Судебный акт
О предоставлении жилого помещения
Документ от 19.11.2019, опубликован на сайте 10.12.2019 под номером 84918, 2-я гражданская, о признании права на жиле помещение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                                       Дело № 33-4574/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                     19 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Грудкиной Т.М.,  Калашниковой Е.В.,

при секретаре  Туктаровой Н.В.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Илиндеева Сергея Петровича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 июля 2019 года по делу № 2-3294/2019, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Илиндеева Сергея Петровича к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области  о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда, к Министерству строительства и архитектуры  Ульяновской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения отказать.

 

Заслушав доклад судьи Грудкиной Т.М., объяснения представителя истца Чистовой Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Кочергиной М.В., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Илиндеев С.П., *** года рождения, обратился в суд с иском к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда, к Министерству строительства и  архитектуры  Ульяновской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. 

В обоснование заявленных требований указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. *** года умерла его мать, И*** В.П. Сведения об отце в актовую запись о рождении не внесены.

5 июля 1984 года решением № 333 Исполнительного комитета Димитровградского совета народных депутатов сестра истца И*** М.В. была назначена его опекуном. В период времени с 17 марта 1981 года по 5 июля 1984 года находился в детском доме, но записи об этом утрачены.

Зарегистрирован по адресу: ***. Общая площадь жилого помещения составляет  27,9 кв.м. Прописаны по данному адресу: И*** Г.А., Илиндеев С.П., И*** А.С. И*** И.С. Таким образом, площадь на 1 человека составляет 6,97 кв.м, что  меньше учетной нормы. В настоящее время жилья в собственности не имеет.

Для включения в список детей-сирот и детей, оставленных попечения родителей, которые подлежат обеспечению помещениями специализированного государственного жилого фонда Ульяновской области, обратился в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.

6 февраля 2019 года ответчик во включении в список отказал в связи с достижением возраста 23 лет, с чем он не согласен, указывая, что  данное обстоятельство не может рассматриваться в качестве основания для отказа в обеспечении его жилым помещением.

Просил обязать ответчиков включить его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «город Димитровград» и предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования «город Димитровград» в течение 15 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Судом из состава лиц, участвующих в деле исключено Министерство промышленности, строительства, жилищно - коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, в связи с реорганизацией. К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Илиндеев С.П. не соглашается с решением суда. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.   

В обоснование жалобы приведены доводы заявленного в суде иска.

Кроме того, в апелляционной жалобе указано, что при рассмотрении данного дела суд не учел, что начиная с 1 января 2013 года в Ульяновской области право на получение жилья имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, старше 23 лет, которые ранее не реализовали свое право на приобретение жилья путем получения соответствующего сертификата, который выдавался ранее, причем верхняя возрастная граница законодательством не определена.

Отмечает, что, по мнению ответчика положения статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ), обратной силы не имеет. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 4 указанного закона, действия статьи 8 настоящего закона распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

В силу требований статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01 января 2013 года изменен порядок обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и положений Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, в случае если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 года.

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

При этом в силу положений указанного Федерального закона право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.

Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки.

Из материалов дела следует, что Илиндеев С.П. 23 января 2019 года обратился в Министерство с заявлением о включении его в Список, в чем ему было отказано, поскольку он не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, в связи с достижением на момент подачи заявления возраста 49 лет, а для включения в указанный список претенденту на момент подачи заявления должно быть не более 23 лет.     

При разрешении спора суд первой инстанции правильно исходил из того, что  достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, и не вставшим (не поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа в иске.

В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Истец, *** года рождения, в установленном порядке с заявлением о включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории детей-сирот в уполномоченный орган в период с 18 до 23 лет не обращался, кроме того, достиг возраста 23 лет до  принятия Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ мер.

Право на предоставление жилого помещения у достигшего 23-летнего возраста ребенка, относящегося к числу лиц, перечисленных в указанном выше законе, сохраняется только в том случае, если до достижении возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью.

Таким образом, комиссия обоснованно отказала ему в постановке на данный учет.

Доводы заявителя о наличии у него безусловного права на обеспечение  жильем ввиду наличия статуса ребенка-сироты основаны на неправильном толковании норм закона.

По смыслу Федерального закона № 159-ФЗ именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан.

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.

Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Илиндеева Сергея Петровича – без удовлетворения.

 

Председательствующий                            

 

Судьи