Судебный акт
О взыскании штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации
Документ от 10.12.2019, опубликован на сайте 26.12.2019 под номером 85457, 2-я гражданская, о взыскании задолженности по налогам, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Берхеева А.В.                                                                      Дело № 33а-5272/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      10 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Камаловой Е.Я.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Устинова Юрия Александровича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 сентября 2019 года по делу №2а-2030/2019, по которому постановлено:

 

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области к Устинову Юрию Александровичу удовлетворить частично. 

Взыскать с Устинова Юрия Александровича, проживающего по адресу: *** в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области задолженность по штрафу за несвоевременное предоставление налоговых деклараций по НДФЛ за 2014, 2015, 2016 в общей сумме 1500 руб.

В удовлетворении требования о взыскании пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 653,12 руб. за период с 01.01.2018 по 06.09.2018 отказать.

Взыскать с Устинова Юрия Александровича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №7 по Ульяновской области (далее – Межрайонная ИФНС России №7 по Ульяновской области) обратилась с административным иском к Устинову Ю.А. о взыскании задолженности по штрафу за несвоевременное предоставление налоговых деклараций и пени на обязательное медицинское страхование.

В обоснование требований налоговый орган указал, что Устинов Ю.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 12.08.2004 по 08.11.2017.

30.11.2017 Устиновым Ю.А. в инспекцию были представлены налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2014, 2015, 2016 годы с нарушением срока, установленного п.1 ст.229 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации решениями №11-21/19844, №11-21/19843, №11-21/19842 от 20.04.2018 Устинов Ю.А. привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на общую сумму 1500 руб.

На задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 10.01.2017 начислены пени за период с 01.01.2018 по 06.09.2018 в сумме 653,12 руб.

В связи с отменой 17.07.2019 судебного приказа от 04.04.2018 по делу №2а-263/2018 в соответствии с ч.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец просил взыскать с Устинова Ю.А. задолженность по пени, начисленную на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2018 по 06.09.2018 в размере 653,12 руб. и задолженность по штрафу в сумме 1500 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Устинов Ю.А. просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Не соглашается с выводом суда о том, что его нахождение в местах лишения свободы в период с 2006 по 2018 года не является достаточным основанием для освобождения от уплаты страховых взносов и санкций. Доказательств того, что в указанный период он не был лишен возможности зарегистрировать прекращение предпринимательской деятельности, материалы дела не содержат.

Судом дана неверная оценка Определению Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 №211-О применительно к нему, поскольку в определении речь идет о лице, который находился на свободе и имел возможность совершить действия по прекращению статуса индивидуального предпринимателя.

Считает несостоятельной ссылку суда на то, что отчеты по НДФЛ за спорные периоды были им сданы в период нахождения в местах лишения свободы, поскольку отчеты сданы в период его нахождения в колонии поселении, где режим позволил прекратить регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и сдать отчеты.

Полагает, что с него не подлежит взысканию государственная пошлина в связи с наличием инвалидности *** группы.

В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

С 01.01.2017 в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерацией в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по взысканию указанных взносов переданы налоговым органам.

В соответствии с п.4 ст.432 Налогового кодекса российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Согласно п.5 ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок, установленный статьей 229 названного Кодекса, то есть не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу п.1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности) (ч.1 ст.113 НК РФ).

По делу установлено, что Устинов Ю.А. являлся индивидуальным предпринимателем с 12.08.2004 по 08.11.2017.

В связи с несвоевременным предоставлением в налоговый орган налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ решениями Межрайонной ИФНС России №7 по Ульяновской области административный ответчик решениями №11-21/19843, №11-21/19844, №11-21/19842 от 20.04.2018 привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.119 НК РФ в виде штрафа в размере 500 руб. по каждому решению.

В адрес Устинова Ю.А. налоговой инспекцией направлены требования №2093, №2092, №2091 от 18.06.2018 об уплате штрафа, которые не исполнены.

Судебный приказ от 30.01.2019 о взыскании с Устинова Ю.А. в пользу Межрайонной ИФНС России №7 по Ульяновской области указанной задолженности по пени и штрафам отменен 17.07.2019.

Обращение Межрайонной ИФНС России №7 по Ульяновской области к мировому судье и в районный суд за взысканием спорной задолженности имело место в установленные законом сроки.

Принимая решение о взыскании с административного ответчика штрафа, суд первой инстанции правомерно исходил из обоснованности привлечения административного ответчика к налоговой ответственности за несвоевременное предоставление налоговых деклараций.

Решения о привлечении Устинова Ю.А. к налоговой ответственности вынесены 20.04.2018 - в пределах срока давности привлечения к ответственности. Данные решения не были обжалованы налогоплательщиком и вступили в законную силу.

Доводы административного ответчика о том, что он подлежит освобождению от уплаты штрафа в связи с отсутствием возможности предоставления налоговых деклараций, а также прекращения статуса индивидуального предпринимателя в период нахождения в местах лишения свободы, признаны судом несостоятельными, с чем судебная коллегия соглашается.

Доказательств, указывающих на ущемление прав Устинова Ю.А. по совершению действий для снятия с учета в качестве индивидуального предпринимателя в период нахождения в местах лишения свободы, не представлено.

Как установлено судом, в период отбывания наказания в виде лишения свободы Устинов Ю.А. обладал правом на переписку, оформление доверенностей на представление его интересов по данному вопросу, мог заключить соглашение с адвокатом.

Поскольку в ходе рассмотрения дела не нашли подтверждение доводы административного ответчика о наличии обстоятельств исключительного характера, препятствующих совершению действий по прекращению регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и по представлению налоговых деклараций, оснований для отказа в удовлетворении требований налогового органа о взыскании с административного ответчика штрафа не имелось.

Довод Устинова Ю.А. об отмене решения суда в части взыскания с него государственной пошлины по причине установленной инвалидности 1 группы, является несостоятельным, так как в силу подп. 2 п.2 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются инвалиды 1 и 2 групп только в случае, когда они выступают в качестве истцов (административных истцов). Поскольку Устинов Ю.А. по рассматриваемому спору является административным ответчиком, и решение принято не в его пользу, оснований для освобождения его от уплаты государственной пошлины не имелось.

Принятое по делу решение является правильным. Судом верно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих в силу ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения, не допущено.

Основания для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 сентября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Устинова Юрия Александровича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: