Судебный акт
О взыскании стомимости самостоятельно приобретенного средства реабилитации
Документ от 03.12.2019, опубликован на сайте 19.12.2019 под номером 85295, 2-я гражданская, об обязании обеспечить опорой для ползанья, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                                        Дело № 33-4905/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    3 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-3059/2019 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 августа 2019 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования Жидовой Марины Геннадьевны, действующей в интересах несовершеннолетнего С*** Д*** Н***, удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Жидовой Марины Геннадьевны денежную компенсацию за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации в размере 140 666 руб. 12 коп.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Стенькиной А.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Жидовой М.Г., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска в интересах Жидовой М.Г., действующей в интересах несовершеннолетнего С*** Д.Н., *** года рождения, обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ-УРО ФСС РФ) о взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации. В обоснование иска указал, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (далее  также – ИПР) ребенка-инвалида он подлежит обеспечению следующими средствами реабилитации: о*** д*** п*** д*** д***-и***, о*** д*** с*** д*** д***-и***, о*** д*** с*** д*** д***-и***, х*** с п*** о***,  п*** д*** с*** п*** *** ш***., к***-к*** с р*** п*** к*** и п*** п*** *** ш***.,  к*** ж*** ф***, а*** н*** в*** н*** в к*** *** ш***., т*** н*** в*** р*** в *** *** ш***.,  т*** н*** в*** н*** в к*** *** ш***.,  о*** о*** н*** у*** и н*** п*** п*** *** п***,  п*** п*** г***, о*** б***,  по***. Законный представитель ребенка - Жидова М.Г.  обратилась к ответчику с заявлением об обеспечении указанными техническими средствами реабилитации (далее – ТСР), однако до настоящего времени р***-и*** предусмотренными его ИПР техническими средствами реабилитации не обеспечен.

Также в суд обратилась Жидова М.Г. с иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации в сумме 147 600 руб. В обоснование иска указала, что она является законным представителем р***-и*** С*** Д.Н., *** года рождения. Согласно ИПР р***-и*** он нуждается в таких технических средствах реабилитации как ***.  Поскольку указанные ТСР ребенку не были предоставлены, истец вынуждена была приобрести их за собственные денежные средства, на что потратила 147 600 руб. В декабре 2018 года она обратилась в органы соцзащиты населения с заявлением о выплате данной компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР, однако в марте 2019 года ей от ответчика пришел письменный отказ в компенсации на том основании, что к документам не приложены кассовые чеки. Считала данный отказ незаконным.

Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23 июля 2019 года указанные гражданские дела объединены в одно производство.

Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 9 августа 2019 года производство по требованиям прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в интересах Жидовой М.Г., действующей в интересах несовершеннолетнего С*** Д.Н., об обеспечении ребенка-инвалида средствами технической реабилитации согласно ИПР: о*** д*** п*** д*** д***-и***, о*** д*** с*** д*** д***-и***, о*** д*** с*** д*** д***-и*** х*** с п*** о***,  п*** д*** с*** п*** *** ш***., к***-к*** с р*** п*** к*** и п*** п*** *** ш***.,  к*** ж*** ф***, а*** н*** в*** н*** в к*** *** ш***., т*** н*** в*** р*** в к*** *** ш***.,  т*** н*** в*** н*** в к*** *** ш***.,  о*** о*** н*** у*** и н*** п*** п*** *** п***,  п*** п*** г***, о*** б***,  п*** было прекращено в связи с отказом законного представителя несовершеннолетнего от данной части исковых требований.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ИП Царапкину О.А., ОГКУСО «ЦСА для лиц БОМЖ в г.Ульяновске» и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ-УРО ФСС РФ не соглашается с решением суда, считает его незаконным, просит его отменить, принять по делу новое судебное решение. В обоснование жалобы указывает, что законному представителю ребенка-инвалида было отказано в возмещении расходов за самостоятельно приобретенные ТСР по причине отсутствия кассового чека продавца – ИП Царапкиной О.А. Полагает, что в силу действующего законодательства при отсутствии кассового чека товарный чек не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим факт расчета между продавцом – ИП Царапкиной О.А. и покупателем – Жидовой М.Г. В материалах дела отсутствуют гарантийные талоны ТСР, паспорта на них и отметки в последних о продаже. Полагает, что при определении размера компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР суд неправомерно исходил из стоимости ТСР по государственным контрактам, представленным ОГКУСО «ЦСА для лиц БОМЖ в г.Ульяновске» от 2018 года. Ссылаясь на п. 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н, настаивает на том, что в рассматриваемом случае стоимость ТСР для выплаты компенсации должна определяться по результатам последней по времени осуществления закупки ТСР, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проведенной уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Приволжского федерального округа, а именно: стоимость аппарата на всю ногу по государственному контракту ГУ-РО ФСС по Республике Мордовии от 28 сентября 2018 года; стоимость тутора на всю руку – по государственному контракту ГУ-РО ФСС по Республике Мордовия от 19 сентября 2018 года; стоимость брюк ортопедических – по государственному контракту ГУ-Пензенское РО ФСС РФ от 6 сентября 2018 года; стоимость корсета жесткой фиксации – по государственному контракту ГУ РО ФСС по Республике Мордовия от 25 сентября 2018 года. В таком случае размер компенсации составит 102 874 руб. 48 коп.

В возражениях на апелляционную жалобу Жидова М.Г. просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, несовершеннолетний С*** Д.Н., *** года рождения, является р***-и***.

20 декабря 2017 года несовершеннолетнему оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой он подлежит обеспечению в том числе следующими техническими средствами реабилитации: к*** ж*** ф*** – *** шт., а*** н*** в*** н*** – *** шт., о*** б*** – *** шт., т*** н*** в*** р*** – *** шт.

Данные ТСР были приобретены законным представителем несовершеннолетнего Жидовой М.Г. самостоятельно у ИП Царапкиной О.А, а именно: 25 декабря 2018 года - а*** н*** в*** н*** стоимостью 104 000 руб.; 26 ноября 2018 года - т*** н*** в*** *** – 20 000 руб.; 17 декабря 2018 года – о*** б*** – 5600 руб.; 17 декабря 2018 года – к*** ж*** фиксации – 18 000 руб.

30 ноября и 26 декабря 2018 года Жидова М.Г. обратилась в областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» с заявлением о возмещении расходов за самостоятельно приобретенные ТСР.

15 марта 2019 года ГУ-УРО ФСС РФ отказало законному представителю в выплате компенсации в связи с отсутствием у нее кассовых чеков на приобретенные для ребенка-инвалида ТСР.

На момент рассмотрения дела компенсация законному представителю р***-и*** за самостоятельно приобретенные ТСР не выплачена.

Полагая права р***-и*** нарушенными, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, *** относятся к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п.4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу п. 5 Правил от 7 апреля 2008 года уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда в части взыскания с ответчика в пользу законного представителя несовершеннолетнего ребенка-инвалида денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации по ценам государственных контрактов, исполненных  Центром обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске к моменту подачи законным представителем заявления (по состоянию на ноябрь и декабрь 2018 года) является правильным.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ, и Порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н (далее – Приказ № 57н), который предусматривает, что компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н установлено, что  компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (пункт 3 Приказа № 57н).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме.

В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации (пункт 4 Приказа № 57н).

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления документа, удостоверяющего личность (пункт 5 Приказа № 57н).

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации (пункт 6 Приказа № 57н).

Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте «б» пункта 5 Порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункт 7 Приказа №57н).

Поскольку ТСР законным представителем р***-и*** были приобретены в 2018 году, тогда же в 2018 году (30 ноября и 26 декабря 2018 года) законный представитель обратилась с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации в уполномоченный орган - Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске, и данный орган имел исполненные государственные контракты на закупку ТСР, суд первой инстанции верно определил размер компенсации, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца.

Доводы апелляционной жалобы о том, что расходы законного представителя за самостоятельно приобретенные ТСР не подтверждены надлежащими документами, а именно кассовым чеком, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены судебного решения.

Из приведенных выше положений закона следует, что расходы на приобретение ТСР должны быть подтверждены инвалидом документально, и в рассматриваемом случае таким документом является товарный чек.

Сам факт нуждаемости ребенка-инвалида в приобретенных законным представителем ТСР и их приобретения ответчиком не оспаривается.

Отсутствие кассового чека не может быть поставлено в вину стороне истца, и являться поводом для отказа в выплате спорной компенсации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи