Судебный акт
О включении в список детей сирот для обеспечения жилым помещением
Документ от 26.11.2019, опубликован на сайте 23.12.2019 под номером 85509, 2-я гражданская, о признании нуждающейся в однократном обеспечении благоустроенным жилым помещением, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

                                  УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                                     Дело № 33-4705/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                     26 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Грудкиной Т.М.,  Калашниковой Е.В.,

при секретаре  Туктаровой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Копытиной Анастасии Валерьевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 августа 2019 года по делу № 2-3666/2019, по которому постановлено: 

в удовлетворении иска Копытиной Анастасии Валерьевны к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Грудкиной Т.М., объяснения истицы Копытиной А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Кочергиной М.В., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Копытина А.В. обратилась с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению  жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. 

В обоснование заявленных требований указала, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Д*** О.М. лишена родительских прав, отец  Д*** В.В. умер ***. До 23 лет она неоднократно, в том числе в письменном виде, обращалась в органы местного самоуправления с просьбой о включении ее в список нуждающихся в жилых помещениях, как ребенка-сироты, но получала отказ в связи с тем, что имеется закрепленная за ней жилая площадь по адресу: ***.

С отказом она не согласна, так как квартира является муниципальной, в ней проживает мать, лишенная родительских прав, ведущая аморальный образ жизни, проживание с которой невозможно.

Просила включить её в  список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области в городе Ульяновске.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования «Барышский район».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Копытина А.В. не соглашается с решением суда. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.   

В обоснование жалобы указано, что судом принято незаконное решение, так как имеется факт того, что до 23 лет она обратилась в государственные органы с просьбой о включении в список нуждающихся в жилом помещении, однако в органах опеки ей надлежащим образом не объяснили, где получить необходимые документы.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

В силу требований статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия  приходит к следующему.

Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 7, пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище установлена Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 40).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 данной статьи проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

- лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

- страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч.9).

Из материалов дела следует, что Копытина (до заключения брака Додонова) А.В., *** года рождения, относилась к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  ее отец Д*** В.В. умер ***, мать Д*** О.М. лишена родительских прав решением Барышского городского суда Ульяновской области от 13.05.2008.

Постановлением Главы Муниципального образования «город Барыш» от 11.06.2008 опекуном над несовершеннолетней Додоновой А.В. была назначена П*** Н.В.

По  данным отдела адресно-справочной работы УМВД России по Ульяновской области Копытина А.В. с 23.01.2013 зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***.

Согласно договору социального найма жилого помещения от 18.01.2013 нанимателю (Додоновой О.М.) и членам его семьи в бессрочное владение и пользование предоставлено изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1 комнаты общей площадью 34,7 кв.м. по адресу: ***. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: Додонова А.В., *** года рождения, Д*** К.В., *** года рождения. Данное помещение было предоставлено семье в связи с переселением из аварийного дома.

С 20.06.2018 Копытина состоит в браке с К*** В.В., от брака имеется ребенок, *** года рождения, с семьей проживает в г. Ульяновске на съемной квартире.

Копытина А.В. 22.05.2019 обратилась в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ***, по следующим основаниям: ее мать, Д*** О.М., лишенная родительских прав, ведущая аморальный образ жизни, проживает в вышеуказанном жилом помещении.

Из ответа Министерства от 26.07.2019 следует, что Копытина А.В. предоставила на рассмотрение комиссии документы: решение Барышского городского суда Ульяновской области от 13.05.2008 о лишении её матери Д*** О.М. в отношении нее родительских прав; свидетельство о смерти отца Д*** В.В. ***;  копию постановления главы МО «город Барыш» от 11.06.2008 №*** об установлении над ней опеки и назначении опекуном П*** Н.В.; копию постановления Администрации МО «Барышский район» от 16.01.2013 №*** «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Барышский район» и предоставлении Додоновой О.М. на состав семьи 3 человека квартиры № *** в доме №*** по ул. *** общей площадью 34,7 кв.м, находящейся в муниципальной собственности по договору социального найма; договор социального найма на данную квартиру.

Копытиной А.В. было отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ***, так как она не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых признается невозможным проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, в связи с достижением возраста 23 лет.

Суд первой инстанции, приходя к выводу об обоснованности отказа в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, исходил из того, что  истица до достижения возраста 23 лет не встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а впервые обратилась с соответствующим заявлением после достижения возраста 23-х лет, и не предоставила суду  доказательств наличия объективных причин, препятствовавших обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, кроме того, при разрешении спора судом не были приняты во внимание имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства.

Согласно ч.3 ст.8 вышеуказанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды должны выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В качестве наиболее распространенных причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемых судами уважительными и, как следствие, служащих основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, Верховный суд РФ указал, в том числе  ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Если за детьми-сиротами было закреплено жилое помещение, однако общая площадь этого жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы, то вопрос о праве таких детей-сирот на обеспечение жилой площадью должен решаться независимо от того, были ли такие лица признаны малоимущими, поскольку закон не содержит такого условия, как наличие у детей-сирот статуса малоимущих.

Из материалов дела следует, что Копытина (в девичестве Додонова) А.В., *** года рождения, еще до достижения 23 лет 22.01.2018 обратилась с письменным заявлением в Прокуратуру Ульяновской области, в котором указала, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просила провести проверку по факту непредоставления ей благоустроенного жилого помещения. Данное заявление направлено по компетенции 29.01.2018 в Министерство здравоохранения, семьи им социального благополучия Ульяновской области.

Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 09.02.2018 был направлен ответ Додоновой А.В. на ее заявление в прокуратуру Ульяновской области, согласно которому ей был разъяснен порядок установления факта невозможности проживания детей- сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, расписан перечень документов, необходимых для предоставления для установления данного факта, указано, в каком порядке необходимо обращаться с документами в Министерство, рекомендовано по вопросу оказания содействия в сборе документов обратиться в отдел опеки и попечительства управления образования МО «Барышский район» Ульяновской области.

Истица обратилась в Управление образования МО «Барышский район» Ульяновской области с аналогичным заявлением, где в ответе от 23.03.2018 ей также даны разъяснения закона и рекомендации по обращению в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области для признания факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.

Кроме того, истица обращалась по вопросу обеспечения её жильем как ребенка-сироты в администрацию города Ульяновска (ответ от 08.02.2018), в прокуратуру Засвияжского района (ответ от 02.03.2018), в Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (ответ от 26.02.2018).

Учитывая,  что Копытина А.В. до достижения 23 лет обращалась по вопросу обеспечения её жильем в различные компетентные ведомства, но получала от них лишь разъяснительные письма по необходимости сбора соответствующих документов, а собрав их самостоятельно уже после достижения 23 лет, получила от ответчика формальный отказ в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ***, в связи с достижением возраста 23 лет, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа ей в иске во включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью  из специализированного государственного жилищного фонда, так как она предпринимала попытки по защите своих прав, но не смогла воспользоваться своим законным правом на момент обращения в связи с отсутствием необходимых документов, хотя она всегда была нуждающейся в улучшении жилищных условий, и, кроме того в закрепленном жилье проживает мать, лишенная родительских прав.

Также следует учитывать, что на момент достижения возраста 23 лет, Копытина А.В. находилась в состоянии беременности, а затем в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком,  что накладывает определенные ограничения, препятствующие возможности сбора необходимых документов. В связи с чем она только в мае 2019 года обратилась с заявлением к ответчику.

Так, из представленных ею документов следует, что общая площадь закрепленного за ней жилого помещения, в котором проживает мать истицы, лишенная родительских прав, по адресу: ***, приходящаяся на истицу, менее учетной нормы площади жилого помещения: 34,7 : 3 = 11,56, что является одним из обстоятельств, при наличии которого признается невозможным проживание в ранее занимаемом жилом помещении (п.п.3 п.4 ст.8). На момент её обращения в различные ведомства истица еще в браке не состояла. При учете 1/4 доли жилого помещения, находящегося в собственности мужа истицы по адресу: ***, данное обстоятельство сохраняется: (11,56 + 12,37) : 3 = 7,97 кв.м.

Данное обстоятельство также установлено Порядком установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.03.2013 № 96-П.

Кроме того, еще до совершеннолетия истицы ни опекун, ни органы опеки не обратились в орган местного самоуправления с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку её матери было предоставлено вышеуказанное жилое помещение по договору социального найма в связи с переселением из аварийного жилья в 2013 году, когда истице было 17 лет. 

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что о своих правах истицей заявлено до достижения 23-летнего возраста, однако в этот список она не была включена, и фактически ее право на получение специализированного жилья в льготном порядке осталось нереализованным. Между тем названные обстоятельства суд оставил без внимания.

В связи с чем решение районного суда подлежит отмене, так как принято с нарушением норм материального права, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований и возложении на ответчика обязанности включить Копытину А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 августа 2019 года отменить.

Принять новое решение, которым исковые требования Копытиной Анастасии Валерьевны удовлетворить.

Возложить на Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области обязанность включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

 

Председательствующий         

 

Судьи