Судебный акт
Социальная выплата обманутым дольщикам
Документ от 10.12.2019, опубликован на сайте 26.12.2019 под номером 85407, 2-я гражданская, об обжаловании действий, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                           Дело № 33-5159/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    10 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-3442/2019 по апелляционной жалобе Киреева Андрея Владимировича и Алексеевой Дарьи Андреевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3 сентября 2019 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Киреева Андрея Владимировича, Алексеевой Дарьи Андреевны к Министерству  строительства  и архитектуры Ульяновской области о взыскании социальной выплаты  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Киреева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя  ответчика  Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Кузнецовой Н.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Киреев А.В., Алексеева Д.А. обратились в суд с иском к Министерству  строительства  и архитектуры Ульяновской области о взыскании социальной выплаты.

В обоснование  иска указали, что ***06.2005 Киреевым А.В. и его супругой - К*** М.В., действовавшей также в интересах несовершеннолетней дочери - Киреевой Дарьи Андреевны (в настоящее  время - Алексеева) был заключен договор №*** долевого участия (инвестирования) в строительство жилого комплекса по ул.***, по которому общество брало обязательство в срок до 2 квартала 2006 года предоставить им трехкомнатную квартиру площадью 79,8 кв.м. стоимостью ***., а истцы обязались в срок до 01.07.2005 передать Обществу первоначальный платеж в размере 290 тыс. руб. и не позднее 01.09.2005 произвести окончательный расчет в размере 651 тыс. 640 руб. 

*** условия договора о предоставлении семье Киреевых трехкомнатной квартиры не выполнило до настоящего времени, как и не вернуло денежные средства. В отношении директора *** Г*** Д.А. возбуждено уголовное дело по ст. 159 ч.4 УК РФ, по которому Киреев А.В. и К*** М.В. были признаны потерпевшими и гражданскими истцами.  Приговором Ленинского районного суда установлено, что Г*** Д.А. совершил мошенничество в отношении Киреева А.В., К*** М.В., действовавшей при заключении договора в отношении себя и несовершеннолетней дочери Киреевой Д.А. (после заключения брака Алексеевой).

В связи с изданием Приказа Минрегионразвития РФ от 20.09.2013 №403 уполномоченным органом - Министерством строительства Ульяновской области в 2014 году Киреев А.В. и К*** М.В. были включены в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, что подтверждается письмами Министерства строительства Ульяновской области от 20.01.2014 №*** исх. и 27.01.2014 №*** исх. После смерти *** К*** М.В., Алексеева Д.А. обратилась в Министерство строительства Ульяновской области с просьбой включить ее в реестр вместо умершей матери. Министерство строительства Ульяновской области, ссылаясь на Постановление Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 №***, дало разъяснение, что указанный вопрос разрешается в порядке наследования.

Согласно справки нотариуса И.А. Ж*** от 26.08.2018 исх.№*** единственным наследником К*** М.В. является супруг - Киреев А.В., состоявший в реестре. Несмотря на то, что договором №*** от 29.06.2005 долевого участия (инвестирования) в строительстве предусмотрено право несовершеннолетней Киреевой Д.А. (после заключения брака Алексеевой) на долю в размере 1/3, она была включена в указанный реестр только в 2019 году, о чем она была уведомлена письмом Министерства строительства Ульяновской области от 18.02.2019 №***.

Письмами Министерства строительства Ульяновской области от 29.05.2019 №*** исх. и №*** исх. Киреев А.В. и Алексеева Д.А. были уведомлены о принятом решении о предоставлении социальной выплаты в размере 588 тыс. 564 руб. на приобретение жилого помещения, в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 №37/412-П.

Не согласившись с произведенным расчетом размера социальной выплаты, 02.06.2019 Киреев А.В. и Алексеева Д.А. письменно обратились в Министерство строительства Ульяновской области с просьбой предоставить социальную выплату из расчета 54 кв.м., как это предусмотрено абзацем первым п.7 Порядка предоставления поддержки гражданам, пострадавшим от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 №37/412-П. Поскольку в Договоре №*** от 29.06.2005 были указаны три соинвестора - Киреев А.В., К*** М.В., Алексеева (до брака Киреева ) Д.А., то общее количество квадратных метров должно составлять 54 кв.м., что не превышает количества квадратных метров (79,8 кв.м.), указанных в названном договоре.

04.06.2019 Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области  выдало Алексеевой   Д.А.   свидетельство   № ***   о   предоставлении   единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, согласно которому Алексеева Д.А. является получателем единовременной выплаты в размере 588 тыс. 564  руб.  Письмом Министерства строительства Ульяновской области от 19.06.2019 №*** исх. Киреев А.В. и Алексеева Д.А. были уведомлены об отказе в предоставлении социальной выплаты исходя из 18 кв.м. на одного соинвестора, а на троих, указанных в договоре - 54 кв.м. 

Данный отказ считают незаконным, нарушающим права Киреева А.В. и Алексеевой Д.А. на получение поддержки граждан, пострадавшим от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан.

Просили суд признать отказ уполномоченного органа - Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области незаконным, нарушающим права Киреева А.В. и Алексеевой Д.А. на получение поддержки, как пострадавшим от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, и обязать предоставить социальную выплату из расчета 18 кв.м на одного соинвестора, то есть 18 кв.м. на Киреева А.В., 18 кв.м. на К*** М.В., 18 кв. м. на Алексееву Д.А., а всего 54 кв.м., что не превышает количества квадратных метров (79,8 кв.м.), указанного в Договоре №*** от 29.06.2005, путем выдачи - Свидетельства о предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в размере 1 млн. 765 тыс. 692 руб. С учетом ранее выданного Алексеевой Д.А. Свидетельства №*** на получение социальной выплаты в размере 588 тыс. 564 руб., окончательный размер ее должен быть определен в сумме 1 млн. 177 тыс. 128 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство финансов Ульяновской области.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Киреев А.В. и Алексеева Д.А. просят отменить решение суда, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования. 

В обоснование доводов жалобы указывают на несогласие с выводами суда о реализации своего права на получение выплаты, поскольку считают, что её расчёт был сделан не верно, не было учтено то, что произведенная ответчиком выплата за меньшую площадь, соответственно, в меньшем размере, нарушает права  истцов на получение  поддержки, как пострадавших от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан.  

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство  строительства  и архитектуры Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствии истицы Алексеевой Д.А., представителя третьего лица Министерства финансов Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и  надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно пунктам "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании  установлено, что семья Киреевых 29.06.2005 года заключила договор №*** долевого участия (инвестирования) в строительство жилого комплекса по ул.*** с ***, по которому *** обязалось в срок до 2 квартала 2006 года предоставить Киреевым трехкомнатную квартиру площадью 79,8 кв.м. стоимостью 941 тыс. 640 руб., однако,  взятые на себя обязательства *** не исполнило до настоящего времени.

Директор *** осужден приговором Ленинского районного суда  от 09.07.2012 года по ст.  159 ч. 4 УК РФ.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», которым также устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (часть 1 статьи 1).

Министерством регионального развития  Российской  Федерации  20.09.2013 издан приказ N 403  «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2013 N 30598)

Данный  порядок утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2016 N 45092).

На  дату рассмотрения настоящего гражданского дела в апелляционном порядке данный Приказ Минстроя России также утратил силу.

Вместе с тем, действие Приказа Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр распространяется на отношения, связанные с включением в реестр пострадавших граждан - участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Приказом Минрегионразвития РФ от 20.09.2013 №403 уполномоченным органом - Министерством строительства Ульяновской области в 2014 году Киреев А.В. и К*** М.В. были включены в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, что подтверждается письмами Министерства строительства Ульяновской области от 20.01.2014 №*** исх. и 27.01.2014 №*** исх. И не оспаривается  сторонами.

*** К*** М.В. умерла, в связи с чем Алексеева Д.А. обратилась в Министерство строительства Ульяновской области с заявлением о включении ее в реестр вместо умершей матери.

Алексеева Д.А. в 2019 году так же  включена в реестр, о чем свидетельствует письмо Министерства строительства Ульяновской области от 18.02.2019 №*** исх.

29.05.2019 Кирееву А.В. и Алексеевой Д.А. были направлены письма с просьбой одному из соинвесторов обратиться в Министерство строительства Ульяновской области с заявлением о выдаче свидетельства на приобретение жилого помещения.

04.06.2019 в Министерство строительства Ульяновской области поступило заявление от Алексеевой Д.А., на основании которого выдано свидетельство от 04.06.2019 № 07 о предоставле­нии единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в  размере 588 тыс. 564  руб..

Как установлено  в судебном заседании  Алексеева Д.А.  на момент рассмотрения дела  судом уже распорядилась социальной выплатой на приобретение жилого помещения.

В предоставлении социальной выплаты соинвесторам: Кирееву А.В. и К*** М.В. (по праву наследования Кирееву А.В.), Министерством  строительства Ульяновской области  было отказано, со ссылкой на пп. 2 п. 7 Порядка предоставления поддержки гражданам, пострадавшим от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения  в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, утвержденного  Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37\412-П (ред. от 18.11.2019) «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области» на 2014-2021 годы», согласно которому  социальная выплата предоставляется одному соинвестору по выбору в том случае, если соинвесторы  на момент заключения Договора являлись членами одной семьи.

Киреев А.В. и Алексеева Д.А. оспорили данный отказ в судебном порядке.

Суд, дав неправильное толкование вышеприведенным нормативно правовым актам и  неверно применив закон, подлежащий применению, отказал в удовлетворении  заявленных требований, что в силу ст. 330 ГПК РФ является основанием к отмене судебного решения.

Таким образом, оспариваемое судебное решение подлежит отмене.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37\412-П (ред. от 18.11.2019) утверждена  государственная программа Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области» на 2014-2021 годы, одним из приложений  к государственной программе  является Порядок предоставления поддержки гражданам, пострадавшим от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения  в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Настоящий Порядок   устанавливает условия и правила предоставления социальных выплат гражданам, пострадавшим от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств не ведены к эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной  деятельности(недобросовестные застройщики), и включенных в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (реестр), в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 № 560\пр «Об утверждении критериев  отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» (соинвесторы). Формирование и ведение реестра осуществляется Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области.

Соинвесторам предоставляется социальная выплата на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного жилого помещения (нескольких жилых помещений), в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания (социальная выплата).

Социальная выплата предоставляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области.

Социальная выплата  предоставляется соинвесторам, которые включены в реестр.

Социальные выплаты предоставляются соинвесторам в порядке очередности по дате поступления от них заявления о включении в реестр в уполномоченный орган по ведению реестра.

Очередность соинвестора в случае его смерти сохраняется за наследниками, включенными в состав семьи соинвестора, для получения социальной выплаты.

Как указывалось выше, 29.06.2005  Киреевы заключили договор №*** долевого участия (инвестирования) в строительство жилого комплекса по ул.*** с ***, по которому *** обязалось в срок до 2 квартала 2006 года предоставить Киреевым трехкомнатную квартиру площадью 79,8 кв.м. стоимостью 941 тыс. 640 руб. При этом, участниками долевого строительства  явились Киреев А.В., К*** М.В. и их несовершеннолетняя дочь Киреева Д.А. (после заключения брака Алексеева Д.А.). В интересах несовершеннолетней дочери договор был подписан ее матерью К*** М.В.

Оплата по данному договору Киреевыми была произведена в полном объеме, в сроки предусмотренные договором, что подтверждено представленными квитанциями. При этом, застройщик свою обязанность по постройке и передачи в собственность соинвесторам объекта долевого строительства не выполнил до настоящего времени.

Приказом Минрегионразвития РФ от 20.09.2013 №403 уполномоченным органом - Министерством строительства Ульяновской области в 2014 году Киреев А.В. и К*** М.В. были включены в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, что подтверждается письмами Министерства строительства Ульяновской области от 20.01.2014 №*** исх. и 27.01.2014 №*** исх. и не оспаривается  сторонами.

*** К*** М.В. умерла. Наследником ее является Киреев А.В.

Алексеева Д.А. в 2019 году так же  включена в реестр, как соинвестор, о чем свидетельствует письмо Министерства строительства Ульяновской области от 18.02.2019 №*** исх.

29.05.2019 Кирееву А.В. и Алексеевой Д.А. были направлены письма с просьбой одному из соинвесторов обратиться в Министерство строительства Ульяновской области с заявлением о выдаче свидетельства на приобретение жилого помещения.

Согласно п. 7 Порядка социальная выплата предоставляется из расчета 18 кв.м на одного соинвестора, но не более количества квадратных метров, указанного в Договоре.

Если в Договоре указаны соинвесторы, которые на момент заключения Договора являлись членами одной семьи, то социальная выплата предоставляется одному соинвестору по выбору.

Право на получение социальной выплаты  удостоверяется свидетельством на приобретение жилого помещения, выданного обманутому соинвестору.

Исходя из системного толкования вышеприведенных норм закона в их совокупности следует, что право на социальную выплату  имеют граждане, включенные в реестр пострадавших граждан, чьи денежные  средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. При этом, размер социальной выплаты  рассчитывается исходя из 18 кв.м на одного соинвестора. При этом размер компенсации фактически ограничен количество квадратных метров, указанных в договоре инвестирования, т.е. не должен его превышать.

Учитывая то, что  социальная выплата  предоставляется  путем выдачи свидетельства на приобретение жилого помещения, законодатель предусмотрел, что указанное свидетельство должно быть выдано на одного из соинвесторов (члена семьи), заключивших договор.

Поскольку пп. 2 п. 7 Порядка, предусматривающим то, что социальная выплата предоставляется на одного из соинвесторов, являвшихся членами одной семьи при заключении договора, не указано, что размер данной выплаты не должен превышать стоимости 18 кв.м, соответственно размер предоставляемой социальной выплаты не должен быть меньше, установленного пп.1 п. 7 Порядка. 

Исходя из этого, Киреев А.В., являясь соинвестором и наследником К*** М.В., также являвшейся соинвестором и состоявшей в реестре, а также Алексеева Д.А. (до брака Киреева) имеют право на получение социальной выплаты в размере 54 кв.м (18 кв.м х 3), поскольку это не превышает общего количества квадратных метров, указанного в Договоре инвестирования (долевого строительства).

04.06.2019 в Министерство строительства Ульяновской области поступило заявление от Алексеевой Д.А. на получение социальной выплаты.

Расчет  размера социальной выплаты производится  в соответствии с действующим на момент  расчета приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства  Российской Федерации устанавливающим  среднюю стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения  по субъектам Российской Федерации.

На основании данного заявления истице выдано свидетельство от 04.06.2019 № *** о предоставле­нии единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в  размере 588 564  руб.

Как установлено  в судебном заседании  Алексеева Д.А.  на момент рассмотрения дела  судом уже распорядилась социальной выплатой на приобретение жилого помещения.

Исходя из вышеизложенного, исковые требования Киреева А.В. и Алексеевой Д.А. о предоставлении  дополнительно социальной выплаты, исходя из 36 кв.м. и стоимости 1 177 128 руб., рассчитанной в соответствии с п. 8 Порядка на дату выдачи свидетельства Алексеевой Д.А., подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3 сентября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Киреева Андрея Владимировича и Алексеевой Дарьи Андреевны удовлетворить.

Признать за Киреевым Андреем Владимировичем и Алексеевой Дарьей Андреевной  право на получение поддержки, пострадавшим от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, виде социальной выплаты из расчета 18 кв.м на каждого соинвестора: Киреева Андрея Владимировича, К*** М*** В***, Алексеевой Дарьи Андреевны (до брака Киреевой).

Обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области выдать Алексеевой Дарье Андреевне свидетельство о предоставлении единовременной выплаты на приобретение  жилого помещения в размере 1 177 128 руб.

 

Председательствующий

 

Судьи: