Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 12.11.2019, опубликован на сайте 27.11.2019 под номером 84658, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение инвалида лекарственным препаратом, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Власова Е.А.                                                     Дело № 33-4598/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   12 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Фёдоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №1428/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 2 июля 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Инкина Николая Акимовича удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Инкина Николая Акимовича денежные средства в размере 7964 рубля 40 копеек, затраченные на приобретение лекарственных препаратов ***, ***, компенсацию морального вреда в размере 2000  рублей, всего взыскать 9964 (девять тысяч девятьсот шестьдесят четыре) рубля 40 копеек.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить  Инкина Николая Акимовича, *** года рождения, лекарственными препаратами  в соответствии с назначением врача по рецептам:

от 23.11.2018 серии 7318I1 №1000193361 - *** в количестве 3 единиц,

от 25.12.2018 серии 7318I1 №1000200094 – *** в количестве 2 единиц,

от 25.12.2018 серии 7318I1 №1000200098 - *** в количестве 1 единицы,

от 06.02.2019 серии 7319I1 №1000207342 - *** в количестве 2 единиц,

от 06.02.2019 серии 7319I1 №1000207343 - *** в количестве 4 единиц,

от 06.02.2019 серии 7319I1 №1000207341 - *** в количестве 1 единицы,

от 07.02.2019 серии 7319I1 №1000207493 – *** в количестве 2 единиц,

от 07.02.2019 серии 7319I1 №1000207496 – *** в количестве 1 единицы,

от 05.03.2019 серии 7319I1 №1000212893 – *** в количестве 1 единицы,

от 05.03.2019 серии 7319I1 №1000212894 – *** в количестве 1 единицы,

от 05.03.2019 серии 7319I1 №1000212889 – *** в количестве 1 единицы,

от 05.03.2019 серии 7319I1 №1000212890 – *** в количестве 2 единиц,

от 05.03.2019 серии 7319I1 №1000212888 - *** в количестве 1 единицы,

от 05.03.2019 серии 7319I1 №1000212891 – *** в количестве 2 единиц,

от 05.03.2019 серии 7319I1 №1000212892 - *** в количестве 1 единицы,

от 11.03.2019 серии 7319I1 №1000213447 - *** в количестве 3 единиц,

от 08.04.2019 серии 7319I1 №1000219113 - *** в количестве 3 единиц,

от 08.04.2019 серии 7319I1 №1000219111 - *** в количестве 3 единиц,

от 08.04.2019 серии 7319I1 №1000219112 - *** в количестве 4 единиц,

от 08.04.2019 серии 7319I1 №1000219110 - *** в количестве 1 единицы,

от 08.04.2019 серии 7319I1 №1000219108 – *** в количестве 1 единицы,

от 08.04.2019 серии 7319I1 №1000219107 - *** в количестве 1 единицы. 

В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в большем размере отказать.

В удовлетворении исковых требований к  Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» отказать.

Решение суда в части понуждения Министерства здравоохранения Ульяновской области обеспечить Инкина Николая Акимовича, *** года рождения, лекарственными препаратами *** в соответствии с назначением врача по рецепту от 05.03.2019 серии 7319I1 №1000212894, *** раствор для ингаляций 0,25 мг+0,5мг/мл/20мл №1 в соответствии с назначением врача по рецептам от 06.02.2019 серии 7319I1 №1000207343, от 08.04.2019 серии 7319I1 №1000219112 подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи  Казаковой М.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Инкин Н.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к своевременному оформлению рецептов на лекарственный препарат, обеспечении лекарственными препаратами, взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что является инвалидом *** группы, имеет заболевание ***, в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных препаратов по рецептам врача. 01.10.2018, 23.11.2018, 25.12.2018, 06.02.2019, 07.02.2019, 05.03.2019, 11.03.2019 и 08.04.2019  ему были выписаны рецепты на лекарственные препараты ***. При обращении в аптечный пункт АО «УльяновскФармация» в г. Димитровграде в выдаче указанных лекарственных препаратов было отказано по причине их отсутствия, в связи с чем лекарственные препараты по рецептам серии 7318I1 №1000182164 от 01.10.2018, серии 7318I1 №1000193364 от 23.11.2018, серии 7318I1 №1000200100 от 25.12.2018,  серии 7318I1 №1000200097 от 25.12.2018, серии 7318I1 №1000200089 от 25.12.2018, серии 7319I1 №1000207342 от 06.02.2019, серии 7319I1 №1000219109 от 08.04.2019, серии 7319I1 №1000207346 от 06.02.2019, всего на общую сумму 7964,40 руб. он приобрёл на собственные средства, поскольку указанные лекарственные препараты являются жизненно важными, в связи с чем недопустим пропуск в их приеме. Кроме того, в связи с отсутствием лекарственных препаратов и бездействием ответчиков он испытывал нравственные страдания. Просил обязать ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России обеспечить своевременное оформление рецептов на ранее указанные лекарственные препараты  в соответствии с медицинскими показаниями; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в его пользу денежные средства в размере 7964,40 рублей, затраченные на приобретение лекарственных препаратов по рецептам врача, компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей, обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить его лекарственными препаратами *** по рецептам врача серии 7319I1 №1000207342 от 06.02.2019 и серии 7319I1 №1000219111 от 08.04.2019, *** по рецептам врача серии 7318I1  №1000193361 от 23.11.2018, серии 7319I1 №1000213447 от 11.03.2019,  серии 7319I1 №1000219113 от 08.04.2019, *** 0,25мг №30 по рецептам врача серии 7318I1 №1000200094 от 25.12.2018, серии 7319I1 №1000212889 от 05.03.2019, *** по рецептам врача серии 7319I1 №1000207493 от 07.02.2019, серии 7319I1 №1000212890 от 05.03.2019, *** по рецептам врача серии 7318I1 №1000200098 от 25.12.2018, серии 7319I1 №1000207341 от 06.02.2019, серии 7319I1 №1000212888 от 05.03.2019, серии 7319I1 №1000219110 от 08.04.2019, *** по рецепту врача серии 7319I1 №1000212894 от 05.03.2019, *** по рецептам врача серии 7319I1 №1000207343 от 06.02.2019, серии 7319I1 №1000219112 от 08.04.2019, *** по рецептам врача серии 7319I1 №1000212891 от 05.03.2019, *** по рецептам врача серии 7319I1 №1000207496 от 07.02.2019, серии 7319I1 №1000212893 от 05.03.2019, серии 7319I1 №1000219108 от 08.04.2019, *** по рецептам врача  серии 7319I1 №1000212892 от 05.03.2019, серии 7319I1 №1000219107 от 08.04.2019.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено АО «УльяновскФармация».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами, в связи с чем считает, что прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Указывает на невозможность обеспечения истца спорными лекарствами, указанными в исковом заявлении по причине истечения срока действия рецептов. Считает, что факт причинения истцу нравственных страданий, вызванных бездействием Министерства по обеспечению Инкина Н.А. лекарственными препаратами, не доказан. Более того отмечает, что медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Так же полагает, что увеличить дозировку, количество и выписывать лекарство и медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Ссылается на отсутствие возможности обеспечить истца спорными лекарствами за прошлый год по причине завершения 2018 финансового года.

Дело рассмотрено  в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Инкин Н.А. является инвалидом *** группы, ему диагностировано заболевание: ***, в связи с чем он имеет право на бесплатное получение ряда лекарственных препаратов по рецептам врача. 01.10.2018, 23.11.2018, 25.12.2018, 06.02.2019, 07.02.2019, 05.03.2019, 11.03.2019 и 08.04.2019  ему были выписаны рецепты на жизненно необходимые ему лекарства, однако они не были ему выданы в аптеке, в связи с чем он был вынужден приобрести лекарственные препараты на собственные средства на общую сумму 7964,40 руб.

Ссылаясь на данные обстоятельства, Инкин Н.А. обратился в суд с иском с вышеуказанными требованиями.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований Инкина Н.А. в части обеспечения лекарственными препаратами и взыскании денежных средств, потраченных на их приобретение, не установлено.

Вывод суда в данной части мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В силу положений ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Как следует из положений п. 2, 3 ст. 2 Федерального закона  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В силу положений ст. 10 данного Закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии со ст. 6.2 того же закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 №2738-р, лекарственные препараты *** внесены в указанный перечень, и истец на основании статей 6.1, 6.2, 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

Истец нуждается в приёме ряда жизненно необходимых ему лекарственных препаратов, которые были назначены и выписаны ему лечащим врачом ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России в установленном законом порядке. Однако льготные рецепты на получение лекарств *** от 01.10.2018, 23.11.2018, 25.12.2018, 06.02.2019, 07.02.2019, 05.03.2019, 11.03.2019, 08.04.2019 не были обслужены в течение месячного срока их  действия по причине их отсутствия в наличии в аптеках АО «УльяновскФармация», в связи с чем истец был вынужден приобрести лекарственные препараты по данным рецептам за собственный счёт, что подтверждается товарными и кассовыми  чеками, представленными в материалы дела. Право истца на обеспечение данными лекарственными препаратами ответчиками не оспаривается, в связи с чем  судебная коллегия полагает верными выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований в данной части.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку  не основаны на нормах материального права и фактических обстоятельствах дела.

Между тем, решение суда о взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца компенсации морального вреда является необоснованным, в силу чего подлежит отмене.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

Судебная коллегия полагает, что доказательств причинения Министерством здравоохранения Ульяновской области физических и нравственных страданий истцу не представлено. В судебном заседании истец участия не принимал, его представитель пояснений по поводу требований о компенсации морального вреда не давал, каких-либо доводов в их обоснование не приводил. В дополнении к иску Инкин Н.А., страдающий ***, ссылался на ухудшение состояния своего здоровья в связи с отсутствием лекарственных препаратов и последовавшую госпитализацию. Однако из представленных медицинских документов о госпитализации Инкина Н.А. в *** 2019 г. усматривается, что он поступил в медицинское учреждение в связи с внезапно возникшим приступом, при этом заболеванием органов *** системы  страдает более 40 лет, курит много лет.  Из искового заявления следует, что по всем выданным истцу рецептам приобретение лекарственных препаратов осуществлялось за счет его собственных денежных средств, которые взысканы в его пользу решением суда, то есть перерыва в приеме лекарственных препаратов, не установлено. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для взыскания денежной компенсации не имелось, решение в этой части подлежит отмене, а исковые требования   Инкина Н.А. – оставлению без удовлетворения.

В силу изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 2 июля 2019 года отменить в части взыскания компенсации морального вреда.

В удовлетворении требований Инкина Николая Акимовича к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: