Судебный акт
Ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ
Документ от 28.11.2019, опубликован на сайте 03.12.2019 под номером 84982, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 9.1 ч.1, Оставлено без изменения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Завгородняя Т.Н.                                                 Дело №12-239/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 28 ноября 2019 г.

 

Судья Ульяновского областного суда Жаднов Ю.М.,

при секретере Голышевой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Кочетовой Татьяны Александровны, действующей в защиту интересов закрытого акционерного общества «Крупянщик-АГРО», на постановление судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от 23 сентября 2019 года (с учетом определения об исправлении описки от 2 октября 2019 года) в отношении закрытого акционерного общества «Крупянщик-АГРО» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л:

 

18 июля 2019 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки, проводимой на основании распоряжения и.о. руководителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 1 июля 2019 года № 2990-Р, в деятельности закрытого акционерного общества «Крупянщик-АГРО» (далее – ЗАО «Крупянщик-АГРО»), эксплуатирующего опасные производственные объекты по  адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, с. Репьевка, ул. Привокзальная, д. 16, выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности.

По факту выявленных нарушений, 22 июля 2019 года государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами нефтехимического комплекса, взрывными работами и безопасности недропользования Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении ЗАО «Крупянщик-АГРО» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ.

Постановлением судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от 23 сентября 2019 года (с учетом определения об исправлении описки от 2 октября 2019 года) ЗАО «Крупянщик-АГРО» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

За совершение этого правонарушения ЗАО «Крупянщик-АГРО» назначено административное наказание в виде административного штрафа, с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ЗАО «Крупянщик-АГРО» Кочетова Т.А. обжаловала его в Ульяновский областной суд.

В жалобе Кочетова Т.А. просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы указано, что ЗАО «Крупянщик-АГРО» ошибочно вменены в вину нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, поскольку ЗАО «Крупянщик-АГРО» не использует и не эксплуатирует опасные производственные объекты.

В жалобе указано, что производственные объекты ЗАО «Крупянщик-АГРО» находятся в стадии ремонтно-строительных (ремонтно-восстановительных) работ. Эти объекты в эксплуатацию не введены, поэтому ЗАО «Крупянщик-АГРО»  не  осуществляет хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

Также в жалобе указано, что опасные производственные объекты, на которые имеется ссылка в протоколе об административном правонарушении, не внесены в государственный реестр опасных производственных объектов.

ЗАО «Крупянщик-АГРО» не имеет соответствующих лицензий на эксплуатацию этих опасных производственные объектов, и,  соответственно, эти объекты не эксплуатируются.

Указано, что судом неправомерно оставлены без внимания показания директора МКУ «Управление по развитию сельских территорий МО «Новоспасский район» Ульяновской  области» П*** Д.В и главного специалиста МКУ «Управление по развитию сельских территорий МО «Новоспасский район» Ульяновской  области» Ю*** Р.Р., которые подтверждают факт отсутствия осуществления технологического процесса по переработке зерна и хранению урожая на предприятии. Кроме того, ЗАО «Крупянщик-АГРО» не имеет работников для осуществления технологического процесса на опасных производственных объектах.

Подробно позиция защитника ЗАО «Крупянщик-АГРО» Кочетовой Т.А.изложена в жалобе.

Изучив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, заслушав директора ЗАО «Крупянщик-АГРО» Петрова Ю.А. и защитника «Крупянщик-АГРО» Кочетову Т.А., а также опросив свидетеля Ш*** Р.М.,  прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении ЗАО «Крупянщик-АГРО»), в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 указанного Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 №1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, п. 3 которых предусмотрено, что регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов (далее – Правила).

Согласно п. 5 вышеуказанных Правил, организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре.

Опасными производственными объектами в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ (далее – Федеральный закон о промышленной безопасности) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к этому Закону.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ст. 2 Закона).

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию (п. 6 Приложения 1 к Федеральному закону о промышленной безопасности).

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона о промышленной безопасности присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

Согласно требованию п. 1 ст. 9 Федерального закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения этого Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, в том числе организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

- иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

- обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

- обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

- обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

- заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Для обеспечения указанных требований закона разработаны  Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденные приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. N 495; Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору утвержденное приказом Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007; Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденное Постановлением Правительства Российской федерации от 26.08.2013 № 730; Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утвержденные приказом Ростехнадзора от 21.12.2013 № 560; Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538.

Из материалов об административном правонарушении усматривается, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки, проводимой на основании распоряжения и.о. руководителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 1 июля 2019 года № 2990-Р, в отношении ЗАО «Крупянщик-АГРО», эксплуатирующего опасные производственные объекты по  адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, с. Репьевка, ул. Привокзальная, д. 16, выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, а именно: опасные производственные объекты, эксплуатируемые ЗАО «Крупянщик-АГРО», не зарегистрированы в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности при производстве комбикормов, при производстве крупы; не осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасных производственных объектах в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; не заключен с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договор на обслуживание опасных производственных объектов и т.п.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами нефтехимического комплекса, взрывными работами и безопасности недропользования Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении ЗАО «Крупянщик-АГРО» протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и последующего привлечения ЗАО «Крупянщик-АГРО» к административной ответственности.

Факт эксплуатации ЗАО «Крупянщик-АГРО» опасных производственных объектов с нарушением приведенных выше требований законодательства нашел подтверждение в ходе разбирательства по делу.

В частности, этот факт подтверждается следующими обстоятельствами.

ЗАО «Крупянщик-АГРО» не отрицает факта наличия производственной базы, расположенной  по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, с.Репьевка, ул. Привокзальная, д. 16.

Из имеющихся в материалах дела фотографий (л.д. 79-83, 230-241, том 1) усматривается, что сооружения и оборудование, находящиеся по указанному выше адресу, безусловно, можно отнести к категории опасных производственных объектов.

Более того, указанные выше фотографии дают основание полагать, что на момент осуществления проверки оборудование и сооружения, находящиеся по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, с. Репьевка, ул.Привокзальная, д. 16, использовались для переработки сельскохозяйственной продукции. На фотографиях зафиксировано, что оборудование загружено сырьем. На фотографиях имеется изображение готовой фасованной продукции, имеется изображение складированной, а также подготовленной к переработке сельскохозяйственной продукции.

Свидетель Ш*** Р.М. (должностное лицо проводившее проверку, и составившее протокол об административном правонарушении) пояснил (л.д. 18-20, том 2), что при проверке производственной базы по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, с. Репьевка, ул. Привокзальная, д. 16, было очевидно, что на этой производственной базе осуществляется как хранение, так и переработка сельскохозяйственной продукции, что и было зафиксировано путем фотографирования и составления соответствующего акта проверки.

Аналогичные показания даны свидетелем Ш*** Р.М. и в судебном заседании в Ульяновском областном суде.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ЗАО «Крупянщик-АГРО» в нарушение требований законодательства эксплуатирует опасные производственные объекты и обоснованно привлек это предприятие к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что «Крупянщик-АГРО» эксплуатацию опасных производственных объектов не осуществляет, являются несостоятельными, поскольку опровергаются указанными выше доказательствами.

Ссылки защиты на заключение эксперта, в соответствии с выводами которого оборудование, находящееся на производственной базе, расположенной по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, с. Репьевка, ул.Привокзальная, д. 16, не пригодно для эксплуатации, не могут служить основанием для отмены  постановления судьи районного суда.

Этот вывод эксперта обусловлен отсутствием у осматриваемого оборудования необходимых узлов и деталей, без которых оборудование не может функционировать. Между тем указанное заключение сделано по результатам осмотра экспертом 15, 16 ноября 2019 года упомянутой выше производственной базы. Однако это не является бесспорным доказательством того, что это оборудование было разукомплектовано и по состоянию на момент проведения проверки (июль 2019 года).

Иных обстоятельств, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемого постановления, не усматривается.

С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 30.3 – 30.9 КоАП РФ,

 

р е ш и л:

 

постановление судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от 23 сентября 2019 года (с учетом определения об исправлении описки от 2 октября 2019 года) в отношении закрытого акционерного общества «Крупянщик-АГРО» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Кочетовой Татьяны Александровны, действующей в защиту интересов закрытого акционерного общества «Крупянщик-АГРО», – без удовлетворения.

 

Судья                                                                                                Ю.М. Жаднов