Судебный акт
Об уточнении границ земельного участка
Документ от 03.12.2019, опубликован на сайте 25.12.2019 под номером 85580, 2-я гражданская, об уточнении границ земельного участка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Мягков А.С.                                                                               Дело № 33-4961/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             3 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Коротковой Ю.Ю.,

судей Парфеновой И.А., Гурьяновой О.В.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2-256/2019  по апелляционной жалобе Ельцовой Марии Александровны, Инкина Валерия Дмитриевича на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 15 августа 2019 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Ельцовой Марии Александровны, Инкина Валерия Дмитриевича отказать.

 

Заслушав доклад судьи Парфеновой И.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ельцова М.А., Инкин В.Д. обратились в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» об уточнении границ земельного участка.

В обоснование заявленных требований указали на то, что на праве общей долевой собственности (54/100 доли у Ельцовой М.А., 46/200 долей у Инкина В.Д.) являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: ***.

Право собственности Ельцовой М.А. возникло на основании договора о передаче жилых помещений в собственность граждан от 11 июня 2010 года, право собственности Инкина В.Д. - по договору мены от 12 августа 1999 года.

В 2018 году они (истцы) узнали, что земельный участок под домом им на праве собственности не принадлежит, в связи с чем Ельцова М.А. обратилась в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением о представлении земельного участка под жилым домом в собственность, в чем ей было отказано со ссылкой на то, что земельный участок общей площадью       47 057 кв.м находится в аренде у ОАО «Российские железные дороги».

Межевание и дальнейшая постановка на кадастровый учет земельного участка общей площадью 47 057 кв.м с кадастровым номером *** произведены незаконно, поскольку захвачена часть земельного участка под жилым домом, расположенным по адресу: ***, в связи с чем они (истцы) не могут воспользоваться гарантированным им государством правом на приобретение земельного участка под жилым домом в собственность.

Истцы просили уточнить границы земельного участка общей площадью 47 057 кв.м с кадастровым номером *** по следующим координатам:

 

Точка

X

Y

1

495242.35

2357149.25

2

495242.35

2357247.32

3

 

 

495239.29

2357540.66

4

495239.72

2357880.84

5

495185.87

2357862.89

6

495163.97

2357852.38

н1

495164.46

2357718.26

н2

495206.73

2357718.16

Н3

495206.89

2357707.92

н4

495206.12

2357688.45

н5

495202.43

2357671.91

Н6

495164.63

2357669.46

7

495165.08

2357546.36

8

495184.30

2357546.32

9

495184.27

2357483.96

10

495182.97

2357434.00

11

495182.42

2357388.03

12

495183.22

2357266.39

13

495183.76

2357149.88

1

495242.35

2357149.25

 

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Филиал ФГБУ «ФКП Росреестр» по Ульяновской области, Территориальное управление Росимущества в Ульяновской области, Администрация муниципального образования «Новомалыклинский район».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ельцова М.А., Инкин В.Д. просят  решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывают на то, что судом сделан вывод о нахождении спорного земельного участка в полосе отвода без ссылок на какие-либо нормы права, а также без указания размера полосы отвода.

Ссылаясь на приказ Министерства транспорта РФ от 06.08.2009 № 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог», указывают, что законной полосой отвода для населенного пункта при высоте насыпи 2 м является полоса отвода 27 м. Между тем их дом расположен на расстоянии 50 м от железной дороги, то есть полоса отвода железной дороги около их дома завышена на 23 м.

Полагают, что для надлежащего, полного и всестороннего рассмотрения всех обстоятельств дела судом могла быть назначена судебная экспертиза, однако данный вопрос судом не обсуждался.

Считают, что их право, как собственников жилого здания, на приобретение земельного участка, на котором здание расположено, в собственность нарушено.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, доказательств наличия уважительных причин неявки или наличия иных обстоятельств, препятствующих апелляционному рассмотрению, не представили, поэтому судебная коллегия, в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, принятого в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

В силу статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в числе которых указаны земли  промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Согласно статье 90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» полоса отвода железных дорог – это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «Российские железные дороги», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «Российские железные дороги», определено, что пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги», за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения.

Пользование земельным участком осуществляется с учетом требований Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 № 611.

Согласно пункту 2 названных выше Правил в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог или уточнения их границ владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования либо организация, осуществляющая строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования, или иное заинтересованное лицо обеспечивает проведение соответствующих кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта РФ.

Судом первой инстанции установлено, что истцы на праве общей долевой собственности являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: ***.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, с уточненной площадью 47 056 кв.м, является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 16 апреля 2010 года и входит в состав ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером *** (единое землепользование), расположенного: ***, в границах полосы отвода железной дороги Ф***, категория земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения», вид разрешенного использования «под объекты транспорта железнодорожного» с уточненной площадью 6 002 787 кв.м.

Кадастровые работы проведены 19 марта 2010 года ООО «Центр технической инвентаризации, землеустройства и оценки». На земельный участок с кадастровым номером *** в установленном законом порядке осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации.

В ЕГРН на данный земельный участок имеются актуальные сведения о его координатах, а также актуальные записи о государственной регистрации ограничения (обременения) в виде аренды сроком с 20 декабря 2014 года по 30 октября 2053 года в пользу ОАО «Российские железные дороги».

Судом первой инстанции также установлено, что жилой дом № *** по ул.*** расположен на земельном участке с кадастровым номером ***.

Установив указанные выше обстоятельства, руководствуясь нормами действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцы, заявляя требование об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером ***, не представили доказательств того, что межевание указанного земельного участка, а также постановка его на кадастровый учет произведены с нарушением требований действующего законодательства.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции, выводы суда подробно мотивированы и не опровергаются доводами, изложенными в жалобе.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не проверено, соответствует ли полоса отвода нормам отвода земельный участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, основанием к отмене решения суда не являются.

Как указывалось выше, границы спорного земельного участка установлены в соответствии с нормами действующего законодательства, требований о признании межевания земельного участка недействительным истцы не заявляли. В связи с чем оснований для уточнения границ земельного участка у суда не имелось.

Судебной коллегией отклоняются также доводы апелляционной жалобы о том, что судом для надлежащего, полного и всестороннего рассмотрения дела могла быть назначена судебная экспертиза.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Между тем при рассмотрении дела сторонами ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы не заявлялось, в связи с чем оснований для её назначения у суда не имелось.

Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства. Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 15 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ельцовой Марии Александровны, Инкина Валерия Дмитриевича - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: