Судебный акт
Взыскание социальной выплаты на жилье
Документ от 19.11.2019, опубликован на сайте 28.11.2019 под номером 84780, 2-я гражданская, о взыскании денежных средств, полученных в виде социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Янина И.В.                                                       Дело № 33-4660/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                19 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-1-248/2019 по апелляционной жалобе Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 15 августа 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области к Ялбуевой Алине Федоровне о взыскании денежных средств, полученных в качестве социальной выплаты, оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителя –  Манохиной Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Ялбуевой А.Ф., третьего лица – Ялбуева Р.В.,  возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (далее – Министерство) обратилось в суд с иском к               Ялбуевой А.Ф. о взыскании денежных средств, полученных в качестве социальной выплаты. В обоснование требований указало, что 26.11.2012     Ялбуева А.Ф. обратилась в администрацию МО «Николаевский район» Ульяновской области с заявлением о включении ее в программу «Социальное развитие села до 2012 года», утверждённую постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858, при этом обязалась осуществить целевое использование полученных финансовых средств в сроки, предусмотренные указанной программой. 19.04.2016 в целях реализации мероприятий, предусмотренных программой, Ялбуевой А.Ф. с численным составом семьи 3 человека выдано свидетельство  о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 680 400 руб., в том числе: средства федерального бюджета в размере 333 299 руб., средства бюджета Ульяновской области в размере 343 699 руб., средства местного бюджета 3402 руб. Ответчица, в свою очередь, была обязана оформить жилое помещение, расположенное по адресу: *** в общую долевую собственность на всех членов семьи в апреле 2018 года, но, до настоящего времени документы, подтверждающие ввод жилого помещения по указанному выше адресу в эксплуатацию и регистрацию права собственности на жилой дом в общую долевую собственность всех членов семьи Ялбуевой А.Ф. не представлены. В соответствии с пунктом 14 Порядка предоставления и расходования субсидий, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области бюджетам муниципальных образований Ульяновской области на софинансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Ульяновской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2014-2020 годы, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 11.03.2015 № 97-П, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, Министерство обеспечивает возврат субсидий. Просило взыскать с Ялбуевой А.Ф. денежные средства, полученные в виде социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности, в размере 680 400 руб., из них в бюджет Российской Федерации - в размере 333 299 руб., в бюджет Ульяновской области - 343 699  руб., в бюджет МО «Николаевский район» Ульяновской области - 3402 руб. в лице Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, как главного распорядителя бюджетных средств.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены    Ялбуев Р.В., Министерство финансов Ульяновской области, Правительство Ульяновской области. 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство просит отменить решение суда, удовлетворить исковые требования в полном объёме, указывая в обоснование своей позиции на нарушение Ялбуевой А.Ф. требования п.30 Типового положения, согласно которому семья ответчика обязана была оформить построенное жилое помещение в их общую долевую собственность не более, чем через 1 год со дня окончания срока действия выданного им свидетельства (в апреле 2018 года), чего стороной ответчика сделано не было. В связи с нарушением  ответчицей указанных условий  Министерство вправе истребовать в судебном порядке от получателя выплаты средства в размере предоставленной субсидии. Считает несостоятельным вывод суда о том, что срок, предназначенный для строительства дома и ввода его в эксплуатацию, является недостаточным, ссылаясь в обоснование своей позиции на статистику, согласно которой подобные выплаты получили ещё 11 человек и выполнили возложенные на них обязательства вовремя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что 26.11.2012 Ялбуева А.Ф. обратилась  в администрацию МО «Николаевский район» Ульяновской области с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 №858 (в редакции от 31.01.2009 №83). Жилищные условия она планировала улучшить путем строительства жилого дома в                            р.п. Николаевка Ульяновской области.

Постановлением администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области от 13.11.2012 № 216 Ялбуева А.Ф. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

19.04.2016 Ялбуевой А.Ф. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (№ 6), в соответствии с которым она получила социальную выплату в размере 680 400 руб., в том числе - средства федерального бюджета – 333 299 руб., средства бюджета субъекта РФ– 343 699 руб., средства местного бюджета – 3402 руб.

Свидетельство выдано на численный состав семьи: три человека –              Ялбуева А.Ф., Ялбуев Р.В., Я*** А.Р.,

Денежные средства в сумме 680 400 руб. перечислены на счет Ялбуевой А.Ф. платежными поручениями от ***

Указывая не неисполнение Ялбуевой А.Ф. обязательства по предоставлению документов о вводе жилого дома в эксплуатацию и оформлению  свидетельства о праве собственности на дом, построенный с использованием субсидии в течение года с момента окончания действия свидетельства, то есть в течение двух лет со дня его выдачи, Министерство обратилось в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Министерства, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006         № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 01.01.2018 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 1544.

Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (приложение N 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

Типовое положение, согласно его пункту 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Абзацем первым пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Согласно п. 12 Типового положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, не являющимся ценной бумагой, по форме, установленной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

В соответствии с пунктом 29 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющегося приложением № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты возврата средств в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.

Согласно п. 2.3 постановления Правительства Ульяновской области от 27.05.2014 № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области» срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности при получении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, установлен не более 1 года со дня окончания срока действия такого свидетельства.

В силу п. 14 постановления Правительства Ульяновской области от 11.03.2015     № 97-П «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области бюджетам муниципальных образований Ульяновской области на софинансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Ульяновской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2014 - 2020 годы» в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, либо установления факта представления ложных либо намеренно искаженных сведений, либо нарушения обязательств по достижению показателей результативности использования субсидии, предусмотренных соглашением, Министерство обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет путем направления получателю субсидии в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента установления нарушений, требования о необходимости возврата субсидии в течение 10 календарных дней с момента получения указанного требования.

Судом установлено, что 21.10.2015 Ялбуеву Р.В. и Ялбуевой А.Ф. предоставлен в аренду земельный участок по адресу *** под индивидуальное жилищное строительство, сроком до 21.10.2035.

10.12.2015 между *** и Ялбуевым Р.В. заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям индивидуального жилого дома, который будет располагаться по адресу: ***.

Согласно акту от 25.05.2019 мероприятия по технологическому присоединению выполнены.

18.04.2019 Ялбуеву Р.В., супругу ответчицы, администрацией МО «Николаевский район» выдан ордер на право производства земляных работ для строительства водопровода к жилому дому в ***.

Кроме того, ответчицей представлены договоры купли-продажи строительных материалов №23 от 26.08.2016, №10 от 23.03.2017, №11 от 06.04.2017 и  товарные накладные на покупку стройматериалов, на общую сумму 680 400 руб. Из содержания указанных договоров усматривается, что приобретенные стройматериалы оплачивались по безналичному расчету согласно свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности №6 от 19.04.2016.

На основании вышеуказанных нормативных правовых актов, с учетом установленных фактических обстоятельств по делу, суд пришел к выводу, что ответчиком не утрачены условия, дающие основание на использование социальной выплаты на приобретение жилья в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», поскольку Ялбуева А.Ф.  продолжает постоянно проживать в сельской местности, денежные средства социальной выплаты были использованы ею  на строительство жилого дома, в связи с чем цели и задачи программы, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в данном случае соблюдены. В суде апелляционной инстанции ответчики представили документы, подтверждающие заливку фундамента дома. При данных обстоятельствах несоблюдение установленных сроков предоставления документов, подтверждающих право собственности на вновь возведенный жилой дом, не является безусловным основанием к возврату полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности.

Доводы, приведенные Министерством в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда. Ссылки в жалобе  на достаточность срока для строительства дома длительностью в 1 год со дня окончания срока действия  свидетельства,  а также соблюдение сроков другими получателями субсидий, обоснованно не приняты судом из-за различных фактических обстоятельств (в частности, принято во внимание рождение в семье Ялбуевых второго ребенка).

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 15 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: