Судебный акт
Компенсация за неисполнение решения - отказ
Документ от 09.12.2019, опубликован на сайте 13.12.2019 под номером 85188, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-371/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

9 декабря 2019 года                                                                              г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Кузине Д.Г.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Распаевой Надежды Владимировны к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Распаева Н.В. обратилась  суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 декабря 2016г.  (гражданское дело № 2-3936/2016)  были удовлетворены её исковые требования: на Министерство строительства,  жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области возложена обязанность обеспечить её благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Димитровград».

На основании данного решения суда было возбуждено исполнительное производство.   Однако на момент обращения в суд с настоящим иском решение суда не исполнено.

В связи с этим Распаева Д.С. просила присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500 000 руб., а также взыскать судебные расходы в виде госпошлины в сумме 300 руб.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

Представитель административного ответчика Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие и в удовлетворении иска отказать. В обоснование своей позиции по делу указал на то, что Министерство финансов не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку  решение суда  не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а возлагает исполнение решения суда на Министерство строительства,  жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, правопреемником которого является Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство).

Кроме того,  считает размер компенсации завышенным.

Указывает на то, что Министерство предпринимало меры к исполнению судебного решения. С 2013 года постоянно проводится работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов; приобретено 716 квартир по государственным контрактам на территории Ульяновской области. Таким образом, в действиях Министерства отсутствует нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. В Законе Ульяновской области от 21 декабря 2018г. № 173-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрены средства в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений.

В целях финансовой поддержки детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014г. № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» определена сумма  ежемесячной денежной компенсации в размере 4 тыс. руб.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменных возражениях просит в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что Министерством систематически проводится работа по приобретению в государственную собственность благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов.  

По итогам проведенных в 2015, 2016 годах аукционов на приобретение в собственность жилых помещений для детей-сирот в муниципальном образовании «город Димитровград» заключены государственные контракты на приобретение 130 квартир.

В 2017-2918 годах торги по приобретению в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений, расположенных в муниципальном образовании «город Димитровград», не проводились из-за отсутствия денежных средств в областном бюджете Ульяновской области.

В 2019 году также планируется объявление аукционов по приобретению жилья.

Кроме того, Министерство неоднократно обращалось к Министру финансов Ульяновской области с целью выделения дополнительного финансирования мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот. Самостоятельно, за счет внутренних резервов Министерство было лишено возможности исполнить решение суда. Заявленную административным истцом сумму компенсации считает необоснованно завышенной.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменных возражений в суд не направил.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав  материалы дела, обозрев гражданское дело Димитровградского городского суда Ульяновской области № 2-3936/2016, материалы исполнительного производства № 54862/19/73017-ИП, суд приходит к следующему. 

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от    29 марта 2016г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В п. 19 данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что  согласно части 8 статьи 3 Закона о компенсации, части 4 статьи 250 КАС РФ, части 3 статьи 222.1 АПК РФ заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается в течение шести месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В случае, если производство по исполнению судебного акта не окончено, заявление о компенсации может быть подано не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 декабря 2016г. по гражданскому делу № 2-3936/2016 были удовлетворены исковые требования прокурора г.Димитровграда, действующего в интересах Распаевой Н.В.: на Министерство строительства,  жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области возложена обязанность обеспечить Распаеву Н.В. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании «город Димитровград» Ульяновской области.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 14 февраля 2017г. указанное решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

20 февраля 2017г. в адрес Распаевой Н.В. судом был направлен исполнительный лист, который ею получен не был.

Фактически Распаева Н.В. получила исполнительный лист 04 мая 2017г.

Указанный исполнительный лист был предъявлен Распаевой Н.В. в ОСП 30 августа 2019г. Исполнительное производство возбуждено 03 сентября 2019г.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, право на обращение в суд с иском о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок  у Распаевой Н.В. не возникло. 

Распаева Н.В. имеет право на обращение в суд с иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения суда в разумный срок не ранее, чем через 8 месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.

Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении исковых требований Распаевой Н.В.  следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

 

Р Е Ш И Л:

 

В удовлетворении административного искового заявления Распаевой Надежды Владимировны к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на  исполнение судебного акта в разумный срок, взыскании расходов по оплате госпошлины отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                  Трифонова Т.П.