Судебный акт
О предоставлении жилья
Документ от 10.12.2019, опубликован на сайте 16.12.2019 под номером 85303, 2-я гражданская, о понуждении к расселению жильцом дома, находящегося в аварийном состоянии, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                                                    33-5061/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               10 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Калашниковой Е.В., Рыбалко В.И.

при секретаре Шумеевой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3559/2019 по апелляционному представлению прокурора Заволжского района г.Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 4 сентября 2019 года, по которому постановлено:

в удовлетворении иска прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах  Сафронова Александра Петровича  к администрации муниципального образования «город Ульяновск»  о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., мнение прокурора Сальникова А.А., поддержавшего доводы апелляционного представления судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Заволжского района г. Ульяновска, действующий в интересах Сафронова А.П., обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма. Требования мотивированы тем, что Сафронов А.П. является нанимателем квартиры ***. Вместе с ним в указанной квартире зарегистрированы и проживают: супруга Сафронова Т.В., сыновья Сафронов А.А., Сафронов С.А., Сафронов В.А., внуки С*** А.С., С*** В.В., С*** В.В. Общая площадь квартиры составляет 44,28 кв.м. Данный многоквартирный дом находится в аварийном, непригодном для проживания состоянии. На основании заключения межведомственной комиссии №18 от 06.03.2019, жилые помещения в доме №№2,3,4,5,6 признаны непригодными для проживания. Дальнейшее проживание истца с семьей в данном помещении представляет опасность для их жизни и здоровья по причине аварийного состояния несущих конструкций дома. Просил возложить на ответчика обязанность во внеочередном порядке предоставить Сафронову А.П. другое жилое помещение по договору социального найма, которое должно быть благоустроенным, отвечать установленным требованиям и находиться в границах МО «город Ульяновск» с составом семьи из 8 человек.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, Финансовое управление администрации города Ульяновска.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Заволжского района г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое судебное решение об удовлетворении исковых требований.

Считает, что вывод суда о наделении нанимателя Сафронова А.П. с составом семьи 5 человек учетной нормой жилой площади, поскольку в квартире фактически проживают только супруги Сафроновы, является несостоятельным, так как согласно сведениям ОРУГ в спорном жилом помещение зарегистрировано и постоянно проживает 6 человек. Кроме того, на основании заключения Межведомственной комиссии № 18 от 06.03.2019 квартира признан непригодной для проживания, следовательно такое жилое помещение не следует рассматривать в качестве учетной нормы. Обращает внимание суда, что семья Сафроновых с учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не снята. Не соглашается с выводом суда об отсутствии реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью семьи нанимателя. Ссылается на положения статьи 85 ЖК РФ, в соответствии с которыми гражданам предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сафронов А.П. с составом семьи 5 человек (он, жена, трое детей) состоит на учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма с 1988 года. Истец с семьей проживает в квартире ***.

Согласно заключению межведомственной комиссии, утвержденной постановлением администрации города Ульяновска от 09.01.2019 №2, 6 марта 2019 года квартиры *** в доме *** признаны непригодными для проживания. Постановлением Главы города постановление администрации города от 08.07.2019 дополнено словами «с последующим переводом их в нежилые помещения».

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал на то, что обязательным условием предоставления во внеочередном порядке иного жилого помещения взамен признанного аварийным и подлежащим сносу является наличие опасности для жизни и здоровья проживающих в таком жилом помещении граждан, доказательств чему истцом не представлено. Кроме того, суд исходил из того, что Сафронов А.П. обеспечен нормой жилья.

Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции сделаны с нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сафронов А.П. с 1988 г. состоит в очереди лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, и относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, предусмотренной положениями пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции не учел, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

С учетом изложенного судебная коллегия находит, что допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Сафронова А.П. в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения о признании за Сафроновым Александром Петровичем с членами семьи, проживающими в квартире *** право на получения вне очереди жилого  помещения по договору социального найма.

Требования прокурора о предоставлении жилья с определением количества комнат и размера площади  квартиры не могут быть удовлетворены. Согласно п. 35 Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утвержденных Приказом Минстроя России от 06.04.2018 №216/пр. перед предоставлением жилых помещений гражданам необходимо вновь представить в орган, осуществляющий принятие на учет, документы, предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса, а также письменное обязательство совершеннолетних членов семьи об освобождении после получения жилого помещения ранее занимаемой жилой площади на условиях социального найма, за исключением случаев предоставления жилого помещения в дополнение к имеющемуся жилому помещению. Такой пакет документов, позволяющий определить размеры предоставляемой истцам жилой площади, не представлен.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 4 сентября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Иск прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах  Сафронова Александра Петровича  к администрации муниципального образования «город Ульяновск»  удовлетворить частично.

Признать за Сафроновым Александром Петровичем с членами семьи, проживающими в квартире *** право на получения вне очереди жилого  помещения по договору социального найма.

 

Председательствующий

 

Судьи: