Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 26.11.2019, опубликован на сайте 16.12.2019 под номером 84962, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                        Дело № 33-4887/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     26 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-3371/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 июля 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах К*** А*** С*** к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, по не обеспечению К*** А*** С*** лекарственными препаратами.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить К*** А*** С***, *** г.р., лекарственными препаратами: *** по рецептам от 25.09.2018, 22.10.2018,         13.11.2018, 14.12.2018, 09.01.2019, 27.02.2019, 28.03.2019, 11.04.2019, 15.05.2019; *** по рецептам от 25.09.2018, 14.12.2018, 09.01.2018,   27.02.2019, 28.03.2019, 11.04.2019; *** по рецептам от 25.09.2018, 27.02.2019, 28.03.2019, 11.04.2019, 15.05.2019; *** по рецептам от 25.09.2018, 09.01.2019, 27.02.2019, 28 03.2019, 11.04.2019.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Обратить решение к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Засвияжского района города  Ульяновска, действуя в интересах К*** А*** С***, обратился в суд с иском  к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Засвияжского района города Ульяновска проведена проверка по заявлению Кондрашиной Л.Н. в интересах ребенка-инвалида К*** А.С.,  ***   года рождения, по вопросу обеспечения лекарственными препаратами, в ходе которой установлено, что несовершеннолетний К*** А.С. наблюдается в ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска». В связи с имеющимся у К*** А.С. заболеванием лечащими врачами для постоянного применения назначены  лекарственные препараты ***, на их получение были выписаны льготные рецепты, однако они не были отоварены в аптечном учреждении.

Просил признать  незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении К*** А*** С*** лекарственными препаратами, обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить К*** А***         С***, *** года рождения, лекарственными препаратами: *** по рецептам от 25.09.2018, 22.10.2018, 13.11.2018, 14.12.2018, 09.01.2019, 27.02.2019, 28.03.2019, 11.04.2019,15.05.2019; *** по рецептам от 25.09.2018, 14.12.2018, 09.01.2018,27.02.2019, 28.03.2019, 11.04.2019, 15.05.2019; *** по рецептам от 25.09.2018, 27.02.2019, 28.03.2019, 11.04.2019, 15.05.2019; ***  по  рецептам  от 25.09.2018, 09.01.2019, 27.02.2019,28.03.2019, 11.04.2019, обратить решение к немедленному исполнению, в связи с тем, что замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для здоровья истца, поскольку данные препараты являются для него жизненно необходимыми.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска», АО «УльяновскФармация».

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний, соответственно обеспечение истца лекарственными препаратами по судебному решению не может быть признано законным.

Дополняет, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы дальнейшее обеспечение К*** А.С. лекарственными препаратами *** и *** Министерством осуществляется.

Считает, что необеспечение истца лекарственными препаратами *** по рецептам от 25.09.2018, 22.10.2018, 13.11.2018, 14.12.2018, *** по рецептам от 25.09.2018, 14.12.2018, *** по рецепту от 25.09.2018 и *** по рецепту от 25.09.2018  возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты.

При этом медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими другими лекарственными препаратами.

Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты впрок.

Ссылается на отсутствие возможности обеспечить истца лекарствами за прошлый год по причине завершения 2018 финансового года.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и  надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Нормы Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), действующие в Российской Федерации с 1990 года, основываясь на незыблемости права детей на особую заботу и помощь, на признании необходимости защиты и содействия семье, предписывают, что государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (п. 1 ст. 24).

В Российской Федерации, как социальном государстве, предусматривается охрана здоровья людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

При этом материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Обеспечение интересов детей также находится в спектре государственной политики в здравоохранении.

В развитие указанных положений, ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Из материалов дела следует, что К*** А.С., *** года рождения, является ребенком-инвалидом наблюдается в ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска»,  имеет право на льготное лекарственное обеспечение по федеральной и региональной льготе.

В связи с  имеющимся заболеванием несовершеннолетнему лечащими врачами для постоянного применения назначены лекарственные препараты: ***.

При этом выписанные лечащим врачом несовершеннолетнему в установленном порядке рецепты: *** от 25.09.2018, 22.10.2018, 13.11.2018, 14.12.2018, 09.01.2019, 27.02.2019, 28.03.2019,11.04.2019,15.05.2019;        *** от 25.09.2018, 14.12.2018, 09.01.2018, 27.02.2019, 28.03.2019, 11.04.2019; *** от 25.09.2018, 27.02.2019, 28.03.2019, 11.04.2019, 15.05.2019, *** от 25.09.2018, 09.01.2019, 27.02.2019, 28.03.2019, 11.04.2019,  аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» обеспечены не были.

В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которым оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13 Закона).

Согласно ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

В силу  п. 9  ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 года за № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.

В соответствии с ч.1 ст.6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено:

осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;

своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;

привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

В утвержденный Перечень включены, в том числе, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, дети первых трех лет жизни с предоставлением бесплатно всех лекарственных средств (Приложение №1).

Обязанность по организации обеспечения ребенка бесплатно на период лечения данными лекарствами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Установив, что  К*** А.С. лечащим врачом по медицинским показаниям выписаны рецепты  на бесплатное обеспе­чение лекарственными препаратами: *** по рецептам от 25.09.2018, 22.10.2018, 13.11.2018, 14.12.2018, 09.01.2019, 27.02.2019, 28.03.2019, 11.04.2019,15.05.2019; *** по рецептам от 25.09.2018, 14.12.2018, 09.01.2018,27.02.2019, 28.03.2019, 11.04.2019, 15.05.2019; *** по рецептам от 25.09.2018, 27.02.2019, 28.03.2019, 11.04.2019, 15.05.2019; ***  по  рецептам  от 25.09.2018, 09.01.2019, 27.02.2019,28.03.2019, 11.04.2019,  однако данными лекарственными препаратами он обеспечен не был, суд обоснованно признал незаконным бездействие ответчика и правильно  возложил на Министерство здравоохранения  Ульяновской области    обязанность обеспечить  несовершеннолетнего К*** А.С. указанными лекарственными препаратами.  

Поскольку по сведениям Региональной медицинской информационной системы дальнейшее обеспечение истца лекарственным препаратом осуществляется. лекарственным препаратом *** по рецепту от 15.05.2019 истец обеспечен, суд правильно отказал в удовлетворении исковых требований прокурора в данной части.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что необеспечние  К*** А.С. лекарственными препаратами ***  возникло по вине АО «УльяновскФармация» несостоятельны.

Так, фактическое обеспечение  истца  необходимыми ему лекарственными препаратами  в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов данными препаратами (наличие их в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения Ульяновской области.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по заключенным им контрактам обеспечение льготной категории граждан медицинскими препаратами: *** было полным и их невыдача К*** А.С. по предъявленным рецептам произошла по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку  необходимость обеспечения  истца указанными лекарственными препаратами  носит постоянный характер,  соответственно обеспечение  ими, в том числе и по рецептам от 2018 года  в текущем году  не приведет  к тому, что  К*** А.С. будет ими обеспечен свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  истца лекарственными препаратами ***  по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора  Засвияжского района города Ульяновска  не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: