Судебный акт
Оспаривание нормативно-правового акта
Документ от 09.12.2019, опубликован на сайте 30.12.2019 под номером 85260, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-362/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

9 декабря 2019 года                                                                    город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

 

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Кузине Д.Г.,

с участием прокурора Ульяновской области Хуртина С.А., старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Ульяновской области Сальникова А.А.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Фаловой Галины Васильевны о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования «Чуфаровское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области от  24 декабря 2018 г. № 22 «Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального образования Чуфаровское городское поселение»,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Решением Совета депутатов МО «Чуфаровское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области от 24 декабря 2018г. № 22 утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального образования Чуфаровское городское поселение».

Пунктом 18 указанного Положения предусмотрено, что ежемесячная пенсия за выслугу лет при наличии  стажа муниципальной службы устанавливается в таком размере, чтобы сумма страховой пенсии и ежемесячной пенсии за выслугу лет к нему составляла 45% месячного денежного содержания муниципального служащего.

Размер ежемесячной пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы сверх стажа, продолжительность которого для назначении пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», сумма страховой пенсии и ежемесячной пенсии за выслугу лет к нему не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего.

Пунктом 19 указанного Положения предусмотрено, что размер месячного денежного содержания (среднемесячного заработка), исходя из которого исчисляется ежемесячная пенсия за выслугу лет, не должен превышать 2,3 должностного  оклада и надбавки за классный чин (0,8 месячной оплаты труда) по замещавшейся должности муниципальной службы.

Пунктом 24 Положения предусмотрено, что размер ежемесячной пенсии за выслугу лет в любом случае не может быть ниже 1000 рублей и не может превышать 5000 руб.

Фалова Г.В., являющаяся получателем пенсии за выслугу лет, как лицо, замещавшее высшую муниципальную должность главы администрации МО «Чуфаровское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области, обратилась в суд с административным иском, уточненном в ходе рассмотрения дела, о признании не действующими пунктов 18, 19, 24 указанного Положения, как противоречащих положениям Федерального закона от 15 декабря 2001г. №169-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральном закону от 2 марта 2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»,  Закону Ульяновской области от 9 ноября 2010г. №179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области».

Указала на то, что размер пенсионного обеспечения муниципального служащего должен быть сопоставим с размером пенсионного обеспечения государственного гражданского служащего.

Статьей 5 Закона Ульяновской области от 9 ноября 2010г. № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области» предусмотрено, что  пенсия за выслугу лет назначается в размере 45 процентов среднемесячного заработка гражданского служащего (ч.1).

Размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного гражданскому служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 7).

Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента указанной в части 1 настоящей статьи величины за каждый полный год стажа гражданской службы сверх стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, но не более чем до 75 процентов.

Ограничение минимального и максимального размера пенсии за выслугу лет конкретными суммами закон Ульяновской области не предусматривает.

Принятое Советом депутатов МО «Чуфаровское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области Положение № 22 противоречит Закону Ульяновской области № 179-ЗО.

Кроме того, Фалова Г.В. просила возложить на Совет депутатов МО «Чуфаровское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области обязанность принять пункты 18 и 19 Положения в новой редакции, согласно которым пенсия за выслугу лет должна устанавливаться к страховой пенсии по старости (инвалидности) (п.18), а размер месячного денежного содержания (среднемесячного заработка), исходя из которого исчисляется ежемесячная пенсия за выслугу лет, не должен превышать 2,8 должностного оклада (п.19).

В судебном заседании Фалова Г.В. и её представитель Перепелкин С.К. поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - Совета депутатов МО «Чуфаровскоке городское поселение» и заинтересованного лица – муниципального учреждения Администрация МО «Чуфаровское городское поселение» Тюрина В.В.   полагала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В обоснование своей позиции указала на то, что финансирование пенсии за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет собственных доходов  муниципального образования. Бюджет муниципального образования ограничен, представительный орган с учетом бюджетных возможностей вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия выплаты пенсии муниципальным служащим.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Ульяновской области Хуртина С.А. о частичном удовлетворении исковых требований Фаловой Г.В. – признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункта 18 и пункта 24 Положения в части установления максимального размера пенсии за выслугу лет в размере 5000 руб., суд приходит к следующему.

Решением Совета депутатов Совета депутатов МО «Чуфаровское городское поселение» Вешаймского района Ульяновской области № 22 от 24 декабря 2018г. было утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального образования Чуфаровское городское поселение.

Этим же решением признаны утратившими силу решение Совета депутатов муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области от 1 июля 2014г. № 51 «Об утверждении Положения «О порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального образования Чуфаровсое городское поселение, и от 14 октября 2015г. № 26 «О внесении изменений в решение Света депутатов муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области от 1 июля 2014г. № 51.

Согласно ст. 24 Устава МО «Чуфаровское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области Совет депутатов поселения состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Совет депутатов поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от общей численности депутатов, установленной настоящим уставом.

Статьей 26 Устава предусмотрено, что Совет депутатов принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции, на заседаниях. Заседания Совета депутатов поселения не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.  

Оспариваемое истцом решение Совета депутатов было принято на заседании Совета депутатов № 9 от 24 декабря 2018г., на котором присутствовало 10 депутатов. Решение было принято единогласно.

Согласно статье 38 Устава официальное опубликование нормативных правовых актов поселения должно быть произведено не позднее семи дней после принятия нормативного правового акта. Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете муниципального образования Чуфаровское городское поселение «Новости поселения».

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органы местного самоуправления вправе также использовать сайт муниципального образования Чуфаровское городское поселение.

Оспариваемое истцом решение Совета депутатов МО «Чуфаровское городское поселение» было опубликовано в газете «Новости поселения» № 33 от 25 декабря 2018г.

Таким образом, решение Совета депутатов № 22 от 24 декабря 2018г. было принято уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры его принятия и опубликования. Данные обстоятельства административным истцом не оспаривались.

Фаловой Г.В. до 1 ноября 2014г. замещавшей должность главы администрации МО «Чуфаровское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области, на основании распоряжения администрации МО «Чуфаровское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области № 20-к от 25 ноября 2014г. была назначена ежемесячная пенсия за выслугу лет, исходя из стажа муниципальной службы - 22 года 24 дня, в размере 46% месячного денежного содержания муниципального служащего, в сумме ***

В связи с утверждением 24 декабря 2018г. нового Положения размер пенсии Фаловой Г.В. был перерасчитан и составил с 1 января по 30 апреля 2019г. – *** с 1 мая 2019г. по день рассмотрения дела в суде *** руб. (распоряжение администрации МО «Чуфаровское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области № 18-р от 3 декабря 2019г.).

При рассмотрении требования Фаловой Г.В., суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 2 марта 2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон о муниципальной службе) право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11).

В силу пункта 5 части 1 статьи 23 Закона о муниципальной службе муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.

Статьей 24 Закона о муниципальной службе предусмотрено распространение прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего (часть 1); определение размера государственной пенсии муниципального служащего в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (часть 2).

Таким образом, нормы федерального законодательства определяют границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации устанавливают уровень пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10 октября 2013г. № 1591-О указал на то, что законоположение, содержащееся в части 1 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 этого же федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к данному федеральному закону.

Основания возникновения права на пенсию за выслугу лет и порядок ее назначения государственным гражданским служащим Ульяновской области установлены Законом Ульяновской области от 9 ноября 2010г. № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области» (принят ЗС Ульяновской области 28 октября 2010г.).

Согласно части 1 статьи 5 указанного закона пенсия за выслугу лет назначается в размере 45 процентов среднемесячного заработка гражданского служащего.

Частями 7 и 8 указанной статьи предусмотрено, что размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного гражданскому служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента указанной в части 1 настоящей статьи величины за каждый полный год стажа гражданской службы сверх стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», но не более чем до 75 процентов.

Пунктом 18 оспариваемого истцом Положения предусмотрено, что ежемесячная пенсия за выслугу лет при наличии  стажа муниципальной службы устанавливается в таком размере, чтобы сумма страховой пенсии и ежемесячной пенсии за выслугу лет к нему составляла 45 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего. Размер ежемесячной пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы сверх стажа, продолжительность которого для назначении пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», сумма страховой пенсии и ежемесячной пенсии за выслугу лет к нему не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего.

Пунктом 19 указанного Положения предусмотрено, что размер месячного денежного содержания (среднемесячного заработка), исходя из которого исчисляется ежемесячная пенсия за выслугу лет, не должен превышать 2,3 должностного оклада и надбавки за классный чин (0,8 месячной оплаты труда) по замещавшейся должности муниципальной службы.

Пунктом 24 Положения предусмотрено, что размер ежемесячной пенсии за выслугу лет в любом случае не может быть ниже 1000 рублей и не может превышать 5000 руб.

В данном случае пункт 18 Положения противоречит закону Ульяновской области, поскольку размер пенсии муниципального служащего за выслугу лет определяется не только с учетом стажа работы и размера денежного содержания муниципального служащего, но и зависит от размера его страховой пенсии. 

В соответствии с п. 18 Положения размер пенсии Фаловой Г.В.за выслугу лет с 1 января 2019г. составил ***  Ранее размер пенсии составлял ***

Также противоречащим закону Ульяновской области № 179-ЗО является и пункт 24 Положения в части установления максимального размера пенсии муниципального служащего в сумме 5000 руб.

Установив фиксированный максимальный размер пенсии за выслугу лет, Совет депутатов муниципального образования «Чуфаровское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области фактически предусмотрел одинаковое для всех правило пенсионного обеспечения лиц, замещающих муниципальные должности, независимо от их стажа работы и среднемесячного денежного содержания, которое отличается от правил пенсионного обеспечения государственных служащих Ульяновской области, установленных региональным законодательством, ухудшив тем самым положение вышеназванных лиц по сравнению с государственными гражданскими служащими Ульяновской области.

Как следует из представленного в суд ответчиком расчета, размер пенсии Фаловой Г.В. с 1 мая 2019г. по новому Положению  с учетом её стажа и среднемесячного денежного содержания  составил *** с 1 октября 2019г. – *** Однако, учитывая п. 24 Положения, размер пенсии был ограничен ***

При  подобном правовом регулировании такой критерий, как стаж муниципальной службы, практически не имеет значения  для расчета пенсии. 

Учитывая вышеизложенное, требования Фаловой Г.В. о признании недействующими пункта 18 и пункта 24 Положения в части установления максимального размера пенсии в сумме 5000 руб. подлежат удовлетворению.

Вместе с тем суд не находит оснований для признания недействующим пункта 19 Положения в части ограничения размера месячного денежного содержания (среднемесячного заработка), исходя из которого исчисляется ежемесячная пенсия за выслугу лет,  2,3 должностного оклада и надбавки за классный чин (0,8 месячной оплаты труда) по замещавшейся должности муниципальной службы. Данный пункт Положения не противоречит  части 7 статьи 5 Закона Ульяновской области № 179-ЗО, согласно которой размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного гражданскому служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законом Ульяновской области установлен лишь максимальный размер среднемесячного заработка, подлежащего учету при расчете пенсии за выслугу лет муниципальному служащему.

Учитывая, что пенсия муниципальному служащему выплачивается за счет средств муниципалитета, орган местного самоуправления вправе был установить индекс в меньшем размере, чем предусмотрено законом субъекта. 

Предусмотренное Положением ограничение размера денежного содержания муниципального служащего, из которого производится расчет пенсии за выслугу лет, соответствует положениям Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ, который предусматривает, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований (часть 9 статьи 34); исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 53).

По этим же мотивам не подлежат удовлетворению требования         Фаловой Г.В. о признании незаконным установленного Положением минимального размера пенсии за выслугу лет в сумме 1000 руб. Кроме того, установление минимального размера пенсии за выслугу лет в сумме 1000 руб. прав Фаловой Г.В. не нарушает.

В соответствии с ч. 4 ст. 215 КАС РФ пункты 18 и 24 (в части установления максимального размера пенсии в сумме 5000 руб.) Положения следует признать недействующими с момента принятия нормативного правового акта, поскольку его применение привело к существенному нарушению прав истца.

Как следует  из материалов дела, пенсия за выслугу лет Фаловой Г.В. не выплачивалась с 1 января 2019г. и была выплачена ей только в ноябре 2019 в новом размере за период с января по ноябрь 2019 года.  В связи с применением нового Положения размер пенсии Фаловой Г.В. существенно снизился.

Учитывая, что пункт 18 Положения не соответствует требованиям действующего законодательства в части исчисления размера пенсии за выслугу лет муниципального служащего с учетом размера его страховой пенсии, суд считает необходимым возложить на Совет депутатов МО «Чердаклинское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области обязанность  принять п. 18 Положения в новой редакции.

Срок на обращение в суд Фаловой Г.В. не пропущен, поскольку согласно ч. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

Административные исковые требования Фаловой Галины Васильевны удовлетворить частично.

Признать не действующими со дня принятия пункт 18 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального образования Чуфаровское городское поселение», утвержденного решением Совета депутатов МО «Чуфаровское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области от 24 декабря 2018г. № 22, в части учета при исчислении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим размера страховой пенсии, и пункт 24 Положения в части установления максимального размера ежемесячной пенсии за выслугу лет в сумме 5000 рублей.

Возложить на Совет депутатов МО «Чуфаровское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области обязанность принять пункт 18 Положения  в новой редакции в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятии настоящего судебного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании муниципального образования «Чуфаровское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований Фаловой Галине Васильевне отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья:                                                                    Трифонова Т.П.