Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 12.11.2019, опубликован на сайте 27.11.2019 под номером 84650, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                     Дело № 33-4462/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                12 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3134/19 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 июля 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора  Заволжского района г.Ульяновска в интересах Шароновой Натальи Анатольевны удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Шаронову Наталью Анатольевну лекарственным препаратом  *** по рецепту врача от 26.03.2019.

 

Заслушав доклад судьи  Казаковой М.В., мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Заволжского района г.Ульяновска, действующий в интересах Шароновой Н.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области об  обеспечении лекарственными средствами по рецептам лечащего врача. В обоснование требований указал, что Шаронова Н.А. является инвалидом, наблюдается лечащим врачом государственного учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница» (далее - ГУЗ ЦГКБ) с диагнозом: *** и по медицинским показаниям нуждается в применении лекарственного препарата  ***, на получение которого лечащим врачом ей был выписан рецепт от 26.03.2019. Однако до настоящего времени указанный рецепт не обеспечен аптечным учреждением.  Поскольку инвалиды относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан, в соответствии со ст.45 ГПК РФ просил обязать ответчика обеспечить Шаронову Н.А. лекарственным препаратом *** по рецепту врача от 26.03.2019.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами, в связи с чем считает, что прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Кроме того, указывает на невозможность обеспечения истицы спорным лекарством по причине истечения срока действия рецепта от 26.03.2019 на получение препарата  ***. Полагает, что медицинские показания истицы могут изменяться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами, при этом увеличить дозировку, количество и выписывать лекарство впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Дело рассмотрено  в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено, что Шаронова Н.А. наблюдается в ГУЗ ЦГКБ с диагнозом ***, по медицинским показаниям нуждается в применении лекарственного препарата ***, на который ей лечащим врачом был выписан рецепт от 26.03.2019. Однако до настоящего времени истица не обеспечена спорным лекарственным препаратом.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Заволжского района г.Ульяновска обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Принимая решение об удовлетворении требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В развитие указанных положений, ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которым оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13).

В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

Согласно ч.1 ст.6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В утвержденный Перечень включены лица, страдающие ***  по всем лекарственным средствам.

Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено: осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой; привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

Таким образом, из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что, прежде всего, обязанность по обеспечению истца лекарственными препаратами возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в лице уполномоченных органов.

На эти же органы возложена обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

Пунктом 2.1.1 Положения Министерство осуществляет следующие функции и полномочия в сфере управления здравоохранением: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (п. 20); организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации (п. 21).

Поскольку Шаронова Н.А. лекарственным препаратом по рецепту лечащего врача от 26.03.2019 не обеспечена по причине его отсутствия в аптеке, но нуждается в постоянном его применении, судебная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных прокурором Заволжского района г.Ульяновска требований о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности обеспечить истца препаратом по рецепту врача.

Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение лекарственным препаратом должно осуществляться только на основании рецепта лечащего врача, правильность принятого решения не опровергает, так как на Министерство возложена обязанность обеспечить истца лекарственным препаратом  по конкретному рецепту врача.

Ссылка Министерства на невозможность обеспечения рецепта, срок действия которого истек, основанием к отмене судебного решения служить не может, поскольку нуждаемость Шароновой Н.А. в спорном лекарственном препарате носит постоянный характер.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: