Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 26.11.2019, опубликован на сайте 12.12.2019 под номером 85249, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                                      Дело № 33-4730/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               26 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-3369/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 июля 2019 года,  по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Колесникова Андрея Александровича о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Колесникова Андрея Александровича лекарственными препаратами: T*** *** в количестве *** упаковки по выписанному рецепту от 30.05.2019.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Обратить решение к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Колесникова А.А. к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

В обоснование иска указал, что Прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска проведена проверка по обращению Колесникова А.А. о нарушении его прав на предоставление ему льготного обеспечения лекарственными средствами, в ходе, которой установлено, что Колесников А.А*** года рождения, являясь и*** *** группы, состоит на диспансерном наблюдении в ГУЗ «Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова» с диагнозом: р*** ск***. 30.05.2019 Колесникову А.А.         был   выписан     рецепт на получение лекарственного препарата F*** *** мг № *** в количестве *** упаковки. 30.05.2019 Колесникову А.А. был выписан рецепт на получение лекарственного препарата T*** *** в количестве *** упаковки.  При этом согласно отчету АО «УльяновскФармация» о получении лекарственных средств льготником, Колесниковым А.А. названными выше лекарственными препаратами по рецептам не обеспечен. Таким образом, права Колесникова А.А. на льготное получение лекарственных препаратов грубо нарушены.

Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Колесникова А.А. лекарственными препаратами:        F*** (ф***) *** мг № *** в количестве *** упаковки по выписанному рецепту от 30.05.2019, T*** (т***) *** мг№ *** в количестве 2 упаковки по выписанному рецепту от 30.05.2019.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника №3».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Считает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться, в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Поясняет, что действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата. Обращает внимание на то, что рецепты действительны в течение 30 дней со дня оформления, и тем самым Министерство не имеет возможности выдать лекарственный препарат вследствие истечения срока годности рецептов. Кроме того, дополняет, что медицинские показания могут измениться, и Колесников А.А. возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Просит учесть, что  лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Также указывает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства и медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Вместе с тем добавляет, что согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н не предусмотрена возможность выписки врачом льготных рецептов с целью восполнения по решению суда недостающего пациенту количества лекарственных препаратов в соответствии с рекомендациями. При этом указывает, что лечащему врачу запрещено оформлять рецепты при отсутствии у пациента медицинских показаний. 

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области, представителей третьих лиц АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника №3», истца Колесникова  А.А., надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Колесников А.А., *** года рождения, является и*** *** группы, состоит на диспансерном наблюдении в ГУЗ «Городская поликлиника №1 им. С.М. Кирова» с диагнозом: р*** с***, ц*** ф***, в***о-п*** т***. П***-м*** с***. Т***, г*** в*** в н*** к***, в*** а*** с*** с н*** ф*** н*** ***, к***, х*** и имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета.

30 мая 2019 года ему был выписан льготный рецепт на лекарственный препарат F*** *** мг №*** в количестве *** упаковки. В это же день Колесникову А.А. был выписан рецепт на лекарственный препарат T*** *** мг №*** в количестве *** упаковки.

Согласно отчету АО «УльяновскФармация» о получении лекарственных препаратов Колесников А.А. лекарственным средством T*** *** мг №*** в количестве *** упаковки по рецепту от 30 мая 2019 года не обеспечен.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Спорный лекарственный препарат включен в соответствующий Перечень лекарственных препаратов на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 №2738-р.

Колесников А.А. на основании ст.ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями по рецептам на лекарственные препараты и медицинские изделия.

Учитывая, что Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положение о предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным. Отсутствие лекарственных препаратов в аптечной сети не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Колесникова А.А. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Ссылка в жалобе на невозможность обеспечения лекарственными препаратами  по рецептам, срок действия которых истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи