Судебный акт
Восстановление на службе в органах внутренних дел
Документ от 12.11.2019, опубликован на сайте 03.12.2019 под номером 84709, 2-я гражданская, о восстановлении на службе и взыскании денежного довольствия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                          Дело № 33-4651/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    12 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора  Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-3301/19 по апелляционной жалобе Кузьмина Павла Ивановича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 июля 2019 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований  Кузьмина Павла Ивановича к УМВД России по Ульяновской области о признании незаконным приказа о  наложении дисциплинарного взыскания за коррупционное правонарушение от 03.06.2019 года, приказа об увольнении со службы  от 07.06.2019 года, восстановлении на службе, взыскании заработной платы за время  вынужденного   прогула, компенсации морального вреда  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Кузьмина  П.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Управления Министерства внутренних дел России по Ульяновской области Рыженковой О.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кузьмин  П.И.  обратился   в суд с иском  к УМВД России по Ульяновской области о признании незаконным приказа о  наложении дисциплинарного взыскания за коррупционное правонарушение от 03.06.2019, приказа об увольнении со службы  от 07.06.2019, восстановлении на службе, взыскании заработной платы за время  вынужденного   прогула, компенсации морального вреда.

В обоснование   иска указал, что  с 28.03.1996  он проходил службу в органах внутренних дел. С 29.09.2015 занимал должность *** Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Ульяновской области, имел специальное звание *** полиции.

Приказом начальника УМВД России по Ульяновской области от 03.06.2019 за № *** он привлечен к  дисциплинарной ответственности за коррупционное правонарушение в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по пункту 13 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с утратой доверия.

Приказом начальника УМВД России по Ульяновской области от 07.06.2019 за № *** уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 13 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011  № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с утратой доверия.

Считает наложенное на него дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы и его последующее увольнение незаконными, поскольку коррупционное правонарушение не совершал, а работодатель нарушил порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности.

Просил суд признать незаконными: приказ о привлечении к  дисциплинарной ответственности за коррупционное правонарушение, в виде увольнения его со службы в органах внутренних дел по пункту 13 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с утратой доверия;  приказ о увольнении со службы в органах внутренних дел по указанному основанию; восстановить  на службе в органах внутренних дел в должности *** Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Ульяновской области, либо на равнозначную ей должность; взыскать, с УМВД РФ по Ульяновской области сумму денежного довольствия, неполученного за период вынужденного прогула, из расчета среднего заработка за последние три месяца, компенсацию морального вреда  в размере, эквивалентном десятикратному размеру среднемесячного денежного довольствия.

В ходе судебного разбирательства Кузьмин П.И. уточнил  исковые требования   в части размера сумм, подлежащих взысканию, и просил суд взыскать, с УМВД России по Ульяновской области сумму денежного довольствия, неполученного за период вынужденного прогула в размере 145 030 руб. 06 копеек,  компенсацию морального вреда в сумме  574 080 руб., в остальной части исковые требования поддержал в полном объеме.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Кузьмин П.И. просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объёме. В обоснование истец указал, что проверку сведений о его доходах и имуществе УМВД России по Ульяновской области провело с нарушением срока проведения данной проверки, о начале проверки он уведомлен не был.

Кроме того отмечает, что проверка его декларации за 2018 год в соответствии с законодательством должна была проводиться с 01.06.2019.

Дополняет, что до проверки, назначенной по заявлению В*** С.А., никаких нарушений в отчётах по доходам и имуществу, у истца выявлено не было.

Считает, что поскольку он указывал сведения о своих доходах и имуществе на основании справок, выданных банком, цели укрытия данных сведений не преследовал, соответственно, привлечение его к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из органов внутренних дел в связи с утратой доверия считает необоснованным. 

В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Кузьмин Павел Иванович проходил службу в органах внутренних дел с 1996 года, с 29.09.2015  в должности  *** центра по противодействию экстремизму УМВД России по Ульяновской области.  

Прохождение службы сотрудниками органов внутренних дел регулируется специальными законами - Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3- ФЗ «О полиции» и Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 342- ФЗ).

Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел урегулированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе).

В силу статьи 1 названного Закона служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Как следует из материалов дела  Кузьмин П.И. приказом  начальника УМВД России по Ульяновской области от 03.06.2019  № *** за коррупционное правонарушение был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы в органах внутренних дел  по пункту 13  части 3  статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные  акты РФ» в связи с утратой доверия.

Приказом УМВД России по Ульяновской области от 07.06.2019  № *** *** полиции Кузьмин Павел Иванович уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 13 части третьей статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с утратой доверия.

Основанием увольнения истца послужил установленный проверкой достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - проверка достоверности и полноты сведений) факт представления Кузьминым П.И. заведомо недостоверных и неполных сведений в справках о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016, 2017 и 2018 годы, а также заведомо недостоверных и неполных сведений в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2016, 2017, 2018 годы.

Полагая данные приказы незаконными,  Кузьмин П.И. оспорил их в судебном порядке.

Рассмотрев по существу заявленные требования и дав верную правовую оценку представленным доказательствам в их совокупности и правильно применив закон, подлежащий применению, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Прохождение службы в органах внутренних дел, трудовые правоотношения между сторонами, возникшие в результате прохождения службы, регулируются специальными нормативными актами: Федеральным законом от 30.11.2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы вышеперечисленными специальными нормативными актами.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 50 Закона N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на сотрудника органов внутренних дел, в случае нарушения им служебной дисциплины, может налагаться дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по соответствующим основаниям.

В соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 82 Закона N 342-ФЗ, контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных ст. 82.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 82.1 Закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Как неоднократно указывал в судебных постановлениях Конституционный Суд РФ, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности. Таким образом, возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц (Постановление от 06.06.1995 N 7-П, Определения от 21.12.2004 N 460-О, от 16.04.2009 N 566-О-О, от 21.03.2013 N 421-О).

Должность, замещаемая Кузьминым П.И., включена в Перечень должностей федеральной государственной службы в МВД Российской Федерации, при назначении на которые и при замещении которых сотрудники обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруга и несовершеннолетних детей утвержденный приказом МВД России от 16.12.2016 г. № 848, (пункт 2 Перечня) Следовательно, Кузмин П.И. обязан в установленном порядке и сроки представлять сведения о своих доходах и расходах, а также аналогичные сведения в отношении своей супруги и несовершеннолетних детей.

В соответствии с Порядком представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным приказом МВД России от 14.12.2016 N 838 (ранее действующим приказом МВД России от 19.03.2010 N 205), сведения о расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляют сотрудники, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

12.02.2019  от гражданина В*** С.А. в УМВД России по Ульяновской области поступила жалоба, из содержания которой следует, что сотрудник УМВД Кузьмин П.И. имеет обязательства имущественного характера на сумму более 4 000 000 рублей, в том числе перед заявителем на сумму 840 462 руб. 33 коп.

На основании рапорта старшего инспектора группы по противодействию коррупции УМВД П*** И.А начальником УМВД России по Ульяновской области 22.02.2019 назначена проверка полноты и достоверности сведений, указанных Кузьминым П.И. в справках о доходах за 2016, 2017 годы.

В ходе проведенной проверки было установлено, что Кузьмин П.И. в  справках о своих доходах и расходах  за 2016-2018 года не указал  в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» счета, открытые на его имя, в разделе 6.2 «Сведения об обязательствах финансового характера» имеющиеся у него задолженности по кредитным договорам перед банками. Кроме того, в представленных Кузьминым П.И. сведениях о доходах и расходах супруги за 2016 – 2018 годы  также содержались неверные сведения: в разделе 1 «Сведения о доходах» за 2016 год указана завышенная сумма полученного дохода в размере 1 371 000 руб., в то время как по данным налогового учета – 25 388 руб., за 2017 год – указана завышенная сумма  дохода в размере 217 000 руб., а по данным налогового органа  дохода не имелось. В разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» за 2016 – 2018 годы не указаны сведения об имеющихся у  супруги истца счетах, при этом по одному из них оборот составил 160 000 руб.

Кроме того, по состоянию на 06.03.2019  в структурных подразделениях  службы судебных приставов находится 9 исполнительных производств, возбужденных в отношении должника Кузьмина П.И. на общую сумму  4 601 230 руб. 32 коп.

Систематически на счет Кузьмина П.И. (зарплатный), открытый в ПАО «Сбербанк России» в 2016-2017 годах поступали денежные средства от граждан  К*** А.Д. в сумме 584 000 руб., Б*** Д.Б. в сумме 170 000 руб.

Вышеизложенное подтверждено официальной информацией банков, а также  УФССП России по Ульяновской области и   истцом по делу не оспаривается.

Согласно методическим рекомендациям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2017 году (за отчетный 2016 год) в разделе 4 указываются сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях.

В соответствии с пунктом 99 указанных рекомендаций в данном разделе справки отражается информация обо всех счетах, открытых по состоянию на отчетную дату, вне зависимости от цели их открытия и использования, в том числе: счета с нулевым остатком на 31 декабря отчетного года (подпункт 2); счета, открытые для погашения кредита (подпункт 4); счета пластиковых карт, кредитные карты (подпункт 5).

В данном разделе отражается информация обо всех счетах, открытых по состоянию на отчетную дату, вне зависимости от цели их открытия и использования.

Подлежит указанию информация о счетах пластиковых карт даже в случаях окончания срока действия этих карт (их блокировки), если счет данной карты не был закрыт банком или иной кредитной организацией по письменному заявлению держателя карты (пункт 102).

При наличии кредитной карты соответствующие данные (наименование и адрес банка или иной кредитной организации, вид и валюта счета, дата открытия счета) указываются в разделе 4 и отражаются в справке лица, на которого оформлен кредитный договор (пункт 107).

В случае если задолженность по кредитной карте или овердрафту составляет более 500 000 рублей, то возникшее в этой связи обязательство финансового характера необходимо указать в подразделе 6.2 справки (пункт 110).

Подраздел 6.2. «Срочные обязательства финансового характера».

В данном подразделе указывается каждое имеющиеся на отчетную дату срочное обязательство финансового характера на сумму, равную или превышающую 500 000 рублей, кредитором или должником по которым является служащий (работник), его супруга (супруг), несовершеннолетний ребенок (пункт 139).

Согласно пункту 146 помимо прочего подлежат указанию: договор займа (подпункт 3); иные обязательства, в том числе установленные решением суда (подпункт 10).

В методических рекомендациях Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2018 и 2019 годах (за отчетные 2017 и 2018 годы) содержатся аналогичные положения о порядке заполнения справок о доходах.

Таким образом, представленные Кузьминым П.И., сведения о доходах и расходах  своих и супруги за 2016 – 2018 годы являются не полными и недостоверными.

Часть 1 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязывает граждан, претендующих на замещение должностей гражданской службы, включенных в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданских служащих, замещающих должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

Аналогичные требования в целях противодействия коррупции установлены п. 1 и п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Обязанность предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возложена на сотрудника полиции в силу п. 10 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О полиции».

Таким образом, доводы о том, что истец не знал об открытых на его имя счетах в банках, о поступлении на его зарплатную карту  денежных средств от третьих лиц, а также о доходах своей супруги и открытых на ее имя счетах в банках несостоятельны и правового значения не имеют, поскольку обязанность по предоставлению достоверных сведений о дохода и расходах за очередной год лежит на государственном служащем, который при необходимости имеет возможность и обязан был получить официальные сведения в банке о наличии открытых на его имя, либо на имя его супруги  счетах, а также сведения о поступлении денежных средств.

Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О   службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-розыскной деятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 года № 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.

Положением определяется порядок осуществления проверки соблюдения государственными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке, в том числе работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении (п. 12 Положения).

В соответствии с п. п. «а» п. 22 Положения руководитель соответствующей кадровой службы обеспечивает уведомление в письменной форме государственного служащего о начале в отношении него проверки и разъяснении ему содержания подпункта «б» настоящего пункта - в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения.

По окончании проверки соответствующая кадровая служба обязана ознакомить государственного служащего с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне (п. 23 Положения).

По результатам проверки должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность федеральной государственной службы, в установленном порядке представляется доклад. При этом в докладе должно содержаться предложение, указанное в п. 28 Положения, в частности о предоставлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению (подпункт «д»).

Должностное лицо, уполномоченное назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившее государственного служащего на должность федеральной государственной службы, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, принимает одно из следующих решений, том числе: применить к государственному служащему меры юридической ответственности; предоставить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (п. 31 Положения).

Проверка полноты и достоверности сведений, указанных Кузьминым П.И. в справках о доходах за 2016, 2017 годы, назначена начальником УМВД на основании п. 10 Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации oт 21.09.2009       № 1065, по рапорту старшего инспектора группы противодействия коррупции УМВД П*** И.А. от 22.02.2019.

Кузьмин П.И. уведомлен о назначении проверки 25.02.2019, что подтверждено его личной подписью в уведомлении.

Врио начальника УМВД России по Ульяновской области 19.04.2019 принято решение о продлении срока проверки до 22.05.2019.

Полученные в ходе проверки сведения и материалы указывали на представление Кузьминым П.И. в 2016, 2017 и 2018 годах не достоверных и неполных сведений о своих доходах и расходах и доходах и расходах супруги.

В этой связи в докладе от 21.05.2019  в соответствии с подпунктом «д» пункта 28 Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065, сделан вывод о направлении материалов проверки в отношении Кузьмина П.И. на рассмотрение аттестационной комиссией УМВД по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулировании конфликта интересов.

24.05.2019 (исх. № 3/1007) в ЦПЭ УМВД направлена информация о  рассмотрении вопроса в отношении Кузьмина П.И. 28.05.2019 на заседании аттестационной комиссии УМВД по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов, с приложением информации о результатах проверки для ознакомления Кузьмина П.И.

При рассмотрении доклада о результатах проверки исполнения обязанности и соблюдения запретов, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» *** полиции Кузьминым П.И. комиссия установила, что он совершил коррупционное правонарушение, выразившееся в предоставлении заведомо неполных и недостоверных сведений в справках о своих доходах и справках о доходах своей супруги за 2016, 2017, 2018 годы.

Комиссией рекомендовано за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в несоблюдении ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции федеральными законами «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О противодействии коррупции», «О полиции» с учетом характера совершенного коррупционного правонарушения, степени вины, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств привлечь Кузьмина П.И. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из органов внутренних дел в связи с утратой доверия.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско- правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 2 части ст. 13.1 указанного Федерального закона лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Согласно ст. 30.1 Федерального закона «О полиции» за несоблюдение сотрудником полиции ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008  № 273-ФЗ «С противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные федеральным законом, определяющим порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел.

В силу требований ст. 50.1 Федерального закона № 342-ФЗ за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований с предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «С противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются  взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Законом установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, предусмотрены особенности исчисления сроков применения дисциплинарного взыскания в случае совершения таких нарушений.

Согласно ст. 51.1 Федерального закона №342-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 Федерального закона № 342-ФЗ, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии.

При наложении взысканий, предусмотренных статьями 50.1 и 82.1 вышеуказанного Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей.

Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 Федерального закона № 342-ФЗ, налагаются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть наложено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

В соответствии с п. 13 части 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011  № 342-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 82.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 82.1 указанного Закона сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Из содержания приведенных норм следует, что они определяют правовые последствия несоблюдения ограничений, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел, и порядок наложения взысканий за коррупционные правонарушения.

В случае установления факта представления заведомо недостоверных или неполных сведений сотрудник органов внутренних дел на основании рекомендации аттестационной комиссии с учетом характера совершенного коррупционного правонарушения подлежит увольнению в связи с утратой доверия, а контракт с ним - расторжению. Применение других мер ответственности в данном случае невозможно, поскольку закон (пункт 13 части 3 статьи 82, пункт 2 части 1 статьи 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ) не предоставляет руководителю органа внутренних дел при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, право избрать для такого сотрудника иную более мягкую меру дисциплинарной ответственности, чем увольнение из органов внутренних дел.

Увольнение сотрудников органов внутренних дел за утрату доверия обусловлено особым правовым статусом указанных лиц.

31.05.2019 Кузьмин П.И. ознакомлен с выпиской из протокола.

Приказом УМВД России по Ульяновской области от 03.06.2019  № *** на *** полиции Кузьмина П.И. наложено взыскание за совершение коррупционного правонарушения в виде увольнения по пункту 13 части третьей статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011  № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с утратой доверия. С данным приказом истец ознакомлен под роспись 05.06.2019.

Взыскание, наложенное на *** полиции Кузьмина П.И. реализовано приказом УМВД России по Ульяновской области от 07.06.2019  № ***, с которым истец также ознакомлен под роспись в день его издания.

Исходя из вышеизложенного, с учетом приведенных правовых норм, вывод суда о том, что порядок проверки достоверности и полноты представленных Кузьминым П.И. сведений о доходах и расходах за 2016-2018 годы, а также привлечения его к  дисциплинарной ответственности в виде увольнения  за коррупционное правонарушение Управлением МВД России по Ульяновской области соблюден, является законным и обоснованным.

Доводы  апелляционной жалобы в части того, что ответчиком допущены нарушения сроков и порядка проведения проверки полноты  и достоверности  представленных Кузьминым П.И. сведений о доходах и расходах и имущественных обязательствах, выразившиеся в том, что его уведомили о проверки указанных сведений за 2015-2017 годы, в то время как проверка была проведена в том числе и представленных им сведений за 2018 год и указанные нарушения были вменены  истцу, являются несостоятельными и не ставят под сомнение правильность выводов суда.

Так, о назначении  указанной проверки Кузьмин П.И. был уведомлен 25.02.2019, что им не оспаривается. На тот момент истцом были сданы сведения о доходах, расходах и имуществе за 2015-2017 годы, срок сдачи декларации за 2018 год не наступил. 

В ходе проведения  оспариваемой проверки Кузьмин П.И. также подал сведения о доходах и расходах за 2018 год. При опросе Кузьмина П.И. в ходе проверки ему  были предоставлены на обозрение  справки о доходах за 2018 год и указаны нарушения, которые были им допущены  при их заполнении, также предложено дать по данным фактам объяснение, что и было сделано Кузьминым П.И. Таким образом, в ходе проверки истец знал о том, что проверяются также и представленные им сведения о доходах за 2018 год.

Сотрудник или гражданский служащий может представить уточненные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение одного месяца после окончания срока, указанного в пункте 1 настоящего Порядка, т.е. до 30 мая (п. 19 Порядка).

Однако,  уточненные сведения в установленном порядке Кузьминым представлены не были, пояснений либо материалов опровергающих выявленные нарушения, в ходе проверки также не представлено. Окончательная оценка и выводы УМВД относительно представленных Кузьминым сведений о доходах за 2018 год сделаны с соблюдением срока, установленного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009  № 1065.

В последующем  Кузьминым П.И. изменения  в  декларации не вносились, хотя    такая  возможность у него имелась.

Нарушения же, допущенные истцом при предоставлении сведений о доходах и расходах за 2015 год истцу не вменялись.

С требованиями, установленными методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательства Кузьмин П.И. был ознакомлен.

Таким образом, судебная коллегия полагает законным и обоснованным вывод суда об установлении  факта систематического, в течение последних трех лет, предоставления Кузьминым П.И. заведомо недостоверных и неполных сведений,  при том, что  достоверными сведениями об имуществе и о доходах Кузьмин П.И.  располагал.

При  оформлении  деклараций в отношении супруги,  он не предпринял мер  к  верному  и достоверному   изложению    информации,    не обращался к работодателю с просьбой  оказать содействие в проверке   сведений о доходах супруги с целью предоставления достоверных и полных сведений о ее доходах.

Исходя из вышеизложенного, суд правомерно сделал вывод о том, что  факт совершения истцом действий, повлекших за собой утрату доверия, нашел свое подтверждение, в связи с чем, у ответчика имелись основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности и увольнения из органов внутренних дел, порядок проведения служебной проверки и увольнения истца работодателем соблюден.

При таких обстоятельствах, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Кузьмина П.И. о признании незаконными и отмене  приказов о привлечении  истца к дисциплинарной ответственности ( № *** от 03.06.2019) и увольнении (№ *** от 07.06.2019)  со службы в органах внутренних дел  по пункту 13 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с утратой доверия, восстановлении на службе, взыскании  денежного содержания за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кузьмина Павла Ивановича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: