Судебный акт
Создание рабочих мест для осужденных, отбывающих наказание
Документ от 17.12.2019, опубликован на сайте 09.01.2020 под номером 85571, 2-я гражданская, о понуждении к устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Миллер О.В.                                                                       Дело № 33а-5279/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      17 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В.,  Камаловой Е.Я., 

при секретаре Голышевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 26 сентября 2019 года по делу № 2а-3249/2019, по которому постановлено:

административный иск Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению  «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о возложении обязанности создать рабочие места, привлечь к оплачиваемому труду осужденных, содержащихся в учреждении удовлетворить частично.

Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в течение года со дня вступления решения суда в законную силу создать для осужденных, отбывающих наказание в федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» рабочие места с учетом необходимости трудоустройства всех осужденных, содержащихся в указанном учреждении, за исключением указанных в ч.2 ст.103 УИК РФ лиц старше 60 лет и инвалидов первой и второй группы, не желающих привлекаться к труду.

Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области»  в течение года со дня вступления решения суда в законную силу привлечь к оплачиваемому труду всех осужденных, содержащихся в федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», за исключением указанных в             ч.2 ст.103 УИК РФ лиц старше 60 лет и инвалидов первой и второй группы, не желающих привлекаться к труду.

В удовлетворении исковых требований Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения представителя федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» - Абрамовой Ю.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Федеральной службы исполнения наказаний и Управления  Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области  - Мошкова  А.Ю.,  поддержавшего  доводы апелляционной жалобы, прокуроров Федечко Ф.И., Данилова Е.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее  ФКУ  ИК-8 УФСИН  России по Ульяновской области), Федеральной службе исполнения наказаний (далее ФСИН  России), Управлению  Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее УФСИН России по Ульяновской области) о возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать для осужденных, отбывающих наказание в ИК-8 рабочие места с учетом необходимости трудоустройства всех осужденных, содержащихся в указанном учреждении, за исключением указанных в ч. 2 ст. 103 УИК РФ лиц старше 60 лет и инвалидов первой или второй группы, не желающих привлекаться к труду;  возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привлечь к оплачиваемому труду всех осужденных, содержащихся в указанном учреждении, за исключением указанных в ч.2 ст.103 УИК РФ лиц старше 60 лет и инвалидов первой или второй группы, не желающих привлекаться к труду.

В обоснование требований  указал, что Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области  в                 ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего обязанность привлечения осужденных к труду.

В ходе проверки выявлены нарушения требований ст.13 и 18 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»  и ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в части обязательного привлечения к труду осужденных и обязанности администрации создавать рабочие места.

Согласно сведениям о трудовой адаптации осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области, 01.07.2019 при среднесписочной численности трудоспособных осужденных 496 человек, трудоустроено только 66, что составляет 13,3%. Остальные 430 трудоспособных осужденных не трудоустроены. Отсутствие работы отрицательно влияет на исправление осужденных и влечет неисполнение решений судов о возмещении ими материального ущерба и морального вреда потерпевшим.

Данное нарушение закона выявлялось  и ранее.  29.04.2019 начальнику               ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области было внесено представление об устранении нарушений закона, в котором отмечено, что из 487 трудоспособных осужденных к оплачиваемому труду был привлечен только 71 человек.

В ответе на вышеуказанное представление сообщалось, что в учреждении проводится работа по увеличению численности осужденных, привлеченных к труду.

Отсутствие в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области  рабочих мест для осужденных с заработной платой препятствует учреждению возмещать стоимость произведенных государством затрат на содержание осужденных, не привлеченных к труду по не зависящим от них причинам.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда.  Указывает, что реализация администрацией исправительного учреждения обязанности по привлечению осужденных к труду осуществляется с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья, по возможности, специальности, исходя из наличия рабочих мест, материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания. Действующее законодательство не содержит императивных норм об обеспечении администрацией исправительного учреждения такого наличия рабочих мест для осужденных, отбывающих наказание, которое бы постоянно обеспечивало их стопроцентную занятость. Администрацией ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области принимаются необходимые меры по созданию новых рабочих мест для осужденных исходя из реальных финансовых и материально-технических возможностей учреждения.

Кроме этого, считает, что создание рабочих мест и трудоустройство осужденных нельзя признать единственным и исключительным способом реализации права потерпевших на возмещение вреда, причиненного преступлением.

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

В соответствии со ст.13 Закона РФ от 21.07.1993 №  5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»  на учреждения,  исполняющие наказания,  возложена обязанность, в том числе по обеспечению  привлечения осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования.

Учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду: 1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания; 2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы;                 3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их;                 4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов (ст. 17 Закона  РФ от 21.07.1993 №  5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

В силу ст. 18 Закона  РФ от 21.07.1993 №  5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»  центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации профессионального обучения осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков.

Деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждений, исполняющих наказания, осуществляемую на свой риск и под установленную настоящим Законом ответственность в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду.

Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

Судом установлено, что Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего обязанность привлечения осужденных к труду.

Численность трудоспособных осужденных составляла: в 2017 г. - 452 человека, в 2018 г. - 439, в июле 2019 г. - 496. При этом фактический вывод на работу составлял: в 2017 г. - 90 человек, в 2018 г. - 82, в июле 2019 г.- 66.

Согласно сведениям о трудовой адаптации осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области на 26.09.2019 при среднесписочной численности трудоспособных осужденных 523 человек, трудоустроено только 114, что составляет 21,8 %, при этом 10 человек не трудоспособны: 1 группа инвалидности -  1 человек, 2 группа инвалидности – 4 человека, пенсионеров – 5 человек. Остальные  399 трудоспособных осужденных не трудоустроены. Отсутствие работы отрицательно влияет на исправление осужденных и влечет неисполнение решений судов о возмещении ими материального ущерба и морального вреда потерпевшим.

Из числа осужденных 141 имеет задолженность по исполнительным документам на общую сумму 35846,51 тыс. руб., требования по которым исполнены в размере лишь 857,56 тыс. руб. Таким образом, до настоящего времени значительная часть осужденных к труду не привлечена.

Отказывая  в  удовлетворении исковых требований  к  УФСИН России по Ульяновской  области и ФСИН России  об обязании  создания  для осужденных, отбывающих наказание в ИК-8 рабочие  места и  привлечении  к оплачиваемому труду всех осужденных,  суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что   надлежащим ответчиком по делу  является  ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской  области

Судебная коллегия  соглашается с данным выводом суда.

ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области  является  юридическим лицом, осуществляет  деятельность в  соответствии с Уставом, утвержденным приказом ФСИН России  от 31.03.2011 № 185.

В соответствии с пунктом 2.1 вышеуказанного Устава, предметом и целями деятельности Учреждения являются исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Таким  образом,   ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области должно принимать необходимые меры по устранению имеющихся в деятельности учреждения нарушений законов, предусматривающих создание необходимого количества рабочих мест с заработной платой и обязательное привлечение осужденных к труду.

Возлагая на  ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской  области  обязанность  по созданию  для осужденных рабочих мест с учетом необходимости трудоустройства всех осужденных и  привлечению к оплачиваемому труду всех осужденных, содержащихся в  данном учреждении, за исключением указанных в ч.2 ст.103 Уголовно-исполнительного  кодекса Российской Федерации  лиц старше 60 лет и инвалидов первой и второй группы, не желающих привлекаться к труду, судом не учтено следующее.

Как неоднократно указывалось в  определениях  Конституционного  суда Российской Федерации  Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных (часть вторая статьи 2 УИК Российской Федерации), к которым относится и общественно полезный труд (часть вторая статьи 9 того же Кодекса), не имеющий основной целью получение трудового дохода (заработка) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2010  № 805-О-О).

Обеспечивая привлечение к труду осужденных к лишению свободы, статья 103 УИК Российской Федерации возлагает на администрацию исправительных учреждений обязанность трудоустройства осужденных с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест; осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных (часть первая).

В соответствии же с частью седьмой статьи 18 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом, в частности, необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных.

Таким образом, действующее законодательство  не предусматривает обеспечение администрацией исправительного учреждения такого наличия рабочих мест  для осужденных, отбывающих наказание, которое бы постоянно обеспечивало их 100 % занятость.

В связи с чем, в данной части решение суда нельзя признать  правильным и  в  соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, является основанием для изменения решения суда в апелляционном порядке.

Судебная коллегия полагает, что в ходе судебного  разбирательства нашли свое подтверждение доводы прокурора о ненадлежащем исполнении   ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области  обязанности по созданию достаточных рабочих мест, о чем свидетельствуют показатели занятости в 2017 - 2019 г.г.   Как указывалось выше численность трудоспособных осужденных составляла: в 2017 г. - 452 человека, в 2018 г. - 439, в июле 2019 г. - 496. При этом фактический вывод на работу составлял: в 2017 г. - 90 человек, в 2018 г. - 82, в июле 2019 г.- 66. Согласно сведениям о трудовой адаптации осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области на 26.09.2019 при среднесписочной численности трудоспособных осужденных 523 человек, трудоустроено только 114, что составляет 21,8%, при этом 10 человек не трудоспособны: 1 группа инвалидности -  1 человек, 2 группа инвалидности – 4 человека, пенсионеров – 5 человек. Остальные 399 трудоспособных осужденных не трудоустроены. Однако,  согласно  справке  ФКУ ИК-8 УФСИН России  по Ульяновской области   возможно максимально трудоустроить 214 осужденных, что свидетельствует  о недостаточной деятельности  ответчика по созданию рабочих мест.

Приказом  ФСИН России  от 15.02.2019  № 166 утвержден Порядок организации планирования деятельности  учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, согласно которому  планируемые мероприятия должны быть реально выполнимы, обеспечены трудовыми, финансовыми, материально-техническими и кадровыми ресурсами, иметь четкую формулировку, не допускающую произвольного толкования, равномерно распределены в течение всего планируемого периода (п. 15.4).

Примерная структура плана основанных организационных мероприятий учреждений и органов УИС включает, в том  числе  раздел  «обеспечение трудовой занятости  осужденных к лишению свободы» п.15.7).

При таких обстоятельствах имеются основания для возложения на                   ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской  области  в течение  года со дня вступления решения суда в законную силу создать для осужденных, отбывающих наказание в федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» рабочие места с учетом  с учетом  раздела плана основных организационных мероприятий «Обеспечение трудовой  занятости осужденных к лишению свободы», утвержденного  в соответствии с  Приказом  ФСИН России от 15.02.2019 № 116.

В остальной части решение суда   следует оставить без изменения.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 26 сентября 2019 года в части требований  к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области»  отменить.

Принять в этой части новое решение.

Административный иск Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области  к федеральному казенному учреждению  «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» удовлетворить частично.

Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в течение года со дня вступления решения суда в законную силу создать для осужденных, отбывающих наказание в федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» рабочие места с учетом  раздела плана основных организационных мероприятий «Обеспечение трудовой   занятости осужденных к  лишению свободы», утвержденного  в соответствии с  Приказом  ФСИН России от 15.02.2019 № 116.

В  удовлетворении остальной части административного иска к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» отказать.

В остальной части решение  оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи: