Судебный акт
Отказ в возмещении морального вреда
Документ от 03.12.2019, опубликован на сайте 19.12.2019 под номером 85292, 2-я гражданская, о компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Романова М.А.                                                        Дело № 33-4839/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  3 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-2111/2019 по апелляционной жалобе Шумайлова Станислава Павловича на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 11 июня 2019 года с учётом определения того же суда об исправлении описки от 4 октября 2019 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Шумайлова Станислава Павловича к Российской Федерации в лице Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда в размере 3 000 000 руб. за счет средств казны Российской Федерации – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Федеральной службы безопасности, Управления Федеральной службы безопасности по Ульяновской области Пугачевой Э.Р., высказавшей  возражения по доводам жалобы, прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Шумайлов С.П. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее – ФСБ РФ) о взыскании компенсации морального вреда. В обосновании иска указал, что 22 ноября 2018 года он уволен из рядов ФСБ РФ в запас по болезни. Заболевание он получил в период с 2015 года по 2017 год во время прохождения военной службы на Северном Кавказе (Чеченская Республика), где неоднократно принимал участие в контртеррористических операциях. Вместе с тем, заболевание развилось ввиду занятий и сдачи зачётов по физической подготовке, о чем имеются соответствующие записи в медицинской книжке. Поскольку он имел статус военнослужащего, должен был в обязательном порядке заниматься и сдавать зачеты по физической подготовке. В связи с заболеванием в мае 2017 года он перестал чувствовать левую ногу, а в последующем и правую. В июне 2017 года он проходил лечение в стационаре МСЧ УФСБ России по Ставропольскому краю. Там же проведено МРТ поясничного  отдела позвоночника – выявлена ***. Решением военно-врачебной комиссии УФСБ России по  *** Республике он признан нуждающимся в стационарном лечении в условиях Главного Клинического Военного госпиталя (далее - ГКВГ) ФСБ России. 28 июня 2017 года он был госпитализирован в *** отделение ГКВГ, где 3 июля 2017 года ему выполнена операция – *** Реабилитацию он проходил за свой счет, однако она не дала положительных результатов. С 21 февраля по 15 марта 2018 года  он проходил повторное лечение, ему была выполнена повторная операция по ***. Дальнейшее лечение вновь положительного результата не принесло. На основании ст.ст.66-б, 26-б, 13-е, 59-в графы III расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565) он признан ограниченно годным к военной службе (категория «В»). Он уволен из рядов ФСБ РФ по болезни. 12 декабря 2018 года ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» ему установлена третья группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период военной службы. Просил взыскать с ответчика 3 000 000 рублей в счет компенсации причиненного морального вреда.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Управление Федеральной службы безопасности по Ульяновской области (далее – УФСБ по Ульяновской области, Управление) и, рассмотрев  исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Шумайлов С.П. считает решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Не соглашается с выводом суда о том, что в период с 1 августа 2002 года по 22 ноября 2018 года он проходил военную службу, так как он служил в органах ФСБ РФ. Полагает, что суд необоснованно не принял во внимание его документально подтвержденные доводы о возникновении болезни после занятий по физической подготовке, которые относятся к числу служебных обязанностей. Хирургические операции на позвоночнике свидетельствуют о причинении ему физических и нравственных страданий. Не соглашается с выводом суда о том, что заболевание, полученное в период военной службы, не является основанием для выплаты денежной компенсации морального вреда. Суд не учел, что заболевание он получил в Чеченской Республике, то есть в регионе со сложной оперативной обстановкой.

В возражениях на апелляционную жалобу УФСБ по Ульяновской области, ФСБ России, прокурор Засвияжского района города Ульяновска просят оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 1 августа 2002 года по 22 ноября 2018 года Шумайлов С.П. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации,  федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба,  исключен из списков личного состава в/ч 3606  (г. Екатеринбург) с 22 ноября 2018 года,  находится на пенсионном обеспечении в УФСБ по Ульяновской области. 

Заключением военно-врачебной комиссии (свидетельство о болезни №489) Шумайлову С.П. установлен диагноз: ***

Согласно указанному  заключению военно-врачебной комиссии заболевание получено Шумайловым С.П. в период военной службы,   истец признан   ограниченно годным  к военной службе (категория годности «В»).

12 декабря 2018 года Шумайлову С.П. впервые Бюро № *** – филиалом ФКУ «***» на срок до 1 января 2020 года установлена *** группа инвалидности по заболеванию, полученному в период военной службы.

Шумайлов С.П., полагая, что в связи с наличием заболевания, полученного в период военной службы, и установлением в связи с данным заболеванием группы инвалидности, он имеет право на возмещение морального вреда, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом (пункт 3 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года № 6), суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Из приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что, по общему правилу, необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.

Следовательно, обязанность по компенсации морального вреда может быть возложена на государственные органы или должностных лиц этих органов при наличии вины указанных органов и лиц в причинении вреда. Если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также его вину, то основания для компенсации морального вреда по правилам норм главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Как указано выше, Шумайлов С.П. проходил военную службу, в период которой получил указанное выше заболевание.

Сведений о противоправных действиях и о наличии вины должностных лиц ФСБ России, УФСБ по Ульяновской области в непосредственном причинении вреда жизни и здоровью Шумайлова С.П. в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Шумайлова С.П., поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы об обратном также несостоятельны, в связи с чем не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены судебного решения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 11 июня 2019 года с учётом определения того же суда об исправлении описки от 4 октября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шумайлова Станислава Павловича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи