Судебный акт
Обеспеченение лекарствами
Документ от 10.12.2019, опубликован на сайте 16.12.2019 под номером 85333, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение инвалида лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Власова Е.А.                                                           Дело № 33-5136/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    10 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-1945/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 августа 2019 года, с учётом определения того же суда от 7 октября 2019 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в интересах Тестешева Михаила Михайловича удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить  Тестешева Михаила Михайловича, *** года рождения лекарственными препаратами  в соответствии с назначением врача по рецептам серии 7319I1:

- №1000208605 от 12.02.2019, №1000220216 от 12.04.2019, №1000226005 от  15.05.2019 на  лекарственный препарат ***;

- №1000208606 от 12.02.2019, №1000214067 от 13.03.2019, №1000217314 от 28.03.2019, №1000220215 от 12.04.2019, №1000226006 от 15.05.2019 на лекарственный препарат ***,

- №1000208610 от 12.02.2019, №1000214069 от 13.03.2019, №1000220217 от 12.04.2019 на лекарственный препарат ***,

- №1000217316 от 28.03.2019 на лекарственный препарат ***,

- №1000220214 от 12.04.2019 на лекарственный препарат ***.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор города Димитровграда Ульяновской области  обратился в суд с иском в интересах Тестешева М.М. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к своевременному оформлению рецептов на лекарственный препарат и обеспечению лекарственными средствами.

В обосновании иска указал, что в связи с поступившим обращением депутата Законодательного Собрания Ульяновской области М*** Г.А. по вопросу лекарственного обеспечения Тестешева М.М., *** года рождения, прокуратурой города  была проведена проверка, в ходе которой были установлены основания для прокурорского вмешательства. 

Тестешев М.М., *** года рождения, является инвалидом *** группы, в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств по рецептам врача. 12.02.2019, 12.04.2019, 15.05.2019 лечащим врачом ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России Тестешеву были выписаны рецепты серии 7319I1 №№1000208605, 1000220216, 1000226005 для получения лекарственного препарата «***, 12.02.2019, 13.03.2019, 28.03.2019, 12.04.2019, 15.05.2019 №№1000208606, 1000214067, 1000217314, 1000220215, 1000226006 на лекарственный препарат ***, 12.02.2019, 13.03.2019, 12.04.2019  №№1000208610, 1000214069, 1000220217 на лекарственный препарат ***, 28.03.2019 №1000217316 на лекарственный препарат ***, 12.04.2019 №1000220214 на лекарственный препарат ***.

При обращении в аптечный пункт ОАО «УльяновскФармация» в выдаче указанных лекарств истцу было отказано ввиду их отсутствия. Невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатными жизненно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав инвалида на бесплатную медицинскую помощь и является незаконным.

С учетом уточнения прокурор просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Тестешева М.М.  лекарственными препаратами в соответствии с рецептами серии 7319I1 №1000208605 от 12.02.2019, №1000220216 от 12.04.2019, №1000226005 от  15.05.2019 на  лекарственный препарат ***; №1000208606 от 12.02.2019, №1000214067 от 13.03.2019, №1000217314 от 28.03.2019, №1000220215 от 12.04.2019, №1000226006 от 15.05.2019 на лекарственный препарат ***, №1000208610 от 12.02.2019, №1000214069 от 13.03.2019, №1000220217 от 12.04.2019 на лекарственный препарат ***, №1000217316 от 28.03.2019 на лекарственный препарат ***, №1000220214 от 12.04.2019 на лекарственный препарат ***.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено АО «УльяновскФармация».

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Увеличить дозировку, количество и выписывать лекарство и медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Тестешев М.М., ***  года рождения, является инвалидом *** группы, наблюдается в Федеральном государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства», в связи с проводимым ему лечением  нуждается в постоянном приеме лекарственных препаратов ***.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В связи с имеющимся у Тестешева  М.М.  заболеванием  ему были выписаны рецепты на бесплатное получение следующих лекарственных препаратов 7319li №1000208605 от 12.02.2019, №1000220216 от 12.04.2019, №1000226005 от  15.05.2019 на  лекарственный препарат ***; №1000208606 от 12.02.2019, №1000214067 от 13.03.2019, №1000217314 от 28.03.2019, №1000220215 от 12.04.2019, №1000226006 от 15.05.2019 на лекарственный препарат ***, №1000208610 от 12.02.2019, №1000214069 от 13.03.2019, №1000220217 от 12.04.2019 на лекарственный препарат ***, №1000217316 от 28.03.2019 на лекарственный препарат ***, №1000220214 от 12.04.2019 на лекарственный препарат ***.

Согласно данным региональной информационной системы Тестешев М.М. по указанным рецептам  данными лекарственными препаратами не обеспечен.

Данный факт  ответчик не оспаривал и доказательств обратного суду  не предоставил.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что  Тестешев М.М.  имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача, суд правомерно возложил на  Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению истца  лекарственными препаратами по назначению врача: 7319li №1000208605 от 12.02.2019, №1000220216 от 12.04.2019, №1000226005 от  15.05.2019 на лекарственный препарат ***; №1000208606 от 12.02.2019, №1000214067 от 13.03.2019, №1000217314 от 28.03.2019, №1000220215 от 12.04.2019, №1000226006 от 15.05.2019 на лекарственный препарат ***, №1000208610 от 12.02.2019, №1000214069 от 13.03.2019, №1000220217 от 12.04.2019 на лекарственный препарат ***, №1000217316 от 28.03.2019 на лекарственный препарат ***, №1000220214 от 12.04.2019 на лекарственный препарат ***.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за не обеспечение  Тестешева М.М. необходимым ему лекарственными препаратами, тем более, что Министерство обязанность по закупке указанного препарата  выполнило, невыдача же их истице произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств  того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что   невыдача  Тестешеву М.М. бесплатно указанных лекарственных препаратов по льготным рецептам  произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен лекарственными препаратами только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача лекарственных препаратов впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить истца лекарственными препаратами только по выписанным врачом рецептам, и не обеспеченным аптечным учреждением,  т.е. не более того. А учитывая то, что  истец постоянно нуждается в приеме указанных  препаратов, соответственно оснований полагать, что он будет обеспечен ими сверх установленной нормы, не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 августа 2019 года, с учётом определения того же суда от 7 октября 2019 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                    Судьи: