Судебный акт
О признании незаконным бездействия
Документ от 12.11.2019, опубликован на сайте 27.11.2019 под номером 84745, 2-я гражданская, о признания действия незаконными, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Петрова И.И.                                                                Дело № 33а-4614/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                  12 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П.Бугаева» на решение Ленинского районного суда г.Ульяновск от 15 июля 2019 года по делу № 2-2773/2019, по которому постановлено:

 

исковые требования Ульяновского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П.Бугаева», выразившееся в невыполнении требований законодательства, регулирующего правила регистрации спецтранспорта и средств механизации.

Обязать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» зарегистрировать в установленном законом порядке следующие пять единиц спецтранспорта и средств механизации в уполномоченном органе: машина аэродромная уборочная «***» гаражный №155, машина аэродромная уборочная «***» гаражный №157, машина аэродромная уборочная «***» гаражный №158, тягач «***» гаражный №118, трактор «***» гаражный №245.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения помощника Ульяновского транспортного прокурора Новикова В.А., представителя Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области     Краснухиной Н.Ф., полагавших решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ульяновский транспортный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П.Бугаева» (далее - ФГБОУ ВО УИ ГА) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении требований законодательства, регулирующего правила регистрации спецтранспорта и средств механизации, возложении обязанности зарегистрировать в установленном законом порядке пять единиц спецтранспорта и средств механизации в уполномоченном органе: машины аэродромные уборочные «***» с гаражными номерами 155, 157, 158, тягач «***» гаражный номер 118, трактор «***» гаражный номер 245.

В обоснование требований истец указал, что ФГБОУ ВО УИ ГА является собственником указанных транспортных средств и осуществляет их эксплуатацию в контролируемой зоне аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» без регистрации, что свидетельствует о несоблюдении требований воздушного законодательства при организации аэродромного обеспечения полетов.

Непринятие мер для проведения государственной регистрации транспортных средств влечет отсутствие контроля за их техническим состоянием со стороны контролирующих органов, и, как следствие, создает предпосылки к возможному наступлению транспортных происшествий, а также - угрозу авиационной безопасности.

По результатам проверки в целях устранения выявленных нарушений воздушного законодательства при организации аэродромного обеспечения полетов 28.02.2019 Ульяновской транспортной прокуратурой ректору Института внесено представление. Однако до настоящего времени нарушения ответчиком не устранены, вышеуказанный спецтранспорт не имеет государственной регистрации.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УМВД России по Ульяновской области, Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФГБОУ ВО УИ ГА просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Указывает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Требования истца о признании незаконным бездействия ответчика разрешены судом в нарушение положений ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Заявленное прокурором требование не является надлежащим способом защиты права, поскольку судебное решение влечет установление дополнительной административной ответственности. Заявление прокурора подлежит рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке - в порядке производства по делам об административных правонарушениях.

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновский транспортный прокурор просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ФГБОУ ВО УИ ГА, УМВД России по Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Как установлено судом, в собственности ФГБОУ ВО УИ ГА имеется пять единиц спецтранспорта и средств механизации: три машины аэродромные уборочные «***» с гаражными номерами 155, 157, 158, тягач «***» гаражный номер 118, трактор «ДТ-75» гаражный номер 245, которые не поставлены ответчиком на специальный учет в установленном законом порядке и эксплуатируются без регистрационных номеров.

Ульяновским транспортным прокурором в адрес руководителя ФГБОУ ВО УИ ГА выносилось представление об устранении указанных нарушений, которое ответчиком не исполнено.

В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Согласно ст.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938 (ред. от 06.10.2017) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют: подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации; военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования.

Пунктом 24 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.06.2003 №150, пунктом 44 Инструкции по организации движения и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.07.2006 № 82, предусмотрено, что спецмашины, допускаемые к эксплуатации на территории аэродрома, подлежат учету в соответствующих государственных органах. Обязанность по регистрации спецтранспорта и средств механизации в соответствующих государственных органах возлагается на собственников транспортных средств.

Согласно подп.«а» п.16 Требований авиационной безопасности, предъявляемых к аэропортам, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 №142 в контролируемой зоне аэропорта не допускается эксплуатация автомобилей и механизмов, не зарегистрированных в установленном порядке.

Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоблюдении ответчиком требований действующего законодательства, регулирующего организацию безопасного обеспечения полетов, в связи с использованием на аэродроме «Ульяновск (Баратаевка) спецтехники, не прошедшей регистрацию в установленном законом порядке.

Установленные судом обстоятельства подтверждены представленными в дело доказательствами и не оспаривались ответчиком.

Довод ответчика в апелляционной жалобе о том, что заявленные прокурором требования необоснованно заявлены в порядке гражданского судопроизводства, судебная коллегия считает несостоятельным.

Требования прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, направленные на пресечение бездействия ответчика по несоблюдению закона и создающего угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, отвечают положениям ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указание в жалобе на то, что за нарушение законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения предусмотрена административная ответственность по ст.12.1 КоАП РФ, не свидетельствует о необоснованности заявленного прокурором иска и не опровергает правильность выводов суда и принятого по делу решения.

Судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения. Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения в силу ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновск от 15 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П.Бугаева» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: