Судебный акт
Взыскание компенсации за приобретение ТСР
Документ от 12.11.2019, опубликован на сайте 03.12.2019 под номером 84678, 2-я гражданская, о взыскании расходов на приобретение ТСР, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                      Дело № 33-4642/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    12 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-3211/19 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 июля 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Арининой Светланы Константиновны удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Арининой Светланы Константиновны компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 1 518 руб. 88 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Аринина С.К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ - УРО ФСС) о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.

Требования обосновала тем, что она приходится матерью ребенка-инвалида А*** А.А., *** года рождения. Согласно индивидуальной программе реабилитации А*** А.А. нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе в ***.

Поскольку ребенок не был обеспечен данным ТСР, истица самостоятельно его приобрела, за что ею было уплачена сумма 4 000 руб., что подтверждается товарным чеком. Эти средства ТСР были приобретены у ИП Кочетковой М.А., которая в 2018 году работала без применения кассового аппарата, поэтому кассовые чеки ею не выдавались.

Аринина С.К. обратилась в ГУ - УРО ФСС с заявлением о выплате денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства ТСР, однако ответчик  письмом от 26.03.2019  отказал в выплате в связи с тем, что не представлены кассовые чеки на приобретенные средства ТСР.

Просила признать отказ от 26.03.2019 незаконным и взыскать денежную компенсацию за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации в размере 4 000 руб.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе ГУ - УРО ФСС просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт которым отказать в удовлетворении исковых требований Арининой С.К. в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что без контрольно-кассового чека, гарантийного талона и паспорта ТСР с отметкой о его продаже, ответчик не может возместить истице денежные средства за самостоятельное приобретение ТСР, поскольку будет нарушен порядок возмещения денежных средств.

Полагает, что нарушение ИП Кочетковой М.А. законодательства, выраженное в неиспользовании контрольно-кассового аппарата при продаже товаров, не подтверждает факта покупки спорного ТСР в магазине последней.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон,  извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и  надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетний сын истицы -  А*** А.А., *** года рождения,  является ребенком-инвалидом.

Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Бюро № 14 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» ему выдана индивидуальная программа реабилитации (ИПР) от 04.12.2005, которой в разделе «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета» установлена нуждаемость А*** А.А., в том числе, в  ***.

Указанное техническое средство реабилитации (ТСР) было приобретено Арининой С.К. самостоятельно у ИП Кочетковой М.А. за 4 000 руб., что подтверждается товарным чеком от 03.12.2018 № 93.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 г. № 57н, который предусматривает, что компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.

Аринина С.К. обратилась в ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования  с заявлением об оплате за самостоятельно приобретенное ТСР, представив все имеющиеся у нее платежные документы.

В ответе от 26.03.2019  ГУ – УРО ФСС отказал Арининой С.К. в оплате  за самостоятельно приобретенное ТСР, указав, что ею не представлен кассовый чек.

Аринина С.К. оспорила данный отказ в судебном порядке.

Суд, рассмотрев по существу  заявленные требования, на основании представленных  доказательств, правильно пришел к выводу о частичном удовлетворении требований Арининой С.К.

Так ответчиком не оспаривалась нуждаемость ребенка-инвалида А*** А.А. в обеспечении  *** и правомерность приобретения данной *** истицей.

На основании представленного товарного чека и пояснений ИП Кочетковой М.А., а также иных доказательств, в том числе и налоговой отчетности, постановления о привлечении ИП Кочетковой М.А. к административной ответственности за работу без контрольно-кассового аппарата и т.д.,  суд верно установил, что данное ТСР 03.12.2018 было фактически приобретено Арининой С.К. При этом, истице при покупке была выдана продавцом соответствующая справка о том, что данный продавец может осуществлять предпринимательскую деятельность без применения кассового аппарата.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что невыдача истице кассового чека при приобретении ТСР, равно как и осуществление торговли ИП Кочетковой М.А. специализированными изделиями, предназначенными для инвалидов в непредназначенном для этого месте,   не является основанием к отказу истице в выплате денежной компенсации за их самостоятельное приобретение, поскольку ее вины в этом не имеется, а проверять при этом законность такого права не входит в обязанность истицы как покупателя.

Исходя из этого, вывод суда о том, что  истица имеет право на возмещение ей расходов за самостоятельное приобретение ТСР для ребенка-инвалида является правомерным.

Доводы апелляционной жалобы  сводятся к несогласию с принятым судом решением и основаны на   иной оценке доказательств, а потому не являются основанием к его отмене.

При определении размера денежной компенсации суд обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011  № 57н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 № 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 214н, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией (п. 3).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 4).

Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).

Согласно  информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг стоимость заявленного истицей к возмещению ТСР по последней размещенной по времени заявке по состоянию на 13.12.2018 г. составляет для *** 1 518 руб. 88 коп.

Соответственно, суд правильно взыскал с ГУ – УРО ФСС  компенсацию за самостоятельно-приобретенное ТСР в размере 1 518 руб. 88 коп.

Размер взысканной компенсации сторонами не оспаривается.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: