Судебный акт
Обеспечение лекарственными средствами
Документ от 12.11.2019, опубликован на сайте 03.12.2019 под номером 84822, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение инвалида лекарственным препаратом, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Андреева Н.А.                                                             Дело № 33-4569/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              12 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-1724\19 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 18 июля 2019 года, по которому постановлено:

уточненные  исковые требования Инкина Николая Акимовича  удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области  обеспечить   Инкина Николая Акимовича, *** года рождения, лекарственными  препаратами  «S***» по рецепту сер.*** №***, «*** *** +***» по рецептам сер. *** №*** и сер. *** №***, «***» по рецептам сер. *** №*** и сер. *** №***, «*** ***» по рецептам сер. *** №*** и сер. *** №***.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Инкина Николая Акимовича компенсацию морального вреда в размере 2000 (две тысячи) рублей.

В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в большем размере, а также к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» и в остальной части отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Инкин Н.А. обратился в суд с  иском   к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (в настоящее время Министерство здравоохранения Ульяновской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства»  о возложении обязанности по своевременному оформлению рецептов, обеспечению лекарственными препаратами, компенсации морального вреда, судебных расходов.

Требования мотивировал тем, что является и*** *** группы, имеет заболевание «Х*** о*** б*** л*** к*** т*** т***», в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных препаратов по рецептам врача. 07.05.2019 ему выписаны рецепты на лекарственные препараты: «S***», *** мг №*** в количестве *** ед., «I*** b***+F***» р*** д*** и*** *** мг+***мг/мл*** мл №*** в количестве *** шт., «A***» *** мг №*** в количестве *** шт., «A*** a***» *** мг №*** в количестве *** шт. 06.06.2019 года ему выписаны рецепты на получение лекарственных препаратов: «I*** b***+F***» р*** д*** и*** *** мг+***/мл/***мл №*** в количестве *** шт., «A***» *** мг №*** в количестве *** шт., «A***» *** мг №*** в количестве *** шт. При обращении в аптечный пункт АО «УльяновскФармация» в г. Димитровграде в выдаче указанных лекарственных препаратов было отказано по причине их отсутствия в наличии. Указанные лекарственные препараты являются жизненно важными, в связи с чем недопустим пропуск в приеме препаратов. В связи с отсутствием лекарственных препаратов и бездействием ответчиков испытывал нравственные страдания, расстраивался, нервничал, был вынужден приобретать лекарственные препараты за счет собственных средств. В связи с ухудшением состояния здоровья был неоднократно госпитализирован в медицинские учреждения ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России.

По уточненным требованиям просил обязать ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России обеспечить своевременное оформление рецептов на вышеуказанные лекарственные препараты  в соответствии с медицинскими показаниями; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области  обеспечить его лекарственными препаратами по вышеуказанным рецептам, а также взыскать в качестве компенсации морального вреда 15 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено АО «УльяновскФарамация».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда в части взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области компенсации морального вреда,  возложения на Министерство обязанности по обеспечению истца  лекарственными препаратами по выписанным рецептам, принять новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что по требованиям о взыскании компенсации морального вреда уже имеется решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 02.07.2019, которым исковые требования о компенсации морального вреда были удовлетворены частично. Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения, основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственными препаратами. Лечащий врач наблюдает больного, следит за правильностью установленного диагноза и соответствующей дозировкой лекарственного препарата. Соответственно, обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам не может быть назначено по судебному решению. Рецепты действительны в течение 30 дней со дня оформления. Тем самым Министерство не имеет возможности выдать истцу лекарственные препараты по рецептам от 7 мая 2019 года и от 6 июня 2019 года вследствие истечения срока годности данных рецептов. Министерство также выражает  несогласие с взысканием компенсации морального вреда в размере 2000 рублей. Истцом не представлено доказательств причинения ему нравственных и физических страданий  по вине Министерства, а также доказательств того, что установлен факт наличия причинно-следственной связи между причинением  морального вреда и бездействием Министерства. Кроме того, льготные рецепты от 7 мая 2019 года и 6 июня 2019 года на лекарственные препараты, указанные в исковом заявлении, были выписаны лечащим врачом ФГБУЗ «КБ №172 ФМБА» позже, чем обстоятельство, на которое ссылается истец, в виде его госпитализации в пульмонологическое и неврологическое отделение ФГБУЗ «КБ №172 ФМБА». Кроме того, Димитровградским городским судом Ульяновской области исковое заявление Инкина Н.А. в части компенсации морального вреда на основании данного обстоятельства уже рассматривалось, и было принято решение. Судебно-медицинская экспертиза по установлению связи между ухудшением состояния здоровья Инкина Н.А. именно из-за необеспечения Министерством истца лекарственными препаратами по выписанным льготным рецептам, а не по иной причине, судом не проводилась.

Инкин Н.А. в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещался своевременно и надлежащим образом, путем направления извещения по месту жительства (адрес совпадает с адресом, указанным в исковом заявлении), которое возвращено органом почтовой в связи с истечением срока хранения, что в силу  ст. 165.1 ГПК РФ считается надлежащим извещением лица, участвующего в деле.

Истец, представители ответчика, третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, для участия в судебном заседании коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда не явились, представителей не направили, в связи с чем на основании ст. 165.1 ГК РФ, статей 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия  находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 2738-р был утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, в число которых включены препараты «С***», «И*** б*** + Ф***», «А***», «А*** к***».

Как установлено судом и следует из материалов дела, Инкин Н.А., ***  года рождения, является и*** в*** группы, страдает заболеванием хронический о*** б*** *** ***. Д*** п***. Э*** л***, с которым наблюдается в ФГБУЗ  «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» Поликлиника для взрослых №1, нуждается в приеме лекарственных препаратов «С***», «И*** б*** + Ф***», «А***», «А*** к***».

7 мая 2019 года лечащим врачом  Инкину Н.А. были выписаны рецепты на получение лекарственного препарата «С***» ( сер. *** №***), на получение лекарственного препарата «И*** б*** + Ф***» (сер. *** №***), на получение лекарственного препарата «А***» (сер. *** №***), на получение лекарственного препарата «А*** к***» (сер. ***  №***) (л.д.6,7,8,9).

6 июня 2019 года Инкину Н.А. были выписаны рецепты на получение лекарственных препаратов «И*** б*** + Ф***» (сер. *** №***), «А***» (сер. *** №***), «А*** к***» (сер. *** №***) (л.д.10,11,12).

Названными лекарственными препаратами по указанным выше рецептам Инкин Н.А. обеспечен не был, в связи с чем  обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Инкина Н.А. лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении его прав  на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Так, фактическое обеспечение истца необходимыми ему лекарственными препаратами в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов лекарственными препаратами (наличие их в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности ответчика.

Ссылка в жалобе на невозможность обеспечения лекарственными препаратами по рецептам, срок действия которых истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Суд не установил правовых оснований для удовлетворения требований о понуждении ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России  обеспечить своевременное оформление рецептов истцу на лекарственные препараты, за отсутствием доказательств отказа медицинского учреждения в выдаче рецептов. Решение в данной части сторонами не оспаривается.

С решением суда в части взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Инкина Н.А. компенсации морального вреда судебная коллегия согласится, не может в силу следующего.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В соответствии с действующим законодательством обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: вина причинителя вреда; причинная связь между неправомерным решением, действием (бездействием) и моральным вредом; нравственные или физические страдания. Только наличие всех четырех условий в совокупности влечет наступление указанной ответственности (статьи 151, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Аналогичный подход отражен в абзаце втором пункта 1 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в котором суду рекомендуется выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.

В обоснование требований о компенсации морального вреда в исковом заявлении истец указывал на то, что нравственные страдания причинены несвоевременным обеспечением лекарственными препаратами по причине чего в связи с ухудшением состояния здоровья 15.04.2019 он был экстренно госпитализирован в лечебное учреждение. В дополнении к исковому заявлению ссылался на несвоевременное обеспечение его лекарственными препаратами, что причинило нравственные страдания.

Между тем материалы дела не содержат доказательств причинения Министерством здравоохранения Ульяновской области физических и нравственных страданий истцу. Из представленных медицинских документов о госпитализации Инкина Н.А.  15 апреля 2019 года следует, что он поступил с приступом, при этом в анамнезе указано, что хроническим бронхитом болеет 40 лет, много курит (л.д.15). При этом в материалах дела имеется решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 2 июля 2019 года, в соответствии с которым с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца были взысканы денежные средства, затраченные им на приобретение лекарственных препаратов (л.д.48-53). Таким образом, перерыва в приеме лекарственных средств не установлено. Кроме того, рецепты на лекарственные препараты, на которые ссылается истец в иске, по данному делу были выписаны ему 7 мая и 6 июня 2019 года, то есть после его госпитализации в апреле 2019 года, с чем он связывал нравственные страдания в иске, поданном 27 июня 2019 года.

Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии необходимой совокупности элементов, предусмотренных статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, порождающей обязательства по возмещению морального вреда.

При таких обстоятельствах решение суда в части взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Инкина Н.А. компенсации морального вреда в размере 2000 руб. подлежит отмене, с принятием в этой части нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 18 июля 2019 года отменить в части взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Инкина Николая Акимовича денежной компенсации морального вреда в размере 2000 рублей.

Принять в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Инкина Николая Акимовича о взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области денежной компенсации морального вреда в размере 2000 рублей отказать.

В остальном решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи