Судебный акт
О назначении досрочной страховой пенсии по старости
Документ от 12.11.2019, опубликован на сайте 03.12.2019 под номером 84674, 2-я гражданская, об обязании назначить досрочную страховую пенсию, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сергеева О.Н.                                                        Дело № 33-4638/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    12 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2290/19 по апелляционной жалобе Болога Олега Александровича на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 5 июля 2019 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Болога Олега Александровича  к государственному учреждению  -  Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о назначении  страховой пенсии по старости досрочно согласно пункту 16 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Болога О.А., его представителя Лагойда И.А., полагавших решение суда незаконным и необоснованным, настаивавших на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Болог О.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению -  Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области (далее по тексту – ГУ УПФ РФ в Засвияжском районе города Ульяновска)  о назначении  страховой пенсии по старости досрочно.

В обоснование своих требований указал, что он после переселения из Украины в Россию является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает в городе Ульяновске. Ранее он проживал на Украине и проходил службу в МВД и МЧС Украины с 01.01.1993  по 26.04.2011, где ему была назначена  досрочная пенсия по старости  в связи с наличием необходимого стажа, что подтверждается пенсионным удостоверением. Начиная с февраля 2018 года, Болог О.А. обращался в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе города Ульяновска  с заявлениями о назначении  ему досрочной страховой пенсии по старости, однако в этом ему отказано в связи с недостаточной продолжительностью страхового стажа в России, а также с отсутствием специального стажа работы. Последний отказ датирован 25.03.2019. При обращении за назначением пенсии истцом предоставлялись документы, подтверждающие специальный стаж, но они не приняты ответчиком  по тем основания, что предоставленные им сведения  могут быть учтены только после  подтверждения. При этом надлежащая проверка этих сведений  ответчиком не проводилась. Истец полагает, что, по его мнению, располагает  подтверждающими документами, на которые не обращено внимание  при повторном обращении к ответчику в 2019 году.

Считает отказ в назначении ему пенсии  является незаконным, поскольку соответствии со статьей 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 он относится к категории лиц, на которых распространяется  требования этого закона. В силу пункта 4 этого закона он как гражданин России проходил службу на Украине, входящей в состав участников Содружества независимых государств, соответственно, вправе в соответствии с Соглашением о социальном обеспечении получать  пенсию. Статья 7 Соглашения  о гарантиях прав граждан государств-участников  СНГ (от 13.03.1992) предусматривает  прекращение выплаты пенсии по прежнему месту жительства, если пенсия того же вида  предусмотрена законом по новому месту жительства.  Достижение определенного возраста, необходимого стажа, сохранение имеющихся льгот в связи с переездом  в Россию на постоянное место жительства, дают истцу основания для обращения с иском в суд о назначении ему пенсии по новому места жительства. 

Просил  обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе города Ульяновска  назначить ему досрочную страховую пенсию по старости  в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» с момента обращения, взыскать с ответчика в его пользу причитающуюся ему пенсию со дня обращения к ответчику  по день принятия судом решения.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Болог О.А. просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить его исковые требования в полном объёме.

В обоснование жалобы указывает доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Считает, что поскольку Россия и Украина являются участниками соглашения стран Содружества Независимых Государств, он имеет право на получение такой же пенсии, как получал на Украине.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в Засвияжском районе города Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе города Ульяновска, извещенного о месте и времени судебного разбирательства своевременно и  надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет ( в редакции, действовавшей до 01.01.2019).

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

13.03.1992 государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Украиной, подписано  Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее Соглашение от 13.03.1992).

В соответствии со статьей 1 названного  Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется  по законодательству государства, на территории  которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается  трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а  также на территории бывшего СССР   за время до вступления в силу Соглашения.

Государства-участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать  необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при  наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть  суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в  течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонда РФ,  а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, проработавшие не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста. (пп.16, п. 1, ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»)

Из материалов дела следует, что Болог Олег Александрович, *** года рождения, в настоящее время является гражданином Российской Федерации.

Являясь гражданином Украины, Болог О.А. в период с 04.01.1993  по 26.04.2011  проходил службу в МВД, МЧС Украины, что подтверждено трудовой книжкой.

Бологу О.А. на Украине была назначена пенсия за выслугу лет с 19.09.2012.

Истец 21.02.2018 и  08.06.2018  обращался в ГУ – Управление Пенсионного фона РФ в Засвияжском районе города Ульяновска с заявлениями  о назначении страховой пенсии по старости досрочно по подпункту 16 пункта 1 части 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решениями пенсионного органа  от 28.05.2018   № 998 УПФР и  от 21.09.2018 за № 1202 в назначении указанной выше пенсии истцу отказано, поскольку представленными документами не подтвержден, специальный стаж  на дату обращения, а также у истца отсутствует и страховой стаж.

Не согласившись с данными решениями, Болог О.А. оспорил их в судебном порядке.

Рассмотрев по существу и отказав в удовлетворении заявленных требований, суд дал верную правовую оценку представленным доказательствам в их совокупности и применил закон, подлежащий применению.

При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж, предусмотренный пп.16, п. 1, ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» ), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства  Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на  пенсию независимо  от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 за пределами Российской Федерации после 01.01.2002  могут быть включены в подсчет страхового стажа при  условии оплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в  соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории  государства-участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение  либо на социальное страхование.

Таким образом, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается  трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а  также на территории бывшего СССР   за время до вступления в силу Соглашения в порядке, предусмотренном законодательством государства, на территории которого они проживают.

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 16.07.2014 за №  665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»  применяются, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, - перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 г. №  702 «Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

В соответствии с данными Перечнями право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости установлено: независимо от возраста только спасателям, спасателям 1, 2, 3 классов и спасателям международного класса, для которых основными условиями являются участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, работа спасателями не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях. По достижению возраста 40 лет: работникам, постоянно проработавшим спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций: командирам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной группы; начальникам центрального аэромобильного спасательного отряда, аэромобильных спасательных отрядов и их заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной службы и его заместители по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного подразделения, спасателям, спасателям 1, 2, 3 класса, спасателям международного класса.

Согласно справки Главного управления государственной службы Украины чрезвычайных ситуаций в Харьковской области  от 30.05.2018  № 267  Болог О.А.  с 04.01.1993  (приказ № 1 о/с от 04.01.1993) по 26.04.2011   (приказ № 161 о/с от 26.04.2011) проходил службу в управлении пожарной охраны  ***, после неоднократной реорганизации (переформирования)  - Главное территориальное управление МЧС в ***.

По справке Шевченского районного отдела г. Харькова Главного управления государственной службы Украины чрезвычайных ситуаций в Харьковской области  от 25.05.2018 г. за № 250-768  Болог О.А. проходил службу в должности пожарного 1-й ***, во время прохождения службы принимал участие в тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно справкам  Главного управления ГСЧС Украины в Харьковской области  о денежном обеспечении  для начисления пенсии Болог О.А.  проходил службу, страховые взносы не начислялись.

Исходя из вышеприведенных документов, судебная коллегия полностью соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Болог О.А. в спорный  период осуществлял работу в должности, не предусмотренной перечнем должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающих право для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Соответственно суд обоснованно отказал в удовлетворении  исковых требований Болога О.А., не усмотрев достаточных оснований для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.16, ч. 1, ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым решением и основаны на неверном толковании закона.

Так, порядок назначения пенсии лицам, переехавшим на постоянное место жительства в Российскую Федерацию регулируется международным  Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее Соглашение от 13.03.1992), и Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», соответственно ссылка представителя истца на законодательство о вынужденных переселенцах и предоставляемых им льготах в данном случае  не применимо.

Также действующим пенсионным законодательством не предусмотрена выплата пенсии, назначенной по законодательству иного государства, в данном случае Украины, с последующим ее перерасчетом по законодательству Российской Федерации.

В остальной части доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 5 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Болога Олега Александровича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: