Судебный акт
Оплата ТСР
Документ от 19.11.2019, опубликован на сайте 03.12.2019 под номером 84830, 2-я гражданская, об обязании возместить расходы на приобретение технических средств реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                          Дело № 33-4736/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    19 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2955/19 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 июля 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, действующего в интересах К*** К*** В*** удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Кирсановой Анны Александровны, действующей в интересах К*** К*** В***, компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере 24 810 руб.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя ответчика ГУ – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Стенькиной А.А., настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы,  КирсановойА.А. - законного представителя несовершеннолетнего К*** К.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области, действуя в интересах несовершеннолетнего К*** К.В., обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-УРО ФСС РФ) о взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации.

Требования обосновал тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению Кирсановой А.А. в интересах ее несовершеннолетнего сына К*** К*** В***, *** года рождения, о ненадлежащем возмещении расходов на самостоятельное приобретение технического средства реабилитации «***» для ребенка-инвалида.  В обоснование  указано, что согласно справке МСЭ-2007 № *** К*** К.В. установлена инвалидность категории «***» повторно. 05.03.2014 учреждением медико-социальной экспертизы утверждена индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида К*** К.В. сроком до 02.01.2023, в соответствии с которой последний нуждается, в том числе в техническом средстве реабилитации - «***» в количестве 2 шт. в год.

Данное техническое средство реабилитации законным представителем Кирсановой А.А. для К*** К.В. 22.10.2018 приобретено самостоятельно, в связи с чем 19.12.2018 в ОГКУ СО «ЦОГ TCP и СКЛ и СА для лиц «Бомж» Кирсановой А.А. подано заявление о возмещении расходов за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации для ребенка-инвалида К*** К.В. на сумму 43 132 руб., кассовый чек от 22.10.2018 г. на приобретение *** в количестве 2 шт.

В соответствии с уведомлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.05.2018 №13-3/10/11-3162 с 01.01.2019 полномочия по обеспечению граждан из числа инвалидов техническими средствами реабилитации переданы из ОГКУ СО «ЦОГ TCP и СКЛ и СА для лиц «Бомж» (далее - ОГКУ) в ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение). В связи с изложенным пакет документов Кирсановой А.А. 28.12.2018 ОГКУ был передан в отделение.

Решением управляющего отделением о предоставлении государственной услуги от 01.04.2019 № *** размер компенсации Кирсановой А.А. рассчитан на основании государственного контракта от 19.09.2018 №212, заключенного Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования РФ по Республике Мордовия. В соответствии с данным контрактом стоимость медицинского изделия «***» за одну единицу продукции составила 9 161 руб.

В этой связи Кирсановой А.А. компенсированы затраты на приобретение медицинского изделия в количестве 2 штук в размере 18 322  руб.

Считает данный факт неправомерным, полагает, что размер возмещения, подлежащего выплате Кирсановой А.А. за приобретение 2 единиц медицинского изделия «***», должен был составить 43 132 руб. В этой связи с ГУ – УРО ФСС  в пользу Кирсановой А.А. подлежит взысканию денежная сумма в размере 24 810 руб.

Просил обязать ответчика возместить в полном объеме расходы Кирсановой А.А. за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации «***» для ребенка-инвалида К*** К.В. путем выплаты денежной суммы в размере 24 810 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования  просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Указывает, что стоимость и размер компенсации денежных средств за самостоятельное приобретение ТСР гражданами, определяется по результатам последней закупки и информации о стоимости ТСР на сайте www.zakupki.gov.ru, согласно которой стоимость одного *** составляла 12 732, 37 руб., соответственно вывод суда об обязании ответчика возместить расходы Кирсановой А.А. на приобретение ТСР  в размере 24 810 руб. не основан на законе.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, ОГКУ СО «ЦОГ TCP и СКЛ и СА для лиц «Бомж», извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и  надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетний сын Кирсановой А.А. -  К*** К.В., *** года рождения,  является ребенком-инвалидом.

Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

05.03.2014 учреждением медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России Бюро №15 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» утверждена индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида К*** К.В. сроком до 02.01.2023.

В соответствии с вышеуказанной индивидуальной программой реабилитации К*** К.В. нуждается, в том числе, в техническом средстве реабилитации - «***» в количестве 2 шт. в год.

Данное техническое средство реабилитации 22.10.2018 приобретены  Кирсановой А.А. – матерью ребенка-инвалида,  самостоятельно, что подтверждается товарным и кассовым чеками. Расходы Кирсановой А.А. на приобретение *** в количестве 2 шт.  составили в общей сумме 43 132 руб.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 г. № 57н, который предусматривает, что компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.

19.12.2018 Кирсанова А.А. подала в ОГКУ СО «ЦОГ TCP и СКЛ и СА для лиц «Бомж» заявление о возмещении расходов за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации для ребенка-инвалида К*** К.В. на сумму 43 132 руб.,  товарный и кассовый чеки от 22.10.2018.

В соответствии с уведомлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.05.2018 №13-3/10/11-3162 с 01.01.2019 полномочия по обеспечению граждан из числа инвалидов техническими средствами реабилитации переданы из ОГКУ СО «ЦОГ TCP и СКЛ и СА для лиц «Бомж» (далее - ОГКУ) в ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение). В связи с изложенным пакет документов Кирсановой А.А. 28.12.2018 ОГКУ был передан в отделение.

Приказом Регионального отделения от 01.04.2019 №*** К*** К.В. произведена выплата компенсации за самостоятельно приобретенный «***» в количестве 2 шт. на сумму 18 322 руб. исходя из стоимости 1 ***  в размере 9161  руб.

Не согласившись с размером выплаченной Кирсановой А.А. компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР, прокурор обратился в суд  с настоящим иском.

Рассмотрев по существу заявленные требования, дав верную правовую оценку представленным доказательствам и правильно применив закон, подлежащий применению, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований. 

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 г. № 57н, который предусматривает, что компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.

Достоверно установив на основании представленных доказательств факт нуждаемости несовершеннолетнего К*** К.В. в ТСР – «***» в количестве 2 шт., а также приобретение  данного ТСР Кирсановой А.А. за счет собственных средств и соблюдение ею порядка обращения к ответчику за выплатой компенсации, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Кирсанова А.А. имеет право на возмещение ей расходов за самостоятельное приобретение ТСР для своего ребенка-инвалида.

При определении размера денежной компенсации суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 № 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 214н, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией (п. 3).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 4).

Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).

Согласно представленным ОГКУСО «ЦСА для лиц БОМЖ в г.Ульяновске» сведениям последним исполненным госконтрактом  на дату подачи Кирсановой А.А. заявления являлся контракт от 02.02.2018 № ***, заключенный ОГКУСО «ЦСА для лиц БОМЖ в г.Ульяновске», по которому стоимость одной единицы медицинского изделия «***» составила 21 660,61 руб., стоимость двух единиц – 43 321,22 руб.

Исходя из вышеизложенного, суд верно определил размер подлежащей выплате Кирсановой А.А. компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР 24 810  руб. (43 132 руб. - 18 322 руб.),  удовлетворив заявленные исковые требования в  полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что  в соответствии с последним заключенным контрактом стоимость одного *** составляла 12 732, 37 руб. соответственно при расчете компенсации суд должен был исходить из данной стоимости, не состоятелен и не подтвержден документально, а потому  не ставит под сомнение правильность принятого судом решения.

Как указывалось выше, при определении размера компенсации, подлежащей выплате инвалиду за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации необходимо исходить из того, что последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).

Поскольку с заявлением о выплате ей указанной компенсации обратилась 19.12.2018 Кирсанова А.А.  в ОГКУ СО «ЦОГ TCP и СКЛ и СА для лиц «Бомж», соответственно суд правильно определил размер компенсации исходя из стоимости ТСР «***» согласно госконтракту от 02.02.2018 № ***, заключенному ОГКУСО «ЦСА для лиц БОМЖ в г.Ульяновске».

Позиция  ответчика в данном случае основана на неверном толковании и применении закона.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: