Судебный акт
Распоряжение средствами материнского капитала
Документ от 17.12.2019, опубликован на сайте 09.01.2020 под номером 85487, 2-я гражданская, о признании права на распоряжение средствами материнского капитала на получение образования в дошкольном образовательном учреждении, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецова Э.Р.                                                 Дело № 33-5154/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               17 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-3272/2019 по апелляционной жалобе Плясуновой Кристины Андреевны на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 5 сентября 2019 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований  Плясуновой Кристины Андреевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о признании права на распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на получение образования в дошкольном образовательном учреждении ИП С***., признании незаконным решения от 05.07.2019 об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, возложении обязанности направить средства материнского (семейного) капитала на оплату расходов, связанных с содержанием П*** Е*** А***, *** года рождения, в дошкольном образовательном учреждении ИП С***. отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Плясуновой К.А., ее представителя – Солодовникова Д.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Плясунова К.А. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области (далее – ГУ УПФ РФ в Заволжском районе) о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами  материнского  капитала,  обязании  направить средства материнского капитала на получение образования в дошкольном образовательном учреждении. В обоснование иска указала, что обратилась к ответчику с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала, в котором просила направить  средства на оплату содержания  дочери – П*** Е.А., *** года рождения, в дошкольной образовательной организации (детский сад) по договору, заключенному с ИП С***. Однако решением ГУ УПФ РФ в Заволжском районе от 05.06.2019 в удовлетворении ее заявления было отказано по тем основаниям, что индивидуальный предприниматель не относится к юридическим лицам, реализующим образовательные программы. Считала решение ответчика незаконным, поскольку ИП С***  имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, и, согласно Правилам оказания платных образовательных услуг, утвержденным постановлением Правительства от 15.08.2013 № 706, приравнивается к организации, осуществляющей образовательную деятельность. Просила признать незаконным решение ответчика от 05.07.2019 об отказе в удовлетворении заявления  Плясуновой К.А. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, обязать ответчика направить средства материнского (семейного) капитала на оплату расходов, связанных с содержанием П*** Е*** А***, *** года рождения, в дошкольном образовательном учреждении ИП С***

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Плясунова К.А. просит отменить решение суда, удовлетворить её исковые требования. Считает, что законом не предусмотрено ограничений в части оплаты образовательных услуг средствами материнского капитала в зависимости от организационно-правовой формы лица, оказывающего образовательные услуги. Кроме того, судом необоснованно не учтена судебная практика по иным делам данной категории, где суды удовлетворяли требования о перечислении денежных средств по договорам с индивидуальными предпринимателями.

В отзыве на апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в Заволжском районе просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Плясуновой К.А. 11.04.2018 выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал на сумму 453 026 руб. в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

05.06.2019 Плясунова К.А. обратилась в  ГУ УПФ РФ в Заволжском районе города с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в размере 70 000 руб. на оплату содержания ребёнка в образовательной организации по договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем (далее – ИП) С***

Уведомлением от 05.07.2019 Плясуновой К.А. сообщено об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала со ссылкой на отсутствие законного основания для  направления средств материнского капитала на оплату обучения ребенка у индивидуального предпринимателя.

Полагая отказ незаконным, Плясунова К.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований                   Плясуновой К.А., также указал на то, что индивидуальный предприниматель  не отнесен законом к числу образовательных организаций, так как под образовательной организацией понимается некоммерческая организация (учреждение), имеющая статус юридического лица.

Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда не основан на нормах материального права.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон № 256-ФЗ) средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования ребенком.

Пунктом 1 части 2 статьи 11 Закона № 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 926 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов (далее - Правила), которые устанавливают порядок и сроки направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала (далее - средства) на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющим право на оказание соответствующих образовательных услуг (далее - образовательное учреждение), а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы, и определяют порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели.

Средства направляются на оплату оказываемых организацией платных образовательных услуг территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с договором об оказании платных образовательных услуг, заключенным лицом, получившим сертификат, и организацией, путем безналичного перечисления на счет (лицевой счет) организации, указанный в договоре об оказании платных образовательных услуг (пункт 4 Правил).

В пункте 20 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) указано, что к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, где указано, что он обязателен для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая индивидуальных предпринимателей (п.2).  В данном приказе определено, что образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений (п.6). Свою деятельность образовательные организации осуществляют на основании образовательных программ дошкольного образования, разрабатываемых в соответствии с государственным образовательным стандартом (п. п. 9,10).

В силу положений пункта 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Таким образом, выводы суда о том, что распоряжение средствами материнского капитала на оплату оказываемых индивидуальным предпринимателем платных образовательных услуг, не предусмотрено действующим законодательством, основаны на неправильном толковании правовых норм.

Согласно ч.1 ст. 91 Закона № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию. Аналогичное правило установлено и подпунктом 40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании № 966).

Пунктом 3 Положения о лицензировании № 966 установлено, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно Приложению к Положению о лицензировании N 966 (далее - Приложение). Перечень лицензируемых образовательных услуг включает в себя, в том числе основную общеобразовательную программу дошкольного образования (пункт 1 Приложения).

Согласно положению лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении дошкольной образовательной деятельности является наличие: помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам; материально-технического обеспечения образовательной деятельности;  разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности.

Из представленных сторонами документов следует, что 24.05.2019 между Плясуновой К.А. и ИП С***  был заключен договор, предметом которого является оказание воспитаннику образовательных услуг в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также его содержание, воспитание, присмотр и уход в детском саду.

В соответствии с п.3.1 договора стоимость услуг исполнителя составляет 14 000 руб. в месяц.

По условиям дополнительного соглашения к указанному договору оплата стоимости содержания ребёнка, исходя из ежемесячного размера оплаты 14 000 руб., за период с 01.08.2019 по 31.12.2019  в общей сумме 70 000 руб. производится в полном размере за счет средств материнского (семейного) капитала путем перечисления средств отделением Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области.

ИП С***. имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования, выданную Министерством образования и науки Ульяновской области 14.05.2015. Для получения лицензии ИП С***. были представлены документы, свидетельствующие о наличии у нее на праве аренды нежилого помещения, площадью 150 кв.м, состоящего из 5-ти комнат, документы, подтверждающие условия для питания и отдыха воспитанников, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам, сами образовательные программы.

При таких обстоятельствах оплата образовательных услуг за счет средств материнского капитала истца является допустимой в силу наличия соответствующего договора с ИП С***., имеющей лицензию на образовательную деятельность по программам дошкольного воспитания, а отказ государственного органа лишает возможности реализации истцом права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, предусмотренных Законом № 256-ФЗ.

Проанализировав представленные суду доказательства, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Плясуновой К.А. и полагает необходимым признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в Заволжском районе от 05.07.2019 об отказе в удовлетворении заявления Плясуновой К.А. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, обязать ГУ УПФ РФ в Заволжском районе направить средства материнского (семейного) капитала на оплату расходов, связанных с содержанием П*** Е.А., *** года рождения, в дошкольном образовательном учреждении ИП С***

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 5 сентября 2019 года отменить, принять по делу новое решение.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области от 05.07.2019 об отказе в удовлетворении заявления Плясуновой Кристины Андреевны о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области направить средства материнского (семейного) капитала на оплату расходов, связанных с содержанием П*** Е*** А***, *** года рождения, в дошкольном образовательном учреждении индивидуального предпринимателя С***

 

Председательствующий

 

Судьи: