Судебный акт
Оспаривание перечня
Документ от 18.12.2019, опубликован на сайте 31.12.2019 под номером 85430, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-359/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

18 декабря 2019 года                                                                 город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кузнецовой Елены Васильевны о признании недействующими пунктов 6870 и 6871 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 157-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее также приказ № 157-ПОД).

Указанным приказом определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, (далее также Перечень), являющийся приложением к приказу.

Пунктами 6870 и 6871 Перечня, являющегося приложением к приказу № 157-ПОД, в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год включены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами *** и  ***, расположенные по адресу: ***, принадлежащие на праве собственности Кузнецовой  Е.В.

Кузнецова Е.В. обратилась в  Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункты № 6870 и 6871 приказа № 157-ПОД, указывая на то, что здания, включенные в перечень, не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение зданий в Перечень противоречит приведенным законоположениям и нарушает её права и законные интересы, поскольку незаконно возлагает на неё обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

В судебном заседании представитель административного истца        Шипков С.В. требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Головлева О.В. в судебном заседании заявленные требования считала не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что приказ издан в рамках компетенции Агентства, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца. Основанием для включения в перечень принадлежащих административному истцу объектов недвижимого имущества послужили данные из Единого государственного реестра недвижимости о наименовании и назначении объекта недвижимости. С 1 января 2019 года полномочия по формированию перечня возложены на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Представитель Агентства государственного имущества Ульяновской области и Кузнецова Е.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на здания по *** в г.Ульяновске, заслушав заключение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего административное исковое заявление  подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года № 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, действовавшее на момент издания оспариваемых актов.

В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.

В рамках переданных полномочий приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от  27 ноября 2017г. утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.

Пунктами 6870 и 6871 Перечня, являющегося приложением к приказу № 157-ПОД, в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год включены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами *** и  ***, расположенные по адресу: ***, принадлежащие на праве собственности Кузнецовой  Е.В.

Приказ № 157-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда» № 89 от          30 ноября 2017 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что принадлежащие истцу объекты недвижимости были включены в Перечень уполномоченным органом – Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу подпунктов 1 и 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:  здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктам 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, а также перечень указанных объектов недвижимости определяется законом субъекта Российской Федерации после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно ст. 1.1 указанного закона на территории Ульяновской области налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии, что площадь указанных нежилых помещений составляет 150 и более квадратных метров.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Кузнецова Е.В. является собственницей нежилого административно-хозяйственного корпуса с закрытой стоянкой, кадастровый номер ***, площадью 2703,31 кв.м (литеры 53А, 53А1) и 2х-этажного нежилого административно-хозяйственного корпуса с пристроями кадастровый номер ***, площадью 761,02 кв.м, лит  54А- 54А5, которые  расположены по адресу: ***.

Здания расположены на земельном участке с кадастровым номером *** площадью 3 188 762 кв.м (***

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок имеет вид разрешенного использования - «для размещения производства». 

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены спорные объекты недвижимости, прямо не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Следовательно, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены принадлежащие истцу объекты недвижимости, не подпадает под критерии, установленные в подпункте 1 пункта 3 и подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет отнести расположенные на нем здания к административно-деловым центрам, торговым центрам (комплексу) по данному основанию.

Согласно выписке из ЕГРН и техническому паспорту на принадлежащее административному истцу здание с кадастровым номером *** (литеры 53А, 53А1) его назначение – нежилое, здание представляет собой административно-хозяйственный корпус с закрытой стоянкой.

Общая площадь здания 2 703,31 кв.м, классификация помещений в нем выглядит следующим образом: 46,64 кв.м – производственная площадь, 535,42 кв.м – учрежденческая, 1727,51 кв.м – теплая стоянка, 393,74 кв.м – служебная.

Согласно экспликации к поэтажному плану здания, содержащейся в техническом паспорте здания по состоянию на 13 декабря 2006г.,  здание состоит из помещений следующего назначения: «теплая автостоянка», «склад», «тамбур», «коридор», «кабинет», «подсобное», «санузел», «лестничная клетка». 

Здание с кадастровым номером *** – нежилое 2х-этажное здание общей площадью 761,02 кв.м (лит. 54А-54А5), представляет собой согласно техническому паспорту от 13 декабря 2006г. административно-бытовой корпус с пристроями.

Общая площадь здания - 761,02 кв.м, классификация помещений в нем следующая: 305,34 кв.м – производственная, 86,40 кв.м – гаражи, 214,05 кв.м – учрежденческая, 155,23 кв.м – служебная.

Согласно экспликации к поэтажным планам здания, содержащейся в техническом паспорте здания (строения) от 13 декабря 2006г., здание содержит помещения следующего назначения: 1этаж – «мастерская»  (6 помещений), «подсобное», «лестничная клетка», «гараж» (2 помещения), «теплоузел», «проходная», 2 этаж -  8 «кабинетов», «коридор» и «лестничная клетка».

Суд приходит к выводу о том, что помещения с назначением «кабинет» не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку термин «кабинет» равным по значению с термином «офис» не является.

Документы технического учета не отражают такие обязательные признаки, установленные налоговым законодательством, как наличие централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисное оборудование, парковки. Следовательно, наличие в зданиях кабинетов недостаточно для отнесения их к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.

Площадь всех помещений данных зданий, имеющих назначение «кабинет», не имеет правового значения и не может являться условием включения указанных зданий в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.

Наименование зданий – административно-хозяйственный корпус с закрытой стоянкой и административно-бытовой корпус с пристроями, а не помещений в них, не является предусмотренным законом основанием для включения здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Изложенное свидетельствует о том, что принадлежащие истцу объекты недвижимости не отвечают также критериям, предусмотренным подпунктом 2   пункта 3 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет отнести их к административно-деловому или торговому центру и по данному основанию.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Судом установлено, что обследование зданий с кадастровыми номерами *** и *** и помещений в них на предмет фактического использования до принятия оспариваемого Перечня объектов недвижимого имущества не проводилось.

Также суд отмечает, что здания находятся на территории АО «УАЗ», вход на которую ограничен пропускным режимом, в связи с чем использование принадлежащих истцу зданий в качестве административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) не представляется возможным.

Исходя из приведенных обстоятельств, суд считает, что вышеуказанные здания не отвечают признакам, содержащимся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.

По общему правилу обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Между тем каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих правомерность включения в Перечень принадлежащего административному истцу нежилого здания, административным ответчиком не представлено.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в его оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц в 2018 году и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год).

В соответствии с законом Ульяновской области от 22..09.2017 № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения»  исчисление налога на имущество физических лиц за 2018 год производится исходя из кадастровой стоимости. 

В связи с этим Кузнецовой Е.В. выставлено требование об уплате налога на имущество физических лиц в отношении зданий с кадастровыми номерами *** и *** в размере, установленном абзацем 2 части 1.1. ст. 2 Закона Ульяновской области от 02.09.2015 № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области».

С учетом этого признание отдельных положений нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемую административным истцом часть нормативного правового акта следует признать недействующей с момента ее принятия.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Кузнецовой Елены Васильевны о признании не действующим в части нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункты 6870 и 6871 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области     № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                             Трифонова Т.П.