Судебный акт
Об оспаривании нормативного правового акта в части
Документ от 28.10.2019, опубликован на сайте 18.11.2019 под номером 84643, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

 

Дело № 3а-290/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

28 октября 2019 года                                                                                 город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

с участием прокурора Сальникова А.А.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению   Дмитриева Александра Ивановича о  признании  недействующим  пункта 8820 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года

 

у с т а н о в и л :

 

27 ноября 2018 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 167-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее -  приказ).

Указанным приказом определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - перечень), являющийся приложением к приказу.

Приказ опубликован в печатном издании 29 ноября 2018 года, его текст также размещен на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Пунктом 8820 перечня в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером ***, принадлежащий на праве собственности Дмитриеву А.И.

Дмитриев А.И. обратился в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим пункт 8820 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, указывая на то, что объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***, включенное в перечень, не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.  Здание не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, а также торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Нежилое здание  расположено на земельном участке с видом разрешенного использования – для размещения административных зданий, который не свидетельствует о том, что  на этом земельном участке предусмотрено  размещение административно-делового или торгового центра. Включение  указанного объекта недвижимого имущества в перечни противоречит  положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика было привлечено Агентство государственного имущества Ульяновской области.

Административный истец Дмитриев А.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.

Представитель административного истца Дмитриева А.И. – Захарова Н.П. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Агентства государственного имущества Ульяновской области (до переименования - Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель Агентства государственного имущества Ульяновской области  просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу, ссылаясь при этом на то, что с 1 января 2019 года вопросы формирования и утверждения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 1 января каждого года относятся к компетенции Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области. Согласно Указу Губернатора Ульяновской области от 12 апреля 2019 года №26 Агентство государственного имущества Ульяновской области упразднено с 1 июля 2019 года с передачей функций иным исполнительным органам государственной власти Ульяновской области. На настоящий момент Агентство государственного имущества Ульяновской области находится в стадии ликвидации.  Также указал на то, что  оспариваемый  в части  приказ  № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года издан в рамках предоставленных Агентству государственного имущества Ульяновской области полномочий, с соблюдением требований федерального законодательства и в установленном законом порядке. Основанием для включения в перечень принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества послужила информация о наименовании и назначении объекта недвижимого имущества, указанная в Едином государственном реестре недвижимости.

Представитель административного ответчика Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области  (далее – Министерство) Головлева О.В. в судебном заседании просила в  удовлетворении административного искового заявления отказать. Указала, что спорный объект соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку предусматривает размещение в нем административно-делового центра.  Здание было включено в перечни с учетом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также сведений, имеющихся в плане недвижимого имущества объекта, а именно: о  назначении объекта – «нежилое здание», о наименовании объекта «административное здание с принадлежностями», о виде разрешенного использования земельного участка - «административное здание».

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание административного истца Дмитриева А.И., представителя административного ответчика Агентства государственного имущества Ульяновской области.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Сальникова А.А., полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от    6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года   № 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.

Приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.

Приказ опубликован в газете «Ульяновская правда» № 88 от 29 ноября 2018 года.

Указанный приказ Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области был размещен на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.

Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости был включен в перечень уполномоченным органом – Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

В соответствии с разъяснением, изложенным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 от 25 декабря 2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», исходя из положений 4 и 5 статьи 38 КАС РФ к административным ответчикам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченная организация, должностное лицо, принявшее оспариваемый акт.

С учетом этого и вышеуказанных обстоятельств, установленных по делу, суд считает надлежащим ответчиком Агентство государственного имущества Ульяновской области, принявшее оспариваемый нормативный правовой акт.

Ссылки  в отзыве на административный иск Агентства государственного имущества Ульяновской области на то, что с 1 января 2019 года полномочия по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, переданы Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, не являются основанием для признания надлежащим ответчиком по делу Министерства.

Довод отзыва Агентства государственного имущества Ульяновской области о том, что указом Губернатора Ульяновской области от 12 апреля 2019 года № 26 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Губернатора Ульяновской области» было постановлено упразднить с 1 июля 2019 года Агентство государственного имущества Ульяновской области, не является основанием  для решения вопроса о замене данного административного ответчика по настоящему делу, поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Агентство государственного имущества Ульяновской области существует как юридическое лицо, из указанного государственного реестра не исключено, находится в стадии ликвидации

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здания, строения, сооружения.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» определяются особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также предусматриваются налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования.

На территории Ульяновской области налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии, что площадь указанных нежилых помещений составляет 150 и более квадратных метров (статья 1.1 названного Закона).

Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

По смыслу пунктов 2 и 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень объектов недвижимости определяется в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов. Такой перечень формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, и носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу подпункта 1 пункта 3 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В ходе судебного разбирательства установлено, что объект недвижимого имущества – нежилое двухэтажное административное здание с принадлежностями с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: *** принадлежит на праве собственности Дмитриеву А.И.

Из материалов дела следует, что административным ответчиком указанное здание включено в оспариваемые перечни в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также сведениями, имеющимися в плане недвижимого имущества.

Здание расположено на земельном участке, площадью 2690 кв.м, с кадастровым номером ***, которым Дмитриев А.И. владеет на праве собственности, и в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, указанный земельный участок имеет разрешенное использование: административное здание.

Указанный вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположен спорный объект, из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на нём объекта исключительно в целях, соответствующих приведённому выше федеральному и региональному налоговому законодательству.

Из технического паспорта на принадлежащий на праве собственности административному истцу объект недвижимого имущества следует, что он имеет наименование «административное здание»; согласно классификации помещений  площадь производственных помещений составляет 68,47 кв.м, складских помещений – 79,41 кв.м, гаражей – 483, 99 кв.м, учрежденческих помещений – 152, 25 кв.м, служебных помещений – 198,40 кв.м;  из экспликаций к поэтажным планам строения усматривается следующее назначение помещений: «кабинет», «лестничная клетка», «сан.узел», «подсобное», «коридор», «тамбур», «складское», «гараж», «мастерская».

Иных сведений, позволяющих определить на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов принадлежность указанных помещений к офисам, в материалах административного дела не содержится.

Суд полагает, что названные выше помещения, исходя из технического паспорта на здание, не могут быть однозначно отнесены к офисам.

Документы технического учета не отражают такие обязательные признаки, установленные налоговым законодательством, как наличие централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисное оборудование, парковки. Следовательно, наличие кабинетов недостаточно для отнесения нежилых зданий к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.

Технический паспорт на нежилое здание не предусматривает размещение в нем  объектов торговли, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.

На момент включения здания с кадастровым номером *** в оспариваемый перечень его фактическое использование не устанавливалось. Ответчиком не представлено доказательств того, что в указанном здании на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта были расположены офисы с соответствующей инфраструктурой, объекты торговли, бытового обслуживания или общественного питания

Изложенное свидетельствует о том, что принадлежащий истцу на праве собственности объект недвижимости не отвечает критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 3 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, о назначении помещений для использования или их фактическом использовании для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что не позволяет отнести их к административно-деловому или торговому центру по данному основанию.

Исходя из приведенных обстоятельств, суд считает, что нежилое здание с кадастровым номером *** не отвечает признакам, содержащимся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, оно не подлежало включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 годы.

Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.

По общему правилу, обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Между тем каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих правомерность включения в перечень принадлежащего административному истцу здания, административным ответчиком не представлено.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество в 2019 году, и оспариваемый нормативный акты имеет ограниченный срок действия (на 2019 год), признание отдельных их положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемую административным истцом часть нормативного правового акта следует признать недействующей с момента их принятия.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Дмитриева Александра Ивановича о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 8820 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного   имущества  и   земельных  отношений   Ульяновской области №167-ПОД от 27 ноября 2018 года.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                       О.Е.Кинчарова