Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 26.11.2019, опубликован на сайте 16.12.2019 под номером 85267, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственным препаратом, возмещении расходов на приобретение лекарства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                                      Дело № 33-4922/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                26 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3408/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 августа 2019 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в интересах Валеева Рубина Хиснетулловича удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Валеева Рубина Хиснетулловича лекарственными препаратами Б*** по рецепту от 24.04.2019; А*** по рецептам от 05.03.2019, 24.04.2019; Г*** по рецептам от 05.03.2019, 24.04.2019.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Валеева Рубина Хиснетулловича в счет возмещения расходов, затраченных на приобретение лекарственных препаратов Б***, А***, Г***, 1054 рубля 90 копеек.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Валеева Рубина Хиснетулловича лекарственным препаратом Г*** по рецепту от 05.03.2019.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Валеева Р.Х к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении лекарственными препаратами, взыскании убытков.

В обоснование иска указал, что Валеев Р.Х., *** г.р., является и*** т*** группы, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с диагнозами: «А*** г***», «С*** д***».

Лечащим врачом поликлиники ГУЗ «Городская поликлиника № 4» истцу назначены препараты Б***, А***, Г***.

Между тем, аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» выписанные ГУЗ «Городская поликлиника № 4» льготные рецепты на лекарственные препараты: Б*** от 24.04.2019; А*** от 05.03.2019, 24.04.2019; Г*** от 05.03.2019 и 24.04.2019 не обеспечены.

В связи с изложенным Валеев Р.Х. вынужден был приобрести препараты на собственные средства: 24.04.2019 Б*** на сумму 98 руб., 19.03.2019 А*** на сумму 327 руб., 08.04.2019 - на сумму 365,90 руб., 29.04.2019 - на сумму 145 руб.; 07.05.2019 Г*** на сумму 119 руб., а всего на сумму 1054 руб. 90 коп.

Просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Валеева Р.Х. лекарственными препаратами Б*** по рецепту от 24.04.2019, А*** по рецептам от 05.03.2019, 24.04.2019, Г*** по рецептам от 05.03.2019, 24.04.2019; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Валеева Р.Х. в счет возмещения расходов, затраченных на приобретение лекарственных препаратов Б***, А***, Г***, 1054 руб. 90 коп.; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Валеева Р.Х. лекарственным препаратом Г*** по рецепту от 05.03.2019.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника № 4», Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом. Считает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Обращает внимание на то, что рецепты действительны в течение 30 дней со дня оформления, и тем самым Министерство не имеет возможности выдать лекарственный препарат вследствие истечения срока годности рецептов. Дополняет, что медицинские показания могут измениться, и Валеев Р.Х. возможно будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Просит учесть, что лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Также указывает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства и медицинские изделия впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Просит учесть, что лечащий врач выписывает пациенту льготный рецепт на лекарственный препарат в дозах, указанных в медицинской инструкции к лекарственному препарату, и не может его превысить в целях исполнения решения суда.

В возражении на жалобу прокурор Засвияжского района г. Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Валеев Р.Х., *** г.р., является и*** *** группы в связи с имеющимся заболеванием «с*** д***», имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета.

Валееву Р.Х. лечащим врачом ГУЗ «Городская поликлиника № 4» назначены препараты Б***, А***, Г***.

Аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» выписанные ГУЗ «Городская поликлиника № 4» льготные рецепты на лекарственные препараты Б*** от 24.04.2019, А*** от 05.03.2019 и 24.04.2019, Г*** от 05.03.2019 и 24.04.2019 не обеспечены.

В связи с изложенным Валеев Р.Х. вынужден был приобрести препараты на сумму 1054 руб. 90 коп. за счет собственных средств, в том числе 24.04.2019 Б*** на сумму 98 руб., 19.03.2019 А*** на сумму 327 руб., 08.04.2019 - на сумму 365,90 руб., 29.04.2019 - на сумму 145 руб.; 07.05.2019 Г*** на сумму 119 руб. Расходы подтверждены товарными и кассовыми чеками.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Валеева Р.Х. лекарственными препаратами и взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Право на льготное лекарственное обеспечение истца ответчиками не оспаривается.

Поскольку в обеспечении необходимыми для лечения лекарственными препаратами истцу было отказано, Валеев Р.Х. вынужден был приобретать их за собственные денежные средства. Учитывая, что расходы на приобретение лекарственных препаратов Б***, А*** и Г*** за личные денежные средства подтверждены документально, суд первой инстанции, с учетом вышеприведенных правовых норм, обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных препаратов в размере 1054 руб. 90 коп. Размер указанных расходов ответчиком не оспаривался.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Валеева Р.Х. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что невыдача Валееву Р.Х. бесплатно лекарственных препаратов по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Несостоятельными являются и доводы жалобы об отсутствии оснований для обеспечения истца спорными лекарственными препаратами в виду возможного изменения медицинских показаний, а также истечения срока годности рецепта, поскольку из материалов дела следует, что медикаментозная терапия назначена истцу в связи с наличием имеющегося у него заболевания «сахарный диабет».

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи