Судебный акт
Приговор по п. «г» ч. 3 ст. 158, ч. 1 ст. 158 УК РФ изменен
Документ от 11.12.2019, опубликован на сайте 16.12.2019 под номером 85344, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 158 ч.1; ст. 158 ч.3 п. г, ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор ИЗМЕНЕН: БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ квалификации: СО СМЯГЧЕНИЕМ наказания
Связанные судебные акты:

Постановление Президиума

Документ от 14.11.2019, опубликован на сайте 18.11.2019 под номером 84631, Президиум уголовный, УК РФ: ст. 158 ч.1; ст. 158 ч.3 п. г, АПЕЛЛЯЦИОННОЕ постановление (НЕ по существу обвинения)

Обвинительный приговор по п. г ч.3 ст.158 УК РФ оставлен без изменения

Документ от 10.07.2019, опубликован на сайте 18.07.2019 под номером 81952, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 158 ч.1; ст. 158 ч.3 п. г , судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Рожкова Н.Г.                                                                   Дело № 22-2565/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ          ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                               11 декабря  2019 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Кабанова В.А.,

судей  Комиссаровой Л.Н.  и  Киргизова И.В.,

с участием прокурора Чашленкова Д.А.,

осужденного Ильина И.А.,

его защитника адвоката Калашникова Д.В.,

при секретаре Чеховой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по апелляционной жалобе осужденного Ильина И.А. на приговор Барышского городского суда Ульяновской области от 30 апреля  2019 года, которым

 

ИЛЬИН Иван Анатольевич, 

***   ранее судимый:

31 августа 2017 года Барышским городским судом Ульяновской области по п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ, п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, ч.2 ст. 69 УК РФ, окончательно к наказанию в  виде обязательных работ на срок 360 часов;

23 октября 2017 года Барышским городским судом Ульяновской области  по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ, к 380 часам обязательных работ. На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ, окончательно к 460 часам обязательных работ;

19 декабря 2017 года приговором мирового судьи судебного участка № 2 Барышского района Барышского судебного района Ульяновской области по ч.1 ст.139 УК РФ с применением ст.64 УК РФ  к 320 часам обязательных работ, На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ, окончательно  к 480 часам обязательных работ.  Постановлением от 4 июня 2018 года неотбытая часть наказания  заменена на лишение свободы сроком 1 месяц 8 дней. Освобожден 21 июня 2018 года по отбытии срока,

 

осужден к лишению свободы на срок:  по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ -  2 года;    по ч. 1 ст. 158 УК РФ -  1 год.

В соответствии с ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний,  постановлено окончательно назначить Ильину И.А. наказание в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Судом постановлено:

меру пресечения до вступления приговора в законную силу оставить в виде заключения под стражу с содержанием в ФКУ СИЗО-*** УФСИН России по Ульяновской области;    

срок отбывания наказания исчислять Ильину И.А. с 30 апреля  2019 года;

зачесть в срок отбытия наказания период содержания под стражей с 23 марта 2019 года по 29 апреля 2019 года;

в соответствии с п. «а» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ время содержания Ильина И.А. под стражей в период с 23 марта 2019 года по день вступления приговора в законную силу (включительно) зачесть в срок лишения свободы из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима;

гражданский иск потерпевшей Г*** Ю.В.  удовлетворить и взыскать с осужденного в её пользу 6000 рублей в счёт возмещения материального ущерба.

Приговором решены вопросы о процессуальных издержках и вещественных доказательствах.

Заслушав доклад судьи Кабанова В.А., доложившего содержание приговора, существо апелляционной жалобы и возражений на неё,  выслушав выступления участников процесса,  судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Ильин И.А. признан виновным в совершении кражи, то есть в тайном хищении чужого имущества с банковского счета (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст.159.3 УК РФ), а также кражи, то есть тайном хищении чужого имущества.

 

Преступления им совершены в Б*** районе У*** области в отношении имущества  потерпевших Г*** Ю.В. и Д*** В.Н., при обстоятельствах подробно изложенных в приговоре.

 

В апелляционной жалобе осужденный Ильин И.А., не оспаривая виновности в хищении денег Г*** Ю.В. и имущества Д*** В.Н., не соглашается с квалификацией его действий по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ.

Обращает внимание на то, что потерпевшая добровольно передала ему банковскую карту и указала  её пин-код, что свидетельствовало об оказании доверия при снятии денежных  средств, и считает, что его действия по данному эпизоду должны быть квалифицированы по ч.1 ст. 159 УК РФ.

Просит приговор отменить, уголовное дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд, но в ином составе.

В возражениях на апелляционную жалобу государственный обвинитель Емельянов П.С. указывает на несостоятельность её доводов и просит в её удовлетворении отказать.

 

В судебном заседании  апелляционной инстанции:

-  осужденный Ильин И.А. и адвокат Калашников Д.В.  поддержали доводы апелляционной жалобы, просили изменить приговор и смягчить наказание, указывая также  на тяжелое материальное  положение семьи осужденного;

-  прокурор  Чашленков Д.А.,  обосновав  несостоятельность  доводов жалобы, предложил изменить приговор в части вида исправительного учреждения и применить положения  п. «б» ч.3.1 ст.72 УК РФ.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав участников процесса, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению.

Выводы суда о виновности Ильина И.А. в совершении инкриминируемых ему преступлений, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на совокупности исследованных  доказательств, которым суд  в приговоре дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 88 УПК РФ - с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а все их в совокупности – достаточности для разрешения уголовного дела.

Так, из признательных показаний самого  осужденного следует, что он не отрицал факт совершения кражи  в конце ноября 2018 года аккумуляторной батареи из автомобиля ВАЗ-***,  которую сдал за 600 рублей  П*** А.В.

Также он подтвердил, ***.08.2018 Г*** Ю.В. передала ему свою банковскую карту ПАО «***» и назвала ее пин-код для покупки сигарет. В этот момент у него возник умысел на хищение денег с карты, с которой уехал к банкомату. Проверив баланс, снял с карты  6000 рублей,  потратив деньги на продукты питания, а саму  банковскую  карту выбросил.

Свои признательные показания  осужденный подтвердил и в ходе  их проверки на месте преступлений.

Данные показания подтверждались показаниями потерпевших Д*** В.Н. и  Г*** Ю.В.,  свидетеля П*** А.В., протоколами осмотров места происшествия и предметов, выемок, заключениями экспертов и другими подробно  приведенными в приговоре  письменными доказательствами.

Доказанность вины  Ильина И.А. не оспаривается им самим в жалобе, а также  в судебном заседании апелляционной инстанции.

Таким образом, тщательный анализ и основанная на законе оценка представленных доказательств позволили суду правильно установить  фактические обстоятельства совершенных им преступлений и прийти к обоснованному выводу о  полной доказанности его  вины.

Правовая оценка действий  осужденного по хищению аккумуляторной батареи по ч.1 ст.158 УК РФ дана правильно, выводы суда мотивированы надлежащим образом и её правильность   сомнений у судебной коллегии не вызывает.

Вопреки доводам жалобы, обоснованность  квалификации действий  Ильина И.А., связанных с хищением денежных средств  у  Г*** Ю.В.  по п. «г» ч.3 ст.158 УК РФ как кражи, то есть тайном хищении чужого имущества с банковского счета (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 159.3 УК РФ),   судом также дана верно и оснований для переквалификации его действий не имеется.

Так, согласно пункту 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 30 ноября 2017 года N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате", действия лица следует квалифицировать по статье 159.3 УК РФ в случаях, когда хищение имущества осуществлялось с использованием поддельной или принадлежащей другому лицу кредитной, расчетной или иной платежной карты путем сообщения уполномоченному работнику кредитной, торговой или иной организации заведомо ложных сведений о принадлежности указанному лицу такой карты на законных основаниях либо путем умолчания о незаконном владении им платежной картой.

Учитывая, что таких обстоятельств по делу не установлено, оснований для  оценки совершенных осужденным действий как мошенничества  не имеется, в связи с чем они  переквалификации  на ч.1 ст.159 УК РФ, рано как и на ч.1 ст.159.3 УК РФ, не подлежат.

С учетом также и того, что какого либо обмана  или иных действий, направленных  на получение  осужденным банковской карты от потерпевшей, он  не совершал, и умысел на хищение денежных средств  с банковской возник  у него после её передачи ему и не смотря также на его доверительные отношения с потерпевшей.

Приговор, за исключением вносимых в него ниже изменений,  в остальном соответствует требованиям статей 299, 304 и 307-309 УПК РФ,  поскольку в нем  содержатся мотивированные  выводы  относительно квалификации преступлений, указаны обстоятельства, установленные судом, проанализированы доказательства, обосновывающие выводы о виновности осужденного.

Кроме того, не усматривается нарушений требований уголовно-процессуального закона, а также прав осужденного на защиту, допущенных  в  ходе  предварительного  следствия и судебного разбирательства,   ставящих под сомнение законность приговора на приведенных в нем доказательствах.

Каких-либо сведений о нарушении принципов равенства и состязательности сторон, предвзятом отношении председательствующего к ним, протокол судебного заседания также не содержит, все доказательства были исследованы в соответствии с уголовно-процессуальным  законодательством, и на момент окончания судебного следствия, ходатайств о его дополнении не имелось.

Психическое состояние осужденного исследовано судом с достаточной полнотой, с учетом данных об его личности и выводов судебно-психиатрической экспертизы, он был  обоснованно признан вменяемым.

Как следует из приговора, при назначении наказания Ильину И.А., суд  учитывал характер и степени общественной опасности совершенных преступлений, данных о личности осужденного, наличия смягчающих и отягчающего наказание обстоятельств, установленных в судебном разбирательстве и указанных в приговоре.

С учетом всех обстоятельств по делу и данных о личности осужденного, суд первой инстанции пришел  к правильному  выводу  о  том,  что его  исправление  невозможно  без  изоляции  от  общества, в связи с чем верно  назначил ему наказание в  виде лишения свободы без назначения дополнительного наказания.

Судом обоснованно принято во внимание, что  Ильин И.А. ранее судим,  к административной ответственности не привлекался, спиртными напитками не злоупотребляет, ранее поступали жалобы  от жителей села на его поведение, на учете у врача-нарколога  и психиатра не состоит.

Судом были учтены и обстоятельства  смягчающие наказание: по каждому эпизоду активное способствование раскрытию и  расследованию преступлений, полное признание вины и раскаяние в содеянном,  его молодой возраст, состояние здоровья его близкого родственника, а по эпизоду  ч.1 ст.158 УК РФ  - активное способствование розыску имущества, добытого в результате преступления.

В качестве обстоятельства отягчающего наказание суд также  правильно признал и учитывал рецидив преступлений, с  учетом непогашенных судимостей Ильина И.А.  к реальным видам наказания.

Судебная коллегия согласна с выводами суда и в той части, что не имеется законных оснований для изменения категории совершенного  осужденным  преступления   на менее тяжкую в соответствии с частью 6 статьи 15 УК РФ,  с учетом отягчающего наказания обстоятельства.

Как следует из приговора, судом  при назначении наказания также было учтено его влияние на условия жизни семьи Ильина И.А., а поэтому приводимые только в судебном заседании апелляционной   инстанции доводы о трудном материальном положении семьи осужденного, не могут служить основаниями к смягчению назначенного наказания.  

Вопросы по мере пресечения, процессуальным издержкам и гражданскому иску потерпевшей  Г*** Ю.В.  судом  решены правильно.

Таким образом, не имеется оснований для отмены или изменения приговора по доводам апелляционной жалобы.

Однако приговор подлежит изменению по основаниям указанным в ст.389.19 УПК РФ – неправильное применение уголовного закона.

В силу требований статьи 297 УПК РФ, приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым, и признается таковым, если он постановлен в соответствии с требованиями УПК РФ и основан на правильном применении уголовного закона.

Вместе с тем, указанные требования уголовно-процессуального и уголовного законов судом первой инстанции в полном объеме   выполнены не были.

Так, признавая в действиях Ильина И.А. опасный рецидив преступлений в силу п. «б» ч. 2 ст.18 УК РФ и назначая ему на основании п. «в» ч.1 ст.58 УК РФ для отбывания наказания исправительную колонию строгого режима, суд исходил из того, что осужденный являлся лицом, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, поскольку  по приговору от 19.12.2017 обязательные работы были заменены лишением свободы на срок 1 месяц 8 дней постановлением от 04.06.018.

Однако, данное наказание им  не отбывалось в исправительном учреждении, поскольку Ильин И.А был освобождён из следственного изолятора 21 июня 2018 года еще до вступления вышеуказанного постановления в законную силу.

По смыслу закона для признания лица, осуждавшегося к наказанию в виде обязательных работ, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы в случае его замены правовое значение имеет  именно факт отбытия осуждённым наказания в исправительном учреждении.

При таких обстоятельствах,  выводы суда о признании Ильина И.А. лицом, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, наличии в его действиях опасного рецидива преступлений и назначения отбывания  наказания в  исправительной колонии строгого режима, несмотря на то, что в его действиях присутствует рецидив преступлений, противоречат положениям Общей части УК РФ

Таким образом,  в силу положений ст.18 УК РФ,  у суда не имелось оснований, считать, что  в действиях осужденного имелся опасный рецидив преступлений,  и в силу п. «б» ч.1 ст. 58 УК РФ  местом отбывания наказания  ему  следовало определить исправительную колонию общего режима.

В связи с вышеизложенным, назначенное Ильину И.А.  наказание подлежит смягчению. При этом судебная коллегия  применяет  положения ч.3 ст.68 УК РФ, поскольку судом были установлены смягчающие обстоятельства, предусмотренные статьей 61 УК РФ, а указание о неприменении данной нормы закона, подлежит исключению из приговора.

В связи с неправильным определением Ильину И.А. вида исправительного учреждения не соответствуют положениям статьи 72 УК РФ и выводы суда о зачёте в срок наказания времени его содержания под стражей, поскольку  подлежат применению повышенные коэффициенты кратности зачёта  этого срока.

При изложенных обстоятельствах, в приговор следует внести соответствующие изменения.

Иных нарушений уголовного и существенных нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора  не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.26, 389.28 и 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Барышского городского суда Ульяновской области от 30 апреля 2019 года в отношении Ильина Ивана Анатольевича изменить:

исключить из описательно-мотивировочной части указание на отягчающее наказание обстоятельство – опасный рецидив преступлений и считать отягчающим наказание обстоятельством в действиях Ильина И.В.  - рецидив преступлений;

исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание о неприменение при назначении наказания ч.3 ст. 68 УК РФ;

смягчить назначенное  Ильину И.А. наказание:  по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ  до 1 (одного) года 10 (десяти) месяцев лишения свободы; по  ч.1  ст. 158 УК РФ  до 10 (десяти) месяцев лишения свободы.

На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно назначить Ильину И.А. наказание в виде лишения свободы на срок 2 (два) года 3 (три) месяца с  его отбыванием в исправительной колонии общего режима.

В соответствии с п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ зачесть в срок лишения свободы время содержания Ильина И.А.  под стражей в период с  23 марта  2019 года по  11 декабря 2019 года включительно из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.

В остальном приговор оставить без изменения,  а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: