверждена в установленном законом порядке  - комиссионно, препарат требуется ей по жизненным показаниям.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется, в силу чего доводы апелляционной жалобы Министерства не могут быть приняты судебной коллегией.  

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 сентября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: