Судебный акт
Об обеспечении медицинским оборудованием
Документ от 03.12.2019, опубликован на сайте 24.12.2019 под номером 85449, 2-я гражданская, Укомплектовать электрокардиографом портативным 3 или 6-канальным ФА пункты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Янина И.В.                                                                       Дело № 33-4967/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                   3 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области

от 27 августа 2019 года по делу №2-1-292/2019, по которому постановлено:

 

иск удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Николаевская районная больница» укомплектовать электрокардиографом портативным 3- или 6-канальным в количестве 1 шт. фельдшерско-акушерские пункты, находящиеся по адресам:

Ульяновская область, Николаевский район, сндреевка, ул.Центральная, д.19 (Андреевский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, схметлей, ул.Верхняя, д.50А (Ахметлейский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, саевка, ул.Виктора Юдина, д.55 (Баевский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, пос..Белое озеро, улриозерная, д.8 (Белоозерский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, сольшой Чирклей, ул.Молодежная, д.38 (Больше Чирклейский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, соловино, ул.Парковая, д.6 (Головинский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, субровка, ул.Зеленая, д.1 (Дубровский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, санасаево, ул.Центральная, д.33 (Канасаевский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, сурмаевка, ул.Школьная, д.20 (Курмаевский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, суроедово, ул.Старая, д.62 (Куроедовский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, сравково, ул.Центральная, д.4, кв.2 (Кравковский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, послин, ул.Советская, д.1, кв.2 (ФАП с.Клин);

Ульяновская область, Николаевский район, сордовский Канадей, ул.Центральная, д.45 (Морд. Канадейский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, посагорный, ул.Новая, д.20 (Нагорнинский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, сикулино, ул.Путиловка, д.2 (Никулинский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, соника, ул.Молодежная, д.10 (Поникский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, соспеловка, ул.Школьная, д.6 (Поспеловский ФАП);

Ульяновская        область, Николаевский район, посрутец,

улолодежная, д.12 (Прасковьинский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, сызлей, ул.Новая, д.6 (Рызлейский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, селятниково, ул.Центральная, д.47 (Телятниковский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, сепловка, пер.Школьный, д.1 (Тепловский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, сопорнино, ул.Центральная, д.10 (Топорнинский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, сзекеево, ул.Центральная, д.42 (Эзекеевский ФАП);

Ульяновская область, Николаевский район, сухая Терешка, ул.Воробьевская, д.1 (Сух.Терешанский ФАП).

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Николаевская районная больница» укомплектовать хирургическое отделение ГУЗ «Николаевская РБ» противопролежневыми матрасами в количестве 2 шт.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства о здравоохранении в ГУЗ «Николаевская районная больница».

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора        Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Николаевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к государственному учреждению здравоохранения «Николаевская районная больница» (далее – ГУЗ «Николаевская РБ»), Министерству здравоохранения Ульяновской области, в котором просил возложить на районную больницу обязанность укомплектовать фельдшерско-акушерские пункты электрокардиографами, хирургическое отделение районной больницы – противопролежневыми матрасами, а на Министерство здравоохранения – обязанность по финансированию указанных мероприятий.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на несоблюдение ответчиками приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», приказа Минздрава России от 15.11.2012 №922н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия».

В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района 08.11.2018 в адрес главного врача ГУЗ «Николаевская РБ» было вынесено представление, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Неукомплектование ГУЗ «Николаевская РБ» и структурных подразделений районной больницы необходимым медицинским оборудованием является недопустимым, поскольку противоречит принципу доступности и качества медицинской помощи, нарушает права жителей населенных пунктов Николаевского района Ульяновской области, а также иных лиц, пребывающих в населенных пунктах Николаевского района, на получение своевременной и качественной медицинской помощи.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через медицинские организации государственной системы здравоохранения и аптечные организации, в отношении которых осуществляет функции и полномочия учредителя. Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области

ГУЗ «Николаевская РБ» является государственным учреждением здравоохранения, представляет собой некоммерческую бюджетную организацию, учредителем и собственником имущества больницы является Ульяновская область, от имени которой полномочия и функции учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с принятым по делу решением, просит его отменить.

Указывает на то, что ГУЗ «Николаевская РБ» является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим медицинскую деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета. Источниками доходов медицинских учреждений являются средства ОМС, бюджетное финансирование, предпринимательская и иная деятельность.

Денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области», поэтому на Министерство здравоохранения Ульяновской области не может быть возложена обязанность финансирования мероприятий по устранению нарушений законодательства о здравоохранении в ГУЗ «Николаевская районная больница».

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Николаевского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции не явились представители ответчиков, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п.2 ст.2 названного Федерального закона охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья (ст.4 данного Федерального закона).

В соответствии со ст.32 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. Положение об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, согласно п.10 которого первичная медико-санитарная помощь включает первичную доврачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья.

Также названным приказом утвержден Стандарт оснащения фельдшерских акушерских пунктов (Приложение №14).

Приказом Министерства здравоохранения России от 15.11.2012 №922н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия», которым установлен Стандарт оснащения хирургического отделения (Приложение №9).

Как выявлено прокуратурой Николаевского района Ульяновской области в ходе проведенной проверки и нашло подтверждение в ходе рассмотрения судом настоящего дела, ответчиками не выполняются требования названных Стандарта оснащения фельдшерских акушерских пунктов, являющихся структурными подразделениями ГУЗ «Николаевская РБ», и Стандарта оснащения хирургического отделения ГУЗ «Николаевская РБ», в связи с чем на районную больницу судом обоснованно возложена обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства.

Удовлетворяя требования прокурора к Министерству здравоохранения Ульяновской области, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Министерство обязанности по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений в области здравоохранения в ГУЗ «Николаевская РБ» и структурных подразделениях районной больницы.

Судебная коллегия данный вывод суда считает правильным по следующим основаниям.

Согласно Уставу ГУЗ «Николаевская РБ» является бюджетной некоммерческой организацией. Учредителем и собственником имущества учреждения является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области. Районная больница является юридическим лицом, находящимся в ведении учредителя.

В соответствии с п.4.1 Устава ГУЗ «Николаевская РБ» финансовое обеспечение выполнения учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Источниками финансовых ресурсов ГУЗ «Николаевская РБ» в соответствии с п. 4.4 Устава являются: средства, выделяемые в соответствии с целевым назначением из бюджетов всех уровней, в том числе направляемые на реализацию целевых программ и выполнение государственных заданий; средства от приносящей доход деятельности, указанной в уставе; средства территориального и федерального фондов ОМС; прочие доходы.

В соответствии с п.1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

Министерство здравоохранения Ульяновской области осуществляет свою деятельность непосредственно и через медицинские организации государственной системы здравоохранения и аптечные организации, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство (п.1.3 Положения).

Согласно п. 2.1 Положения Министерство здравоохранения Ульяновской области в сфере управления здравоохранением: организует оказание населению Ульяновской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения; создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан.

Министерство здравоохранения Ульяновской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области (п.2.10 Положения).

Поскольку в силу предоставленных законом полномочий именно Министерство организует оказание населению первичной медико-санитарной помощи в учреждениях здравоохранения, суд первой инстанции правомерно возложил на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность по финансированию мероприятий по закупке медицинского оборудования и предметов оснащения хирургического отделения больницы для соблюдения требований Стандарта оснащения фельдшерских акушерских пунктов и Стандарта оснащения хирургического отделения.

При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что ГУЗ «Николаевская РБ» является юридическим лицом и имеет самостоятельный баланс, не опровергает выводы суда.

Выполнение мероприятий по обеспечению фельдшерских акушерских пунктов и хирургического отделения районной больницы медицинским оборудованием направлено на надлежащее осуществление лечебным учреждением деятельности по охране здоровья населения, обязанность по организации осуществления которой лежит также на ведомственном Министерстве - Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Принятое по делу решение является правильным. Оснований, влекущих его отмену в силу ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 27 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: