Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 10.12.2019, опубликован на сайте 25.12.2019 под номером 85373, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                             Дело № 33-5190/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                         10 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3568/19 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 августа 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора  Заволжского    района города Ульяновска, действующего в интересах Пустынникова Валерия Ивановича -  удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения  Ульяновской области   обеспечить    Пустынникова Валерия Ивановича бесплатно лекарственным  препаратом    «K*** o*** №***» по выписанным   рецептам     серии  *** №*** от 07.02.2019 года, серии *** №***  от 04.03.2019 года  (  *** упаковки   по каждому рецепту).

 

Заслушав доклад судьи  Фёдоровой Л.Г., мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Заволжского района г.Ульяновска, действуя в интересах     Пустынникова В.И. обратился в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом.

Требования обосновал тем, что прокуратурой  проведена проверка по обращению    Пустынникова  В.И.,  *** года рождения,   о нарушении его прав на предоставление льготного обеспечения лекарственными препаратами. Пустынников В.И.  является и***  в***  г***,  состоит на учете в ГУЗ «Городская  поликлиника №5» с диагнозом:  а*** г*** *** с***., р***  ***, с п*** с*** п***, с*** и г*** м***. Проверкой установлено, что  по медицинским показаниям   Пустынникову В.И. назначен лекарственный препарат K*** *** a*** №***, выписаны рецепты на бесплатное получение  указанного лекарственного препарата  серии  *** №*** от 07.02.2019 года, серии *** №3***  от 04.03.2019 года,  серии *** №*** от 05.04.2019 года (*** упаковки по каждому рецепту). Согласно информации ОАО «УльяновскФармация» по данным рецептам Пустынников В.И. указанным  лекарственным   препаратом   до настоящего времени не обеспечен.

Просил с учётом уточнения обязать ответчика обеспечить истца указанным лекарственным препаратом по рецептам от  07.02.2019 года и от 04.03.2019 года.  По рецепту от  05.04.2019 года истец 18.07.2019 года получил  лекарственный препарат «К***».  Данный лекарственный препарат  является аналогом «K*** o*** a***».

Рассмотрев заявленные требования, суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Указывает на наличие срока действия рецептов, по истечению которого Министерство не имеет возможности обеспечить истца спорными лекарственными препаратами. Медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Увеличить дозировку, количество и выписывать лекарство и медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Дело рассмотрено  в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,   Пустынников  В.И. является и*** в*** г***,  состоит на учете в ГУЗ «Городская  поликлиника №5» с диагнозом: а*** г*** *** с***., р***  ***, с п*** с*** п***, с*** и г*** м***.

По медицинским показаниям Пустынникову В.И. назначен лекарственный препарат «K*** of a***» №***, выписаны рецепты на бесплатное получение  указанного лекарственного препарата  серии  *** №*** от 07.02.2019 года, серии *** №*** от 04.03.2019 года,  серии *** №*** от 05.04.2019 года ( *** упаковки   по каждому рецепту).

Согласно информации ОАО «УльяновскФармация»   по рецептам от  07.02.2019 года и от 04.03.2019 года истец  указанным  лекарственным  препаратом до настоящего времени не обеспечен.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению Пустынникова В.И. лекарственным препаратом, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации №890 от 30 июля 1994 года «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Раздел «Группы населения» Перечня предусматривает, что неработающим инвалидам *** все лекарственные препараты отпускаются бесплатно.

Распоряжением Правительства РФ от 10 декабря 2018 года № 2738-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе, лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, которые отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень входит препарат «К*** а***».

В силу п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация работы по бесплатному обеспечению граждан лекарственными препаратами отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, при разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Пустынникова В.И. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/565-П, вступившим в силу с 1 января 2019 года, Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья (п. 1.1).

Согласно разделу 2 Положения от 16 ноября 2018 года Министерство в сфере управления здравоохранением:

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (пункт 20);

организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации (пункт 21);

организовывает обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 48);

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Пустынников В.И.

При этом оспариваемым судебным решением на Министерство возложена обязанность обеспечить истца лекарственными препаратами по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Пустынникова В.И. в спорном лекарственном препарате носит постоянный характер.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: