Судебный акт
О восстановлении срока для принятия наследства
Документ от 17.12.2019, опубликован на сайте 25.12.2019 под номером 85466, 2-я гражданская, о восстановлении срока для принятия наследства, признании недействительным ранее выданного свидетельства о праве на наследство и определении долей в наследственном имуществе, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Колбинова  Н.А.                                                                                 33-5116/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               17 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Калашниковой Е.В., Рыбалко В.И.

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1194/2019 по апелляционной жалобе представителя Пыхтиной Яны Витальевны – Локтевой Елены Владимировны на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 15 апреля 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 18 октября 2019 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Пыхтиной Яны Витальевны  к  Лисовскому Владиславу  Витальевичу  о восстановлении срока для принятия наследства, признании недействительными ранее выданных свидетельств о праве на наследство, определении долей в наследственном имуществе – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения представителя Пыхтиной Яны Витальевны – Локтевой Елены Владимировны, поддержавшей доводы апелляционной жалобы,судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Пыхтина Я.В. обратилась в суд с иском к Лисовскому  В.В. о восстановлении срока для принятия наследства, признании недействительным ранее выданного свидетельства о праве на наследство, определении долей в наследственном имуществе.

Требования мотивировала тем, что Лисовский В.В. является ее родным братом. *** года умер их отец Л*** В.А. После смерти отца открылось наследство. Они с ответчиком являются наследниками первой очереди. В установленный законом срок (6 месяцев) Лисовский В.В. вступил в наследство. Ею срок вступления в наследство был пропущен, поскольку она находилась за пределами Российской Федерации. По состоянию здоровья она не смогла присутствовать при принятия наследства, поэтому они с братом пришли к соглашению, что он (ответчик) вступит в наследство на квартиру, а после ее приезда оформит на нее (истицу) договор дарения на ½ долю квартиры. 20 февраля 2012 года между ней и Лисовским В.В. был заключен договор дарения ½ доли квартиры ***.

В период с 07.03.2012 по настоящее время она постоянно проживала в Англии. От мужа Пыхтина П.В., который приезжал в г.Москву и в г.Ульяновск, ей стало известно, что в указанной квартире проживают неизвестные лица, с которыми Лисовский В.В. заключил договор аренды. С 2018 года она обращалась в суды для  защиты своих прав, в результате чего, был предоставлен доступ в жилое помещение, на брата возложена обязанность не чинить препятствия в пользовании квартирой.

В октябре 2018 года ей стало известно о наличии иного наследственного имущества помимо квартиры, которое получил Лисовский В.В. Однако согласно устному ответу нотариуса, она (истица) вступить в наследство на иное имущество не может, поскольку ею был пропущен срок вступления в наследство. Имущество, которое было получено Лисовским В.В., является закрытой информацией. Наследственное дело может быть передано в суд по запросу.

Просила восстановить срок для принятия наследства, признать недействительным ранее выданные ответчику свидетельства о праве на наследство, признать за ней и ответчиком право собственности на наследственное имущество по  ½  доли  за  каждым.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Пыхтиной Я.В. – Локтева Е.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое судебное решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что истица не была надлежащим образом уведомлена нотариусом об открытии наследства после смерти отца. Ответчик намеренно скрыл место ее пребывания. Была введена ответчиком в заблуждении относительно состава наследственной массы. Ей было известно только о квартире ***, оставшейся после смерти отца.

Полагает, что судом незаконно и необоснованно не приняты в качестве доказательства плохого состояния здоровья истицы, препятствующего посещению Российской Федерации с целью вступления в наследство, ряд медицинских документов с переводом. Однако данные документы свидетельствуют об уважительности причин пропуска ею срока для вступления в наследство.

Не соглашается с выводом суда о том, что вопрос о вступлении в наследство и восстановлении срока для принятия наследства между ней и ответчиком не обсуждался, поскольку на материалах дела не основан.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует и судом установлено, что *** года в городе Ульяновске умер Л*** В.А.

После смерти Л*** В.А. открылось наследство в виде денежных вкладов в Ульяновском отделении № 8588 Сбербанка России г.Ульяновска,         ½ доли нежилого помещения – гаражного бокса № ***, квартиры ***.

Пыхтина Я.В. приходится Л*** В.А. дочерью, Лисовский В.В. – сыном.

Из наследственного дела № *** следует, что 15 октября 2010 года Лисовский В.В. обратился к нотариусу города Ульяновска с заявлением о принятии наследства, указав в качестве других наследников после смерти Л*** В.А, В*** З.П. (жена) и Лисовскую Я.В. (дочь), место жительства которой не известно.

Согласно заявлению В*** З.П. от 17 февраля 2011 года отказалась от причитающейся доли на наследство.

3 февраля 2012 года Лисовскому В.В. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на автомобиль УАЗ 469Б, 1982 года выпуска.

18 февраля 2012 ответчику выданы свидетельства на наследство на денежные вклады, ½ долю гаражного бокса № ***, квартиру ***.

20 февраля 2012 года между Лисовским В.В. (даритель) и Пыхтиной Я.В. (одаряемая) был заключен договор дарения ½ доли в праве общей долевой собственности на квартиру ***. Право собственности зарегистрировано истицей в установленном законом порядке 14 марта 2012 года.

Обращаясь с настоящим иском в суд, Пыхтина Я.В. указала, что на момент смерти отца и после в течение длительного времени проживала за пределами Российской Федерации и по состоянию здоровья не могла приехать и вступить в наследство.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно пункту 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.

Статья 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет способы принятия наследства: путем подачи наследником нотариусу заявления о принятии наследства (о выдаче свидетельства о праве на наследство), либо осуществления наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.

В силу статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154 Кодекса), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:

а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;

б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.

Таким образом, основанием к восстановлению наследнику срока для принятия наследства является не только установление судом факта неосведомленности наследника об открытии наследства - смерти наследодателя, но и представление наследником доказательств, свидетельствующих о том, что он не знал и не должен был знать об этом событии по объективным, независящим от него обстоятельствам, а также при условии соблюдения таким наследником срока на обращение в суд с соответствующим заявлением.

Отказывая истице в восстановлении срока для принятия наследства после умершего отца, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, предусматривающими восстановление срока для принятия наследства при наличии уважительных причин его пропуска, пришел к выводу о том, что причины, названные Пыхтиной Я.В., не свидетельствуют об уважительности пропуска срока для принятия наследства. При этом суд обоснованно исходил из того, что истице было известно о смерти отца, она не была лишена возможности обратиться к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство по средствам электронной связи или почтовым отправлением. Кроме того, судом было установлено, что с момента смерти отца Пыхтина Я.В., ее супруг приезжали в России, однако попыток, направленных на решение вопроса о вступлении в наследство, ею предпринято не было.

Неудовлетворительное состояние здоровья лиц, претендующих на восстановление срока для принятия наследства, без признания его недееспособным не отнесено ни законом, ни Пленумом Верховного Суда Российской Федерации к уважительным причинам пропуска срока для принятия наследства. Данное обстоятельство носит субъективный характер и могло быть преодолено при наличии соответствующего волеизъявления истца.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик намеренно ввел нотариуса в заблуждение относительно места ее проживания, не могут быть приняты во внимание, поскольку на правильность выводов суда первой инстанции не влияют.

В ходе рассмотрения дела стороной истца не оспаривалось, что Пыхтиной Я.В. было известно о смерти отца *** года, следовательно, суд пришел к обоснованному выводу о субъективном характере причин пропуска срока для принятия наследства, которые могли быть преодолены истицей.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 15 апреля 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 18 октября 2019 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Пыхтиной Яны Витальевны – Локтевой Елены Владимировны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: